Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Когда нужно двоеточие? Ответ на экзамене, за который ставится высокая оценка, включает пункт о двоеточии между обобщающим словом и однородными членами, правило постановки двоеточия в бессоюзном предложении при определенном значении частей и интонации, правила введения в предложение прямой речи. Вспоминают иногда о возможности постановки двоеточия в сложносочиненном предложении (ССП), хотя это и редкий и необязательный знак в ССП.

Вопрос о возможности двоеточия в сложноподчиненном предложении (СПП) чаще всего вообще не поднимается. Однако раздел, связанный с необходимостью выбора именно этого знака перед придаточным в составе СПП, есть в «Справочнике по пунктуации» Д. Э. Розенталя. В разделе 10, § 39 автор сообщает, что «двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части СПП сдержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и можно вставить слова а именно)». 

Помимо некоторой некорректности в формулировке (а именно — сочинительный пояснительный союз, почему надо говорить о том, что это «слова»?), отметим абсолютную аморфность формулировки, что является отличительным признаком некоторых разделов этого справочника, являющегося для многих основным пособием по правилам расстановки запятых. При данной Д. Э. Розенталем формулировке правило постановки двоеточия в СПП воспринимается как факультативное: постановка двоеточия вместо запятой перед придаточным пишущим связывается со смыслом, вносимым им в предложение, а читающим — с расшифровкой этого смысла. Особенно актуальным вопрос об уместности двоеточия становится в ситуации проверки сочинений абитуриентов.

Абитуриент применяет правило, считая двоеточие своим «авторским» знаком. Проверяющие пытаются истолковать смысл получившейся конструкции с точки зрения общих законов русского синтаксиса и часто видят неточности в применении правила. 

Мы считаем, что правило на постановку знака должно быть связано со структурой предложения. Это позволяет пишущему думать о структуре предложения, знание теории русского языка актуализируется в связи с необходимостью верной постановки знака. Во всех своих работах, посвященных пунктуационным правилам, мы делаем на этом упор: нельзя рекомендовать простые схемы и уклончивые формулировки, надо заставлять школьника размышлять о том, как устроено предложение. 

Постановка двоеточия в СПП относится к пунктограммам, которые позволяют школьнику показать, а проверяющему — увидеть знание теории русского языка, умение разбираться в структуре русского предложения. Это, безусловно, может стать «плюсом» при вынесении решения об оценке. Проанализировав данные самим Д. Э. Розенталем и найденные нами в разных текстах примеры употребления двоеточия внутри СПП перед одним из придаточных, предлагаем уточнить формулировку правила примерно так.

Двоеточие в СПП перед придаточным может стоять в таких случаях.

1. Предложение имеет несколько однородных придаточных (три и более), первое из которых выступает в роли обобщающего, а остальные соединены между собой как однородные члены. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л. Т.) В примере три придаточных изъяснительных, первое оказывается обобщающим для двух других и эквивалентно слову «следующее», которое требует разъяснения.

В современных текстах нам не удалось найти примеров использования двоеточия при подобном строении предложений, да и вообще такая структура не характерна для современного русского языка. В Национальном корпусе русского языка ни одной похожей фразы найти нам пока не удалось. Зато в нашей личной коллекции примеров из сочинений школьников и абитуриентов мы обнаружили довольно много предложений, построенных их авторами так, что замена запятой на двоеточие вполне допустима и даже желательна.

1) Гурмыжская убеждена, что жизнь построена по законам театра: что она играет роль и выбор этой роли зависит от нее самой.

2) Посетив Илью в его новом жилище, Штольц понимает, что друг полностью поддался «обломовщине»: что его уже не интересует жизнь и он не проснется более для деятельности.

3) Наконец Чацкий убеждается, что жестоко ошибся: что Софья любит другого и он сам ей совершенно безразличен.

4) В классицистической комедии должно быть так, что финал предрешен: что добродетель торжествует и порок наказывается.

Кстати, появление подобных структур именно в школьных сочинениях объяснимо: экономя время, пишущий должен высказать большее количество мыслей, поэтому «двоеточие при последующем объяснении» становится одним из любимых знаков. Любовь же пишущих школьников к слову что, его избыточному часто использованию в письменной речи известна. Cледовательно, структура, описанная нами выше, оказывается характерна для школьных сочинений.

2. Одна из частей предложения (не важно, главная она или придаточное любого типа) имеет при себе сразу два придаточных — определительное и изъяснительное. При этом первое может относиться к соотносительному (указательному) слову этой части (то есть будет местоименно-определительным), а второе — к глаголу опорной части, оно будет изъяснительным, чаще всего используется в ней союз что. Двоеточие здесь оказывается отделяющим знаком особого типа, оно позволяет не смешивать две части, указывать на их неоднородность.

5) [Хажди Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили,] понял то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем (Л. Т.).

Схема нужной нам части этого предложения такая: [……….то], ( ч т о ……прид. местоим.-опред.): что ( .. …..изъясн.).

(то)
что (с. сл.) — мест-опред. : что (союз) — изъясн.

Это предложение можно видоизменить, чтобы ярче показать тип соотнесения между собой придаточных частей, к примеру: Он понял необходимое (=то, что ему нужно было понять): (что) они спорили о нем. Возможны примеры и с другими союзными словами: С каждым днем становилась все более очевидной та мысль, которую нам не раз высказывали сами американцы: что газеты в США — это еще не общественное мнение (газ).

(мысль)
которую (с. сл.) — опред. : что (союз) — изъясн.

Второй пример дает незначительную модификацию схемы и еще ярче проявляет суть построения предложения. Мысль в главной части — слово со значением ‘речь, мысль’ и способно присоединять придаточное изъяснительное. Это же слово, являясь грамматически существительным, может присоединить определительное придаточное. Рекомендацию не путать два этих типа придаточных можно найти в разделе «Придаточное определительное, изъяснительное» любого учебника.

Выбор в качестве знака двоеточия, а не запятой, в данном случае может подчеркнуть хорошее владение теорией русского языка.

Приведем примеры, в которых использование двоеточия предпочтительнее, чем постановка запятой:

6) Мысль, которая засела в голове Раскольникова: что старуху надо убить непременно, мешает герою приступить к поиску другого выхода из своего бедственного положения.

7) Внезапно Соня понимает то, что пытается ей рассказать Родион: что именно он виновен в смерти Лизаветы.

8) Слухам, которые распространяются среди гостей Фамусова: что Чацкий сошел с ума, почему-то верит даже его друг Горич.

9) Осип лучше барина понимает то, что произошло с Хлестаковым: что мелкого чиновника приняли за важное государственное лицо.

3. Из приведенных в «Справочнике» примеров следует, что двоеточие может быть поставлено и перед первым придаточным (непременно изъяснительным), если предложение аналогично по строению бессоюзному предложению, в котором вторая часть поясняет, раскрывает смысл первой: Я боюсь одного: чтобы переутомление наших людей не отразилось на их работе по уходу за ранеными (Пан.).

Подобная расстановка знаков препинания говорит о внимании пишущего не только к смысловой, но и к формальной стороне предложения. Для преобразования обычного СПП с придаточным изъяснительным в предложение, где ставится двоеточие, достаточно ввести в главную часть слово, лексическое значение которого сопоставимо со значением ‘это’, ‘следующее’ и требует разъяснения. Грамматически это означает преобразование главной части в полное предложение, определенным указанием на понимание такой модификации и будет постановка двоеточия. Приведем примеры из сочинений:

10) [Мысль, которая внезапно приходит Пьеру на ум: что война закончится со смертью Наполеона,] требует от героя принятия и другого решения: кто способен убить тирана. — Начало этой фразы построено по модели из предыдущего раздела.

11) Герои-«недотепы» не понимают главного: что вишневый сад будет продан все равно, несмотря на их привязанность к нему.

12) Слушая Чичикова, Коробочка понимает только одно: что ей предлагают продать вещь, цену на которую она не знает.

Заметим, что не все приведенные нами примеры из сочинений в действительности содержали двоеточие как знак препинания. Но то, что предложения подобного строения школьники сами создают, кажется нам достаточно весомой причиной для включения правила о постановке двоеточия в СПП в пособия для поступающих и школьные учебники.

Наталья Николенкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Еще на эту тему

Знаки преткновения

Лекция кандидата филологических наук Светланы Викторовны Друговейко-Должанской

Существует ли авторская пунктуация?

Существует, но только в рукописи, считает лингвист Владимир Беликов

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ