Неслучайные оговорки
Журнал «Наука и жизнь» проводит конкурс «Игры со словами». Перед вами третье задание конкурса, автор которого — кандидат филологических наук Илья Иткин. Итоги конкурса будут подведены в конце года. Победителей ждут призы от редакции журнала и ведущего игры Сергея Федина.
На олимпиаде по лингвистике и математике, состоявшейся в ноябре — декабре 2005 года в Москве, школьники единодушно присудили этой задаче приз решательских симпатий как самой интересной.
Даны высказывания детей дошкольного возраста. Найдите в приведенном ниже списке, какие слова на самом деле они выбрали для выражения мысли.
1. Мама купила витаминки в ... .
2. Мой дедушка — ... войны, у него еще осталась форма с зелеными ... .
3. Римские ... львов обижали.
4. Я ... большой, могу сам ложкой есть.
5. Я был у зубного врача, и мне там поставили ... .
6. Нам задали нарисовать ... линию.
7. Давно, когда я еще была ... .
8. ... — это такая птица. Очень вкусная, когда жареная!
9. На третьей остановке автобус ... .
10. У гуся жена — ... .
11. Я упала на спину и ударила ... .
12. Пап, а Маша и Даша ..., да?
13. У наc ... на обед был рассольник.
14. Мама уехала в отпуск на ... .
15. В ... году будет война?
16. Мама, ... воду! Лизочка хочет пить.
Список слов
Библиотека, большой, вагон, ветеринар, гладиолус, гусеница, дворняжка, еще, завтра, испорченный, клумба, луна, на, опуститься, прошлый, психопатка, совочек.
Задание 1. Случаи замены одних слов другими в детской речи можно разделить на несколько групп. Определите, на какие именно, и распределите по этим группам приведенные в задаче примеры.
Задание 2. Поясните ваше решение.
Ответ на лингвистическую задачу опубликован на сайте журнала «Наука и жизнь».
Еще на
эту тему
Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»
В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад
Как пришествие корпусов меняет лингвистику
Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас
В новом сезоне подкаста «Розенталь и Гильденстерн» лингвисты обсуждают будущее языка
Что будет с орфографией, пунктуацией, ударением?
«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными
Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники
Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon
Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»