УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Тип упражнений по способу выполнения; противопоставляются письменным упражнениями указывают на тот вид деятельности, который они призваны развивать – устную речь. При выполнении У. у. ведущими являются моторныеи слуховые анализаторы, позволяющие облегчать запоминание языкового материала.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Тип упражнений по их назначению: служат для развития речевых уменийна основе фонетических, лексическихи грамматических навыков; применяются для тренировки спонтанного употребления заученных языковых явлении в речи, как правило, без их осознания в момент речи. При выполнении Р. у. произвольное вниманиеучащихся должно быть сосредоточено на содержании высказывания, в то время как его форма является объектом непроизвольного внимания. Р. у. ситуативно обусловлены, коммуникативно мотивированы, направлены на использование учащимися отрабатываемого материала для выражения собственных мыслей и понимания чужих в связи с разнообразными стимулами и мотивами. С помощью Р. у. решаются сложные мыслительные задачи (например, участие в дискуссии, обоснование правильности или ошибочности суждений и взглядов, порождение развернутых высказываний, связанных с активностью воображения). Р. у. могут быть многообразными по содержанию и степени сложности мыслительных задач. Подразделяются на типы в зависимости от того, какие виды речи и речевой деятельностиони обслуживают – устную/ письменную речь(диалогическую, монологическую), аудирование, говорение, чтение, письмо(Вохмина, 1993; Скалкин, 1983). Ср. языковые упражнения.
УЧЕБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Тип упражненийпо их назначению; всякие упражнения, которые выполняются с целью усвоения отдельных явлений языка или развития устной речи. Ср. естественно-коммуникативные упражнения.
ДОМАШНИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Тип упражнений по способу их выполнения: самостоятельная работа с пройденным на занятиях материалом во внеаудиторное время. Самыми распространенными Д. у. являются упражнения в письме и чтении. Ср. классные упражнения.
КЛАССНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Тип упражненийпо способу и месту их выполнения; проводятся под руководством преподавателя и предназначены для ознакомления с новым грамматическим, лексическим, фонетическим материалом, для развития речи, для проверки успеваемости учащихся и т. д. Ср. домашние упражнения.