СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ. Вид слухового или зрительного диктанта, при котором диктуются слова, а не предложения. С. д. позволяет концентрировать вниманиеучащихся на трудных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся. Недостатком С. д. является искусственный характер языкового материала: предложение или текст в этом смысле ценнее.
ДИКТАНТ (от лат. dictare – диктовать). Вид письменной работы, записывание воспринятого текста. При обучении иностранным языкам Д. используются на занятиях по фонетике (фонетические Д.), лексике (словарные Д.), грамматике (орфографические Д.). В соответствии с формой проведения различают зрительный Д. – на доске записывается предложение, объясняются трудные языковые факты, затем предложение стирается, а учащиеся должны написать его по памяти; зрительно-слуховой Д. – предложения записываются одновременно на доске и в тетради, написанное обсуждается всей учебной группой. Д. может быть использован также для контроля некоторых навыков и умений (контрольный Д.).
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Вид диктанта; упражнение в развитии самостоятельной связной речиучащихся; используется также для активизациилексики и усвоения орфографии.Т. д. может быть осуществлен в двух вариантах: 1) в соответствии с изучаемой лексико-грамматической темой подбираются и разбираются слова, с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; 2) прочитывается и разбирается текст, выделяются обязательные для использования слова, затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указ. слова должны быть употреблены. Т. д. имеет много общего с изложениемпо опорным словам, со свободным диктантом.