сценарий речевого взаимодействия
СЦЕНА́РИЙ РЕЧЕВО́ГО ВЗАИМОДЕ́ЙСТВИЯ. Модель (схема) речевого взаимодействия учащихся, выполняющих разные роли с целью реализации собственных программ поведения в рамках заданной ситуации общения. Такие сценарии речевого поведения хранятся в долговременной памяти, а способы их словесной реализации являются объектом изучения на занятиях по практике языка. Сценарий близок к ролевым играм тем, что тоже строится на приемах драматизации, но имеет следующие отличительные особенности: 1) роли, предписанные участникам речевого общения в рамках сценария, как правило, парные, взаимодополняющие друг друга; 2) в ролевой игре возможен только один участник, моделирующий речевое поведение, приемлемое в определенной ситуации общения (например, студенту предлагается разыграть роль посетителя ресторана, заказывающего обед); 3) в сценарии участниками моделирования ситуации являются разные персонажи; 4) важнейшим элементом сценария является проблема, «конфликт», который требуется разрешить его участникам. В сценарии лишь описывается ситуация и дается целевая установка. Участники же сценария сами интерпретируют свои роли и ищут пути разрешения конфликта (в отличие от ролевой игры, в которой ролевое поведение участников общения часто предписано заранее); 5) участники сценария объединены общностью ситуации, однако между ними существует информационное неравенство: каждый участник располагает частью общей информации и частью информации, известной лишь ему. Эта неполнота информации усиливает конфликтную ситуацию, требует поиска ее решения (Шляхов, 2007; Di Pietro, 1994).
принцип межкультурного взаимодействия
ПРИ́НЦИП МЕЖКУЛЬТУ́РНОГО ВЗАИМОДЕ́ЙСТВИЯ. Принцип обучения иностранным языкам, следование которому предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой преподаватель учитывает национально-культурные особенности учащихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка.
принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности
ПРИ́НЦИП ВЗАИМОДЕ́ЙСТВИЯ ОСНОВНЫ́Х ВИ́ДОВ РЕЧЕВО́Й ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТИ. Принцип обучения, в основе которого лежит организация учебного процесса, обеспечивающая формирование речевых умении и навыков в основных видах речевой деятельности во взаимодействии друг с другом. См. взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.