среда
1. СРЕДА, -ы, вин. среду; мн. среды, сред, средам; ж. 1. Вещество, заполняющее какое-л. пространство и обладающее определёнными свойствами. Воздушная с. Распространение света в однородной среде. Преломляющие среды. Фильтрующие среды. 2. только ед. Совокупность характеристик природы, влияющая на жизнедеятельность какого-л. живого организма (человека, животного и т.п.). Географическая, природная с. Охрана окружающей среды. С. обитания. В заповедниках животные живут в привычной для них среде. 3. только ед. Социально-бытовая обстановка, условия, в которых протекает жизнь и деятельность человека. Социальная, общественная с. Рабочая, военная с. Мещанская с. // Совокупность людей, связанных общностью условий жизни, социально-бытовой обстановки. В среде учащихся, студенчества. Читательская с. Происходить из среды музыкантов, врачей, учёных. С., в которой он воспитывался, оказала огромное влияние на его мировоззрение. С. заела (о невозможности духовного роста, развития из-за неблагоприятного окружения, социально-бытовых условий).
среда
2. СРЕДА, -ы, вин. среду; мн. среды, сред, средам; ж. Третий (после воскресенья) день недели, следующий за вторником (середина недели). Ближайшая, прошлая (прошедшая) с. Планы, расписание на среду. Занятия перенесли на среду. По средам хожу в бассейн. В среду уезжаю. Подождём до среды. В ночь со среды на четверг - лунное затмение. Сегодня с.?
учебная среда
УЧЕБНАЯ СРЕДА. Условия, в которых протекает обучение. Для изучающих иностранные языки, в том числе и русский как иностранный, большое значение имеет то, где протекает учебный процесс, – в родной или иноязычной языковой среде. Изучение языков в среде носителей языка рассматривается в качестве благоприятного фактора для овладения языком и формирования социокультурной компетенции. К числу трудностей обучения вне родной языковой среды следует отнести сложность протекания процессов адаптации, связанных с приспособлением обучающихся к новым условиям обучения. В этой связи можно говорить о физиологической, социально-психологической и академической адаптации (Сурыгин, 2000). Физиологическая адаптация, например, связана с уменьшением физической и умственной работоспособности учащихся и повышением заболеваемости, а академическая адаптация – с переходом учащихся в педагогическую систему более высокой ступени образования (из школы в вуз) и новыми национально-культурными особенностями, свойственными новой образовательной среде. В структуре У. с. рассматриваются: условия обучения, окружение обучения, атмосфера обучения и ряд других.
языковая среда
ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА. Исторически сложившееся объединение людей на основе общего языка и культуры, проживающих на определенной территории. С лингводидактической точки зрения можно говорить о Я. с. как окружении, в котором происходит изучение языка. Может быть естественной (обучение организуется в условиях иноязычной Я. с.) и искусственной (создается с помощью различных средств обучения в условиях ее отсутствия с целью воссоздания Я. с.). Естественная Я. с. является важным фактором успешного овладения иностранным языком, прежде всего в области устного общения, и формирования коммуникативной компетенции. По этой причине программы языковых вузов предусматривают стажировку учащихся в стране изучаемого языка различной продолжительности (см. включённое обучение). Предпринимались попытки классификации объективных факторов, воздействующих на личность в иноязычной среде и способствующие овладению языком в новой для учащихся среде. К числу таких факторов относятся: видеоряд (включает явления окружающего мира в виде зрительных образов); аудиоряд (воспринимаемая учащимся на слух информация); ситуативный ряд (речевые ситуации, стереотипы социального общения и межкультурного языкового контакта); национально маркированные фоновые знания; обучающая стихия языка.