ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Метод психолого-педагогического исследования; эксперимент, включенный незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Соединяет положительные черты метода наблюдения и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Нередко дополняется беседой. Разновидность Е. э. – экспериментальное обучение, при котором изучение учащегося либо проверка методических рекомендаций ведется непосредственно в процессе обучения. Е. э. как особый вид психологического эксперимента был разработан известным российским психологом А. Ф. Лазурским (1874–1917) и описан в его кн. «Естественный эксперимент и его школьное применение» (1918). Значительный вклад в разработку Е. э. внес В. А. Артемов («Естественный эксперимент», 1927). См. обучающий эксперимент.
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт). 1. В психологии – метод, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект Э.). В основе Э. лежит моделирование исследуемого явления в целях его изучения и выявления влияния на него определенных факторов. Различают следующие виды Э.: естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий. 2. В методике– один из основных методов исследования. Позволяет доказать или опровергнуть научное предположение. Используются разные виды Э. в зависимости от целей, длительности и методики его проведения: поисковый, констатирующий, контрольный. В любом виде Э. существенную роль играют сопоставления экспериментальных и контрольных классов. Итоги Э. обычно подводятся в виде количественных обобщений: характеризуется уровень владения языком, сформированности отдельных речевых навыкови умений. Для этого широко используются математические и статистические методы иссследований (Штульман, 1976).
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Организованная для решения методической проблемы учебная деятельность, протекающая в течение ограниченного отрезка времени, базирующаяся на определенной гипотезе и выполняемая в соответствии с разработанным планом обучения. В ходе М. э. проводится измерение начального и заключительного состояния обученностииспытуемых.
Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью изучения, исследования; опыт специальное Метод познания, основанный на чувственно-предметной деятельности исследователя.