Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 33 публикации
«Говорим по-русски!»: споры вокруг заимствований

Вокруг заимствований сегодня опять много споров. С одной стороны, без них не обходится ни один язык. С другой, обидно, что иногда заимствования вытесняют из речи уже существующие и точно передающие смыслы слова. Об этом говорят Арина Жукова, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина, и Ольга Северская, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН. Видео доступно на ютуб-каналах ИРЯ РАН и проекта «Говорим по-русски».

...Новый выпуск программы...

...Вокруг заимствований сегодня опять много споров. С одной стороны, без них не обходится ни один язык. С другой, обидно, что иногда заимствования вытесняют из речи уже существующие и точно передающие смыслы слова....

...Гостья и ведущая программы обсуждают: что делать...

...: споры вокруг заимствований...

Страсти вокруг нормы

Что нужно, чтобы языковое явление получило статус нормативного? Почему лингвистов подозревают в безволии? Как от борьбы против любых новшеств наивные носители перешли к требованию узаконить собственные представления о правильном? О том, что именно  общество одобряет и порицает, когда речь идет о нормах, старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Светлана Друговейко-Должанская рассказала в лекции «Наивный носитель языка и его бесценное мнение о норме». Грамота подготовила конспект этой лекции.

...Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация...

...Что нужно, чтобы языковое явление получило статус нормативного...

...Наивные и искушенные Выражение «наивный носитель...

...Страсти вокруг нормы...

Самое новогоднее слово

Нам трудно себе это представить, но зимние праздники еще двести лет назад выглядели совсем не так, как сегодня. И не только потому, что главным было Рождество, но и потому, что никаких новогодних и рождественских елок во времена Пушкина еще не было. Мы решили разобраться, как появилось в России главное новогоднее слово и какими еще словами сопровождается встреча Нового года.

...Как в России появились елки...

...Нам трудно себе это представить, но зимние праздники...

...Вокруг него сложились особые ритуалы, с ним связаны традиции и коммуникативные практики, которые мало меняются с годами. Конечно, святочные гадания сейчас скорее экзотика, а вот новогодние блюда и подарки, поздравления и пожелания прочно вошли в нашу жизнь....

...Сценарий тоже известен заранее: новогоднее представление, хоровод вокруг елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, отгадывание загадок, вручение подарков. Детские речевые практики на Новый год — это прежде всего письмо Деду Морозу с рассказом о себе, своих достижениях и желаниях....

...  Первое упоминание слова елочный в НКРЯ относится к 1892 году:  Едва передвигая ноги в теплых валенках, неслышно, как тень, бродила она вокруг зеленого, развесистого деревца, внимательно оглядывая его густые веточки и выбирая, где бы получше и как бы покрасивее развесить целую массу разных...

...Самое новогоднее слово...

Искусственный интеллект научился частично понимать птичий язык

Сегодня специалисты согласны в том, что сложные системы коммуникации есть не только у людей. Понимание того, как общаются животные, может дать представление об их социальных структурах и поведении и улучшить жизнь одомашненных видов. Прогресс в этом направлении обеспечивают нейросети, которые анализируют большие объемы информации и находят неочевидные закономерности. Исследователи из канадского Университета Далхаузи использовали методы обработки естественного языка ...

...Исследователи смогут объяснить фермерам, как улучшить...

...Услышав его, кит кружил вокруг лодки команды и отвечал на «приветственный сигнал», сообщается в пресс-релизе Института SETI, который занимается поиском внеземных цивилизаций....

...Искусственный интеллект научился частично понимать...

30–31 марта пройдет онлайн-школа «Как передать язык детям»

Научный центр по сохранению, возрождению и документации языков России в составе Института языкознания РАН приглашает на Весеннюю школу «Как передать язык детям». Школа пройдет 30 и 31 марта 2024 года в онлайн-формате на платформе Zoom. Цели школы: обсудить практику внутрисемейной передачи языков; развеять мифы, сложившиеся вокруг этой темы; предложить работающие инструменты, которые помогут заинтересовать детей родным языком; поделиться ...

...Школу для билингвальных семей проводит Научный центр...

...Цели школы: обсудить практику внутрисемейной передачи языков; развеять мифы, сложившиеся вокруг этой темы; предложить работающие инструменты, которые помогут заинтересовать детей родным языком; поделиться практиками, которые помогают сохранять и восстанавливать межпоколенческую передачу языков...

...30–31 марта пройдет онлайн-школа «Как передать язык...

Лингвистическая задача «Логика сна»

В народной культуре, придающей большое значение снам, образы, которые человек видит во сне, получают то или иное толкование. Лингвистическая задача, которую придумал ульяновский фольклорист Е. В. Сафронов, строится вокруг тех принципов, по которым мы обычно толкуем сновидения. Задача была опубликована в журнале «Наука и жизнь» .

...Что означают тарелки, слезы и помидоры, увиденные во...

...Сафронов, строится вокруг тех принципов, по которым мы обычно толкуем сновидения. Задача была опубликована в журнале «Наука и жизнь» ....

...Толкования сновидений, как правило, не произвольны,...

...Лингвистическая задача «Логика сна»...

Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым

Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными, неоднократно отмечалось, что дети, осваивающие какой-либо язык как родной (первый), и носители другого языка (инофоны), осваивающие тот же язык как второй, иногда допускают сходные ошибки, что, по-видимому, должно свидетельствовать о том, что стратегия построения первичной и вторичной языковой системы в определенном смысле совпадает. Однако, когда сопоставляются достаточно большие корпусы ошибок, это не подтверждается: среди ошибок, допускаемых инофонами, можно обнаружить некоторое количество «детских», но дети обычно не допускают ошибки, свойственные инофонам. Таким образом, можно говорить о несовпадении стратегий усвоения языка.

...Ребенок находится в более выигрышном положении, чем...

...Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными...

...Объяснить это можно только тем, что он впитывает язык, звучащий вокруг него, в особенности — обращенный к нему непосредственно, и этого обычно оказывается достаточно для построения его собственной языковой системы, которую в самом общем виде можно представить как систему языковых единиц и правил...

...Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым...

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

В этом году чемпионат проходит в России в четвертый раз. Это не совсем обычное соревнование: подростки могут здесь написать эссе по математике, трактат по физкультуре или концепцию музыкального фестиваля. О том, зачем понадобилась альтернатива школьному «итоговому сочинению», рассказал председатель экспертного жюри, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний Михаил Павловец.

...Один из его инициаторов Михаил Павловец объясняет,...

...В этом году чемпионат проходит в России в четвертый...

...Нам не хочется, чтобы вокруг нас возникла инфраструктура подготовки к чемпионату. Натаскать на наши задания должно быть невозможно, это принципиальный подход. Зачем нужен отборочный тур и как он проходит? М....

...Иногда это тексты из социальных сетей, в том числе облако коммуникации вокруг задевших постов. Задача отборочного тура — из тысяч участников отобрать тех, кто, скорее всего, справится и со следующим заданием....

...На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают...

Пророк, урок, речь...

Академик Виктор Владимирович Виноградов одним из первых разработал принципы филологического жанра «история слов». В его книге, которая так и называется «История слов», рассказано, как произошли те или иные слова, каково было их этимологическое значение, как изменялись значения и форма слов, как они использовались в классической литературе и в современных произведениях.

...Из истории русских слов...

...Академик Виктор Владимирович Виноградов одним из первых...

...Кроме того, сюда же входят и слова, группирующиеся вокруг значения «урочный»: старое урочные лета, то есть «установленные годы», о которых пишет М....

...Как мы видим, все эти единицы группируются вокруг идеи слова, языка, мысли как творческой и упорядочивающей силы. Однако можно думать, что понятие «слово» сформировалось позднее, чем понятие речи, поскольку оно находится на более высоком уровне абстракции....

...В целом ряде славянских языков появилось гнездо со значением «год», которое базировалось на семантической единице «обусловленное, названное время» (ср. выше русские слова, сосредоточенные вокруг значения «договориться, условиться»: срок и др.)....

...Пророк, урок, речь......

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли...

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

... Развивать языковую компетенцию можно, наблюдая за тем, как говорят вокруг....

...экспресс-ступенью, на которой мы изучаем самое важное: то, что позволяет войти в коммуникативный контекст (сказать, как меня зовут, познакомиться с кем-то, сказать, что я не понимаю, сказать, что мне нужна помощь) и набрать хотя бы первые пятьсот слов, которые позволят немного понимать речь вокруг...

...Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению...