МАТЕРИАЛО... Первая часть сложных слов, которая может быть выделена сильным ударением при определённых условиях во фразе, напр.: В двадцатом веке сформировалась отдельная научная дисциплина – материаловедение.
УЧЕБНИК, учебника, мн. учебники, учебникам \\ уче[б]ник и допуст. устарелое уче[б’]ник.
АНАЛИЗ, -а, м., нд., I а.
● 1.0. Разложение целого на части, вычленение в целом его составных частей как метод исследования. Ант. <синтез>. А. и синтез – основные операции умственной деятельности.
1.1. Изучение, исследование какого-л. объекта, в ходе к-рого заключение о его содержании, характере и т. п. делается на основе детального рассмотрения отдельных его сторон, аспектов, а ткж. результаты такого изучения, исследования. Син. исследование, <изучение, рассмотрение>.
Научный (глубокий, тонкий, детальный, тщательный, краткий, всесторонний, односторонний, психологический, объективный, беспристрастный, [не]плохой, прекрасный, блестящий …) анализ. Анализ международной обстановки (экономики, состояния чего-л., каких-л. данных, ошибок, творчества кого-л., какого-л. произведения, текста, ситуации …) о том, что подвергается анализу; анализ обозревателя (учёного …) о том, кто производит анализ. Результаты (методы, принципы …) анализа. Провести (дать, сделать, осущест- вить, предпринять, предложить …) анализ чего-л. Подвергнуть что-л. … анализу. Анализ показал что-л. … □ В статье даётся глубокий и беспристрастный анализ экологической ситуации в стране.
1.1.1. Вид учебной работы, к-рый заключается в правильном определении имеющихся у языковых единиц свойств, характеристик и т. п.
Грамматический (морфологический, морфемный, словообразовательный, стилистический, семантический, этимологический, компонентный, [не]верный …) анализ. Какой-л. анализ слова (существительного, предложения …). Порядок (схема …) анализа. Оценка … за анализ. Требования … к анализу. □ Преподаватель дал студентам задание сделать полный морфологический анализ всех существительных в тексте.
2.0. Определение состава и свойств вещества путём разложения его на более простые элементы или изучения его спектров, определение количества какого-л. компонента в веществе, а ткж. данные, являющиеся результатом такой процедуры.
Химический (лабораторный, спектральный, количественный, повторный …) анализ. Анализ какого-л. вещества (состава чего-л., почвы, желудочного сока, крови …). Анализ чего-л. на содержание чего-л. (на кальций, на гемоглобин о крови …). Результаты … анализа. Сделать (произвести …) анализ. Отдать что-л. (сдать что-л., принять что-л., направить что-л. …) на анализ. Анализ показал что-л. (выявил что-л. …). □ Пробы грунта направлены в лабораторию для анализа на радиоактивность. ● 2.1. часто мн. Медицинская процедура, имеющая целью получение данных о состоянии здоровья человека посредством определения состава его крови, мочи, желудочного сока и т. п. Направить кого-л. на анализы. ● 2.1.1. обычно мн. Результат исследования состава и свойств крови, мочи, желудочного сока и т. п. в рамках такой процедуры. Его анализы оказались не очень хорошими.
Математический анализ – раздел математики, к-рый включает теорию пределов, дифференциальное и интегральное исчисление, теорию рядов и некоторые их приложения; этот раздел математики как учебная дисциплина.
|| Морф. анализ- . Дер. сущ. аналит|изм м. – , макро|анализ м. – , микро|анализ м. – , псих∙о∙анализ м. – , сам∙о∙анализ м. – , экспресс-|анализ м. – ; прил. аналит|ическ(ий) – . От глаг. анализировать сов. и несов. – . Этим. ← фр. analyse << греч. análysis – ‘разложение, расчленение’ << ana – ‘вверх; назад’ + lyō – ‘развязываю, разъединяю’. В научный обиход введено английским физиком Р. Бойлем (1627–1691).
УЧЕБН|ЫЙ, относ., IV а. (гр. сокр. уч.)
1.0. Такой, к-рый относится к учёбе или обучению, т. е. к организованному процессу получения и передачи знаний, а ткж. такой, содержанием к-рого является учёба или обучение.
У. деятельность (процесс, работа, занятие, предмет, дисциплина, задание, тест, приём, нагрузка, отпуск, группа …). □ Учебная работа в школе организована блестяще, а вот воспитательная – не на должном уровне. Для проведения практических занятий в аудиториях и лабораториях каждый курс в среднем специальном и высшем учебном заведении делится на учебные группы.
1.1. Такой, к-рый является учёбой, осуществляется с целью овладеть соответствующими умениями и навыками.
У. практика (перевод, полёт, плавание, сборы зд. мн., воен., прыжок, тревога, стрельба …). □ Солдаты не знали, учебная это тревога или настоящая.
1.2. Такой, с помощью к-рого производится обучение.
У. материалы (литература, книга, пособие, словарь м., тетрадь ж., [кино]фильм, телевидение …). □ Учебники и учебные пособия для школ выпускаются обычно массовым тиражом. ● 1.2.1. Такой, к-рый используется в процессе обучения как материал, инструмент и т. п. У. принадлежности. У. плакат. У. стенд. ● 1.2.2. Специально сделанный, приспособленный для обучения. У. судно. У. корабль. У. самолёт. ● 1.2.3. Такой, к-рый представляет собой специально изготовленную для обучения модель чего-то настоящего. Ант. +настоящий, боевой. Ср. холостой1. У. снаряд. У. мина. У. патрон.
1.3. Такой, к-рый организует и осуществляет обучение, а ткж. такой, в к-ром проходят теоретические и практические занятия по какому-л. школьному или вузовскому предмету.
У. заведение (центр, курсы мн., корпус, аудитория, кабинет, лаборатория, мастерская, здание …). □ Институтский комплекс состоит из здания общежития и учебного корпуса. В учебном центре можно научиться шить, овладеть навыками компьютерной грамотности, выучить японский язык и многое другое.
1.4. Такой, в течение к-рого проходит обучение.
У. время (семестр, полугодие, год, час, день м. …). □ Учебный час в российской школе равен 45 минутам.
Учебная программа – документ, к-рый определяет объём и содержание знаний, умений и навыков по каждому предмету в среднем, среднем специальном или высшем учебном заведении и устанавливает их распределение по годам (ступеням) обучения. Учебная часть – административный орган, к-рый осуществляет практическое руководство процессом обучения в среднем, среднем специальном или высшем учебном заведении. □ По этому вопросу вам лучше поговорить с заведующей учебной частью школы.
|| Морф. уч=е=б=н-ый. Дер. прил. военно-учебный [военноучебный] – ; сущ. зав|у|ч м. и ж. – , учебное заведение (См.), учебн|ик (См.); форм. учебно-… (напр., учебно-воспитательный, учебно-методический, учебно-тренировочный …) – . От сущ. учёба (См.).
УЧЕБНИК, -а, м., нд., I в.
Книга для учащихся, предназначенная для обучения какому-л. учебному предмету.
Основной (типовой, традиционный, экспериментальный, стабильный, современный, аудиовизуальный, коммуникативный, единый, бесплатный, школьный, вузовский, университетский …) учебник. Учебник русского языка (грамматики, физики …); учебник какого-л. года [издания] (Реформатского …) о том, какой учебник; учебник какого-л. ученика … о том, чей учебник. Учебник для учащихся чего-л. (для студентов, для иностранцев, для начинающих, для каких-л. школ, для какого-л. класса, для какого-л. курса …). Учебник по разг. русскому языку (по разг. физике, по разг. хирургии …). Какой-л. урок (упражнения, языковой материал, словарь, тип, цель, использование, эффективность …) учебника. Внедрить (рекомендовать несов. и сов. кому-л., открыть …) [какой-л.] учебник. Пользоваться … [каким-л.] учебником. Прочитать что-л. … в учебнике. Делать выписки (почерпнуть что-л. …) из учебника. Заниматься зд. несов. (учиться, учить что-л., изучать что-л., повторять что-л.) … по [какому-л.] учебнику. [Какой-л.] учебник рассчитан на кого-что-л. (предназначен для кого-чего-л., адресован кому-л., содержит несов. что-л., устарел …). См. ткж. книга 1.0. □ Этот учебник явно устарел, и его следует заменить более современным.
|| Морф. уч=еб=н=ик-Ø. Дер. уменьш. учебнич|ек м.; прил. учебник|ов(ый) разг. От сущ. учёба (См.), прил. учебный (См.).