Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Как к вам лучше обращаться?

Как к вам лучше обращаться?
Иллюстрация: Варвара Гранкова

Необходимость заговорить с незнакомым человеком часто ставит нас в тупик. При всем желании найти вежливое, нейтральное, современное и уместное слово получается не всегда.  «Товарищ» остался в СССР, «гражданин» звучит тревожно, «господин» режет слух, «женщину» и «мужчину» странно считать обращениями. Приходится признать, что в этом месте в русском языке есть проблема.

Раньше было проще

Чтобы выбрать обращение, мы мгновенно оцениваем собеседника, определяем его социальный статус и присваиваем ему определенную роль. Ошибка в этой оценке может привести к коммуникативной неудаче и даже конфликту. В процессе этого выбора учитывается множество факторов: степень официальности ситуации, степень знакомства, пол, возраст и статус участников коммуникации, отношение к собеседнику. Если не учесть важные детали, можно нарушить правила речевого этикета, показав себя человеком грубым, бестактным или фамильярным. И все это в одной короткой реплике!1

Вопрос о том, как правильно обращаться по-русски к разным людям в разных ситуациях, возник не сегодня. Первые этикетные рекомендации мы находим в учебнике петровской эпохи «Юности честное зерцало». Тогда же для официального взаимодействия начальников и подчиненных, принадлежащих к разным сословиям, появилась непростая, но логичная система, зафиксированная в «Табели о рангах». Стандартными формулами стали титулования милостивый государь и милостивая государыня: с них принято было начинать официальные письма. Но так обращались к незнакомым людям; в общении со знакомым такое обращение было маркером конфликта. Затем появились усеченные формы сударь, сударыня. Стандартным было обращение господин с добавлением фамилии или чина.

В народной среде бытовали разные варианты обращений для неформальных ситуаций коммуникации на равных, от голубушка и касатик до дядя или уважаемый. Прислуга обращалась к своим хозяевам барин, барыня или барышня. Все эти обращения складывались десятилетиями и не вызывали затруднений в соответствующую эпоху.

Революция 1917 года упразднила прежние чины, звания и титулы и уравняла всех в правах: в советское время все были товарищами, гражданами и гражданками.  Затем в 1990-е годы господина попытались вернуть, но он выглядел естественно и уместно только в официальных приглашениях и еще в очень ограниченном наборе контекстов. 

С тех пор в русском языке так и не появилось универсальных современных обращений — ни к гражданам вообще, ни конкретно к мужчине или женщине.

Типы обращений

Самые первые и естественные обращения — родственные. Обращения мама, папа, дедушка уместны в семье, они отличаются от формальных мать, отец, дед и используются с раннего детства.

Можно ли использовать родственные обращения по отношению к незнакомым людям? Максим Кронгауз отмечает, что разговорное обращение к незнакомому человеку с помощью термина родства восходит к деревенской культуре и «совмещает в себе фамильярность с особой теплотой»2. Но эти слова требуют осторожности: иногда они могут добавить сердечности, но чаще демонстрируют недостаток образования и отсутствие такта, особенно дедуля и бабуля по отношению к незнакомым или малознакомым пожилым людям.

Должность и статус упоминаются при обращении редко: сфера употребления обращений товарищ генерал, гражданин судья, доктор, водитель или кондуктор ограничена небольшим количеством ситуаций формализованного общения.

Обращения в соответствии с полом и возрастом редко бывают нейтральными, в этом заключается основная проблема при их использовании. А еще они «работают в одну сторону»: взрослый может назвать ребенка мальчиком или юношу молодым человеком, а вот вежливому мальчику или юноше придется поломать голову, чтобы обратиться к незнакомцу, который его старше. Нейтральными и вежливыми можно назвать только обращения молодой человек и девушка, но здесь нужно учесть возраст адресата и оценить риски его обидеть. 

Неясно, можно ли называть молодую женщину с ребенком девушкой (это распространенный случай), но использовать слово женщина в качестве обращения не стоит ни при каких обстоятельствах, это невежливо. Помимо этикетных норм, надо учитывать, что слово женщина фонетически не слишком удачно и не всем нравится его на себя «примерять».

Обращения старик, старина, дружище возможны только между хорошо знакомыми и близкими людьми. Чтобы они выглядели слегка иронично и при этом органично в дружеской коммуникации, требуется личное обаяние и развитое чувство языка.

Архаичные формы, например сударыня, редко бывают уместны. Заимствованное обращение мадам женщины часто оценивают как ироническое и даже оскорбительное. Касатка/касатик и голубчик, кажется, уже окончательно стали архаикой, милочка звучит снисходительно и фамильярно.

Алгоритмы вежливости

Итак, сложности возникают не от недостатка форм обращения (напротив, их довольно много), а из-за того, что в реальных ситуациях ни одна из них часто не устраивает говорящего. Частотность выбора того или иного обращения зависит от среды, региона, привычек и контекста. Употреблять личные местоимения в качестве обращений не принято. Уместность конкретного слова в конкретной ситуации оценивает говорящий, а насколько успешной будет коммуникация, покажет практика. 

  1. Семья. Близкие родственники используют имена и термины родства (мама, папа, бабушка), но некоторые (особенно бабушки и тети) просят близких обращаться только по имени. К дальним родственникам иногда обращаются по имени-отчеству.
  2. Школа, институт, поликлиника, больница. Использование обращений в коммуникациях несимметрично: с «официальной стороны» используется фамилия или имя и фамилия при регулярном общении (например, с учащимися), а со стороны пациента или учащегося — имя и отчество. Врача могут назвать доктор, а вот учителя или преподавателя по профессии не называют. Медицинским работникам не стоит обращаться к пациентам бабушка или дедушка: если бабушка окажется главным инженером или профессором, будет неудобно, да и в других случаях такие неуместные родственные обращения могут задеть пожилого человека.
  3. Рабочий коллектив. С обращением коллеги не все просто; в разговоре коллегой стоит называть только равного по должности, а в рабочем чате новичку лучше ориентироваться на сложившуюся практику или спросить напрямую, какое обращение предпочитают другие сотрудники. Важно учитывать исключительное разнообразие корпоративных стилей: в ходу могут быть такие обращения, как друзья, девочки или котаны.

Церемонии в рабочем чатеРечевой этикет в цифровую эпоху

При личном общении возможны удивительные конструкции типа Оксаночка Степановна, в которых сочетаются уважение и нежность. Интересно, что такие формы существуют только применительно к женщинам. В советское время обращение по имени-отчеству часто сочеталось с коммуникацией «на ты»; сейчас этот стиль выходит из употребления. Особое уважение, например, к министру или главврачу часто подчеркивается интонацией. 

  1. Общение с государством (МФЦ, пенсионный фонд, госслужащие в других учреждениях). В этом случае используется имя и отчество. Их можно узнать из таблички на двери кабинета, из расписания приема или прочитать на бейдже сотрудника. Знание и использование имени собеседника, как правило, облегчает коммуникацию. 
  2. Общественные пространства (улица, транспорт, магазин). Здесь носители русского языка попадают в сумеречную зону, где все правила интуитивны, а ошибка в выборе обращения может привести к тому, что говорящего проигнорируют или он окажется втянут в конфликт. Чтобы коммуникация состоялась, сначала нужно привлечь внимание незнакомца. Поэтому прежде, чем заговорить, будет уместно извиниться за вторжение в личное пространство другого человека. При этом есть психологический нюанс: извинения в начале разговора некоторые бессознательно воспринимают как признание более низкого статуса. Не требуется извиняться перед людьми, которые выполняют свою работу, например перед сотрудником ресепшена, банковским клерком или официантом: общение с клиентами входит в их должностные обязанности.

Тонкости письменной коммуникации 

Если письменная коммуникация с незнакомым адресатом происходит в формате коротких сообщений, нужно поздороваться, обратиться по имени, назвать себя, пояснить, откуда вы знакомы, и только потом изложить свою просьбу.

В официальных письмах группе людей можно использовать обращение господа или дамы и господа. Включает ли обращение господа в стандартных формах протокольной вежливости также и дам — вопрос дискуссионный. Во многих ситуациях уместным будет обращение дорогие коллеги или уважаемые коллеги. 

Единственную ловушку в письмах, про которую многие знают, создает слово уважаемый: некоторые адресаты, особенно старшего поколения и из научной среды, могут расценить его как признак неуважения. Поэтому форму глубокоуважаемый следует выбрать при обращении к статусному немолодому адресату; в остальных случаях есть риск показаться человеком несовременным, отставшим от жизни. Эта же проблема возникает при использовании Вы с большой буквы в переписке: в условиях электронной коммуникации, где важна простота формы и скорость обмена сообщениями, церемонное Вы выглядит не всегда уместно. 

Заполнится ли лакуна?

Отсутствие универсальных форм обращения в современном русском языке отмечают многие исследователи; они выражают надежду на то, что язык, как живая система, его постепенно выработает. Но пока что будущее русских обращений туманно. Вернуться к старинным формам вряд ли получится: они кажутся искуственными, а их использование создает эффект иронии или языковой игры. Эксперимент московской сети питания, где к посетителям обращаются сударь и сударыня, не способствовал популяризации этих форм; более того, в результате такие обращения стали прочно ассоциироваться с общепитом. 

Товарищ остался в прошлом, господин и госпожа приживаются с трудом, девушками и молодыми людьми называют людей любого возраста. Окликнуть человека, который уронил перчатку на улице, оказывается для носителя русского языка непосильной задачей… Возможно, следующим поколениям повезет больше и у них появится такое обращение к незнакомцам, которое будет удобно для всех.

Литература 

  1. Бурова О. В., Бычкова Ю. В. Формы обращения в системе «врач — пациент» // БМИК. 2019. № 10. Есть электронная версия.
  2. Гольдин В. Е. Речь и этикет: книга для внеклассного чтения учащихся 7–8-х классов. М. : Просвещение, 1983.
  3. Ефремов В. А. Номинации женщины в русском языке: жена — женщина — баба — дама // МИРС. 2010. № 1. Есть электронная версия.
  4. Ефремов В. А. Номинации мужчины в русском языке: от мужа к мужику // МИРС. 2009. № 1. Есть электронная версия.
  5. Зуга О. В. «Мадам!»: оскорбление или вежливое обращение? // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2018. № 2. Есть электронная версия.
  6. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М. : Астрель, 2012.
  7. Крылов Ю. В. Гендерно-возрастные стереотипы, отраженные в языке (на примере функционирования обращений «Девушка»/«Женщина») // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). Есть электронная версия.
  8. Стернин И. А. Русский речевой этикет. М. : Дрофа, 1996. 
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Как правильно, с большой или с маленькой?

Если речь не об именах собственных и не о начале предложения, практика часто расходится с теорией

Как сказать то, что думаешь, и не обидеть?

Лекция кандидата филологических наук Левона Николаевича Саакяна

Напиши мне письмецо

Появление электронной почты дало импульс к возрождению частной переписки

все публикации

Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари


Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба