Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 32 ответа
Точных совпадений не найдено, показываем близкие результаты
№ 282241
Поставлен диагноз сахарный диабет./Поставлен диагноз "сахарный диабет".
ответ

Кавычки нужны.

4 мая 2015
№ 252692
Здравствуйте!!! Как правильно пишется диагноз"сахарный диабет" или диагноз сахарный диабет или же диагноз "Сахарный диабет"?
ответ

Корректно: диагноз «сахарный диабет».

23 апреля 2009
№ 279910
КоваНый или коваННый из железа котелок?
ответ

Правильно: кованный из железа котелок (кованный здесь – причастие).

4 декабря 2014
№ 243407
Правда(,) странный вопрос? Нужна ли запятая? Спасибо
ответ

Корректно без запятой: Правда странный вопрос?

15 июля 2008
№ 274750
Как правильно говорить? Салатный цвет или салатовый?
ответ

Варианты равноправны.

20 апреля 2014
№ 291567
Здравствуйте. У меня странный вопрос: как поставить «лапки»?
ответ

О том, как набрать разные кавычки на клавиатуре, можно прочесть в соответствующей статье «Википедии».

28 декабря 2016
№ 288048
Правильно ли в предложении я выделила грамматическую основу: Странный человек ваш Иван Иванович Иван Иванович-подлежащее Странный человек- сказуемое
ответ

Да, корректно. К подлежащему можно отнести и слово "ваш".

27 апреля 2016
№ 307258
"Ты… странный. Точнее необычный". Нужна ли запятая после "точнее"?
ответ

Запятая после точнее нужна: Точнее, необычный.

18 января 2021
№ 295506
Здраствуйте! Интересует, как правильно написать словосочетания: диванный эксперт, диванный аналитик, диванные войска, а именно: заключаются ли они в кавычки? Очень жду ваш ответ! Спасибо.
ответ

Использовать кавычки не требуется.

5 декабря 2017
№ 310095
Уважаемые филологи, объясните, пожалуйста, почему ресурс "Академос" демонстрирует такой разнобой в написании слов со второй частью "ориентированный"? С дефисным написанием "бизнес-ориентированный" и "интернет-ориентированный" все понятно. Но почему в дефисном написании "индивидуа́льно-ориенти́рованный" [добавление 2020], "ко́мплексно-ориенти́рованный" [добавление 2020], "предме́тно-ориенти́рованный", "системно-ориенти́рованный" [добавление 2020]? Потому что от "индивидуальная ориентация", "комплексная ориентация", "предметная ориентация" и "системная ориентация"? Но почему тогда раздельно "коммуникати́вно ориенти́рованный", "ли́чностно ориенти́рованный" и проч.?
ответ

На Ваш вопрос мы попросили ответить Ольгу Евгеньевну Иванову, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, одного из разработчиков «Академоса». Вот что написала нам Ольга Евгеньевна:

Проблема здесь – различение наречия (пишется отдельно от второй части) и первой части сложного прилагательного. Этот вопрос до сих пор не решен, потому что нет никаких очевидных формальных признаков, по которым можно четко разграничить сложное прилагательное с «первой наречной частью» и словосочетание наречия с прилагательным (в том числе отпричастным). Данный материал во всем его необозримом объеме является словарным, то есть определяется не правилом (формально-то оно есть: наречие пишется отдельно), а по словарю, при этом написание в словаре отдельных слов/словосочетаний нередко индивидуально и устанавливается на основании многих критериев.

Так, очень важный критерий для выявления наречия – оно указывает на актант качественного или отпричастного прилагательного (на объект или субъект глагольной группы): архитектурно выверенный проект – в проекте выверена архитектура, архитектурная составляющая (объект). У нас: индивидуально-ориентированный, предметно-ориентированный, комплексно-ориентированный и системно-ориентированный – по данному критерию это тоже наречия, предшествующие отпричастному прилагательному (ориентированный на индивидуальное восприятие, обучение, на учебный предмет, на целую группу предметов, явлений, процессов, на систему или системность чего-либо). Но здесь вступает в действие другой критерий, а именно терминологичность данных сочетаний и, соответственно, закрепленность их употребления и написания в определенной сфере (здесь: образование, педагогика, методика обучения), где они пишутся – с подавляющим преимуществом – дефисно.

Этот второй критерий – терминологичность – делает данные сочетания исключениями из раздельного написания. Кроме того, из сферы раздельного написания, которое можно было бы предположить, данные слова выводит также отсутствие в текстах актуализаторов собственно наречного значения для первой части (указание на степень проявления качества: нельзя сказать *очень, сильно, глубоко, интенсивно индивидуально-ориентированное обучение, системно-ориентированное проектирование, комплексно-ориентированная модель) и отсутствие глагольных признаков времени, места, протяженности, актуальности действия или представления о деятеле, субъекте действия, наличия дополнения для второй отпричастной части. Поэтому данные единицы и были включены в словарь в дефисном написании, исходя из всех этих соображений и при учете реального функционирования в современных текстах.

Добавим, что подробно об этой проблеме написано в работе Е. В. Бешенковой и О. Е. Ивановой «Теория и практика нормирования русского письма», опубликованной на сайте Орфографической комиссии: https://www.ruslang.ru/doc/ortho/BeshenkovaIvanova-2016-normpisma.pdf (стр. 190–210).

21 ноября 2022