СИТУАЦИЯ (от фр. situation – совокупность обстоятельств). Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, побуждающие его к выполнению действий. К элементам С. могут относиться и состояния самого человека в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. С. делятся на стандартные(стабильные) и вариабельные(переменные), учебные и реальные. Полное описание С. подразумевает выделение требований, которые предъявлены человеку извне и / или выработаны им самим, выступают для него в качестве исходных. В учебном процессе ситуации выделяются на основе сфер и тем общения. См. также проблемная ситуация, речевая ситуация.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Совокупность условий (речевых и неречевых), стимулирующих учащихся на соверше-ние действия, заданного содержанием ситуации. П. с. может быть речевой, если вызывает ту или иную речевую реакцию. Различают объективную П. с. – ситуацию, заданную преподавателем в учебных целях, и субъективную П. с. – психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы. П. с. на занятиях по языку создаются на основе моделирования жизненных ситуаций, представляющих для учащихся интерес. Эффективность обучения с использованием П. с. зависит от умений слушателей разрешать такие ситуации, умений преподавателя предъявить ситуацию, обеспечить эффективность работы учащихся, управлять процессом разрешения ситуации. Выделяют четыре взаимосвязанные функции П. с.: а) стимулирующую, б) обучающую, в) организующую, г) контролирующую. Опыт и экспериментальное обучение свидетельствуют о том, что П. с. стимулируют речевую деятельность, увеличивают ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствуют прочности формируемых речевых навыкови умений. На занятиях по языку наибольшее распространение получили П. с., задаваемые в форме ролевой игрыили этюда. П. с. рассматриваются в качестве важного компонента проблемного обучения.