Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными. Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней.

Если в слове воробей мы выделим корень -воробей-, то окажется, что слово воробушек ему не однокоренное: у него корень -вороб-. А если мы считаем, что у обоих слов корень -вороб-, то у слова воробей появляется морфема -ей. Этой морфеме трудно приписать конкретное значение, но при этом она по определению (минимальная значимая часть слова) не может быть бессмысленной. 

Та же проблема со словами давать и дарить. Традиционно у второго выделяют корень -дар-. Интуиция подсказывает нам, что эти слова связаны между собой, однако если мы выделим у них корень -да-, то получим у дарить суффикс -р-, которого нет в современном русском языке. При этом исторически он был: например, с его помощью образованы слова пир и жир, которые восходят к глаголам пити и жити

На практике понимание исторической связи слов помогает не ошибаться в правописании: можно проверить слово замечательный словом заметка, а совок — словом засовывать

Борис Иомдин пишет о двух способах определения близости слов — синхронном и историческом (или диахроническом). При первом способе родственными признаю́тся только те слова, для которых можно построить словообразовательную цепочку в современном русском языке. Второй способ основан на интуиции и позволяет увидеть глубинные связи между словами. При этом интуиция не всегда совпадает с тем, что написано в словарях: примерно 80% опрошенных считают однокоренными слова столица и престол, поезд и ездить, хотя словари не выделяют ни суффикс в слове столица, ни приставку в слове поезд.

Лингвист считает, что в школьной практике правильными следует считать ответы, основанные на любом из этих подходов. Оба они развивают у учащихся полезные навыки: умение видеть структуру слова и интуитивное понимание смысловых связей. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба

Какой толк от толковых словарей?

Лекция кандидата филологических наук Бориса Леонидовича Иомдина

все публикации

В языке все уже изучено или ученым есть чем заняться?

В телепередаче «Наблюдатель» члены Российской академии наук обсуждали самое интересное в науке о языке


Новый толковый словарь — источник точной и интересной информации для школьника

Авторы рассказывают, как устроен словарь и как его можно использовать на уроках и дома


Как разное понимание языковой нормы приводит к коммуникативным неудачам

Выступление научного консультанта Грамоты Владимира Пахомова на конференции «Медиатекст: векторы развития и перспективы изучения» 


Наш человек! Как появились и что значат названия народов — этнонимы

От имен легендарных прародителей до прозвищ, данных соседями


Шепот на ухо и бесконечный пазл: две истории о переводе с турецкого

Тюрколог Аполлинария Аврутина переводила не только Орхана Памука, но и суфийскую поэзию XIII века


Вышел в свет второй выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

В нем анализируют такие языковые единицы, как «босяки», «верги» и «зеленые береты»


Как отличить текст, написанный нейросетью? Ряд критериев предложен на «Хабре»

ИИ не способен к оригинальному мышлению и творческому осмыслению информации


Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким правилам пишутся уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба



Вышел в подарочном издании «Словарь поэтических иносказаний Пушкина» Валерия Сомова

Автор считал этот словарь кентавром: «По форме — справочник, по сути же — книга для занимательного чтения»


Подкаст «Что это значит?» проясняет смысл необычных современных слов

Даже если вы избегаете новых заимствований, полезно понимать, откуда взялись ретрит, косты и непо-бейбис


Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы


Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют на работу больших языковых моделей

Михаил Копотев о роли сгенерированных нейросетью текстов в развитии моделей и в жизни людей


В Москве прошла первая стратегическая сессия «Информационные технологии и языки народов России»

Мероприятие организовано Домом народов России при поддержке ФАДН России


Русский язык как государственный: что означает этот статус

Когда средство общения становится символом страны и национальным достоянием



Два брата и два алфавита: история изобретения славянской письменности

Кирилл и Мефодий вместе с учениками придумали не только буквы, но и язык




Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств