Российско-американская компания (1799–1868)
Всероссийская государственная телерадиовещательная компания (ВГТРК)
КОМПАНИ|Я, -и, род. мн. компаний, ж., нд., III е. ! Не путать с кампания.
1.0. Группа людей, находящихся обычно в приятельских, дружеских отношениях, к-рые вместе проводят время, а ткж. люди, собравшиеся вместе отпраздновать что-л., повеселиться, отдохнуть. Син. общество, группа.
Весёлая (шумная, тихая, приличная, скандальная, дружная, дружеская, студенческая, мужская, своя, интересная, [не]большая, тесная, хорошая, плохая, [не]подходящая, незнакомая, новая [для кого-л.], престижная, наша, его …) компания. Компания студентов (подростков, отдыхающих, болельщиков, молодёжи …). Компания из скольких-л. человек (из болельщиков ЦСКА …). Состав … какой-л. компании. Заводила разг. … в какой-л. компании. Собрать (расстроить, развлекать чем-л. или как-л., завести разг. чем-л., спровоцировать на что-л., найти [себе], покинуть …) [какую-л.] компанию. Делать что-л. (отправиться куда-л., поздравить кого-что-л., отдыхать …) [всей] компанией. Скучать несов. … без [своей] компании. Принять кого-л. (пригласить кого-л. …) в [свою] компанию; влиться (попасть …) в какую-л. компанию. Проводить время (тусоваться несов., разг., посидеть сов., выпить, видеть кого-л. …) в компании какой-л. или кого-л. Вытащить кого-л. … из какой-л. компании. Присоединиться (пристроиться разг. …) к какой-л. компании. Запасти чего-л. (закупить чего-л. …) на [всю] компанию. Спасти кого-л. (изолировать сов. и несов. кого-л. …) от какой-л. компании. Поехать сов. куда-л. (путешествовать несов., охотиться несов., связаться разг., разорвать, рассориться …) с какой-л. компанией. Компания собралась (рассталась, празднует что-л., занимается чем-л., выпивает зд. несов. …). □ А что, давайте летом всей компанией махнём на Соловки, там, говорят, красота неописуемая. В пятнадцать лет он попал в плохую компанию, связался с наркоманами. В соседнем зале ресторана был накрыт банкет для какой-то внушительной компании. Привет честной компании!
2.0. Корпоративное предприятие, к-рое представляет собой ассоциацию вкладчиков капитала, созданную для осуществления коммерческой или производственной деятельности.
Крупная ([не]большая, мощная, влиятельная, высокорентабельная, надёжная, солидная, международная, транснациональная, иностранная, дочерняя, совместная, российская, местная, акционерная, частная, государственная, смешанная, торговая, нефтяная, нефтедобывающая, торговая, транспортная, пейджинговая, военно-промышленная, финансовая, страховая, экспортная, инвестиционная, холдинговая, венчурная, аудиторская, офшорная, наша, вся …) компания. Компания «Лукойл» («Сони» …). Компания по производству чего-л. … Компания с каким-л. капиталом (с ограниченной ответственностью …). Интересы (собственность, капитал, акции, контрольный пакет акций, доход, прибыль, налоги, процветание, убытки, банкротство, крах, ликвидация, служащие, сотрудники, представитель, менеджер, президент, генеральный директор, совет директоров, владелец, акционер, представительство, какое-л. отделение, офис, здание, предприятие, производство, продукция, марка, товарный знак, товары, ценовая политика, продвижение на какой-л. рынок, традиции, клиенты, партнёры …) [какой-л.] компании; слияние … компаний. Работа … в какой-л. компании. Сырьё (поставки чего-л.) для какой-л. компании. Договор … с какой-л. компанией. Создать (основать, учредить, зарегистрировать, расширять, перенести куда-л., ликвидировать сов. и несов., разделить, поглотить, захватить, завещать кому-л., отсудить у кого-чего-л., обвинять в чём-л. …) какую-л. компанию. Управлять несов. (руководить несов. …) компанией. Принять кого-что-л. (войти в качестве кого-чего-л. …) в [какую-л.] компанию. Работать несов. … в какой-л. компании. Поставлять что-л. (производить что-л. …) для какой-л. компании. Уйти (выгнать кого-л., выделиться …) из компании. Подать в суд … на какую-л. компанию. Заключить договор … с какой-л. компанией. Покупать что-л. … у какой-л. компании. Какая-л. компания производит что-л. (предлагает что-л., разработала что-л., заключила договор с кем-чем-л., расширяет производство, вышла на российский рынок, имеет интересы где-л., сотрудничает с кем-чем-л., получила какую-л. прибыль, заплатила какие-л. налоги …). □ Эта торговая компания давно и успешно работает на российском рынке. Компания предлагает большой выбор запасных частей для бытовой техники. По решению компании часть прибыли расходуется на благотворительные цели.
Тёплая компания разг. – о весёлой, тесно сплочённой группе людей, а ткж. иногда о группе людей, к-рые объединились для каких-л. предосудительных действий, авантюр и т. п. Не компания кто-л. кому-л. – кто-л. по каким-л. причинам не подходит кому-л. как товарищ, приятель. □ Ну пойми ты наконец, не компания он тебе! Водить компанию с кем-л. – см. водить. Поддержать компанию – см. поддержать. Составить компанию кому-л. – см. составить.
◒ Вот компания какая! шутл. – о привлёкшей внимание говорящего группе животных или людей (из песни М. Старокадомского на стихи С. В. Михалкова «Весёлые путешественники» в одноимённой кинокомедии режиссёра А. Мазура, 1937).
|| Морф. компаниj-а. Дер. уменьш. компаний|к(а) ж., сущ. кают-|компания ж. – , кино|компания ж. – , компань|он м. – , радио|компания ж. – , теле|компания ж. – ; прил. компаней|ск(ий) разг. – ; нареч. за компанию – , для компании – ; предл. в компании с – . Этим. ← фр. compagnie << народно-лат. compānia – ‘сообщество’ << com- – ‘вместе’ + pānis – ‘хлеб’ (т. е. буквальное значение – ‘те, кто вместе едят хлеб, сотрапезники’).
компания
ж. [польск. kompania < ит. compagna < нар.-лат. compania сообщество < лат. com- с-, со- + pānis хлеб].
1) Группа лиц, проводящих вместе время.
Весёлая компания
2) Торговое или промышленное предприятие, создаваемое на основе объединения нескольких предприятий.
Сталелитейная компания.
Ср. консорциум 2).
КОМПАНИЯ, -и, ж. Группа лиц, проводящих вместе время или чем-л. объединенных; син. общество. Новый год студенты отмечали дружной, веселой компанией.
КОМПАНИЯ, -и, ж. Объединение предпринимателей, занимающееся экономической (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой) деятельностью, имеющее статус юридического лица. Консультант по управлению Ян Митрофф уверен, что эта вера в приоритет стиля была частью стратегии успеха, которой придерживалась компания General Motors (Газ.).