Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 13 публикаций
Легко ли быть грамотным?

Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства. С одной стороны, они пользуются авторитетом, к ним испытывают уважение. С другой, грамотная устная и письменная речь некоторым кажется излишеством: раз меня все равно понимают, зачем мучиться и учить правила? Кроме того, одни, как принято думать, обладают врожденной грамотностью, а другие не могут справиться с буквами из-за дислексии и дисграфии. И все-таки грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке. Какая грамотность нам нужна в эпоху спелл-чекеров и чатботов? Попробуем подступиться к этой важной теме.

...Грамотность можно измерять, развивать и извлекать из...

...Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства...

...Устная речь В устной речи грамотность — это прежде всего соблюдение фонетических и орфоэпических норм, правильное произношение, ударение, интонация....

...Легко ли быть грамотным?...

Кому и зачем нужен Национальный корпус русского языка

Девятнадцать лет назад в России появился электронный онлайн-корпус русскоязычных текстов. Сегодня этот корпус — Национальный корпус русского языка, или НКРЯ —  насчитывает больше двадцати отдельных корпусов и более двух миллиардов словоупотреблений. На вопросы Грамоты о том, какую роль играет НКРЯ в лингвистической науке и не только, ответили менеджер НКРЯ, старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, и. о. заведующей лабораторией цифровой документации русского языка ИППИ РАН, кандидат филологических наук Анастасия Козеренко и продакт-менеджер компании «Яндекс», кандидат технических наук Ирина Виноградова.

...Получить всю картотеку одним кликом и другие, менее...

...Девятнадцать лет назад в России появился электронный...

...Например, в корпусе устной речи, где  представлена именно расшифрованная устная речь, расставлены ударения (те, которые делал говорящий), отмечены паузы....

...Кому и зачем нужен Национальный корпус русского языка...

9–13 декабря 2024 года в Москве состоится Первый Евразийский конгресс лингвистов

Масштабное международное мероприятие проводится по инициативе Института языкознания РАН при поддержке Минобрнауки РФ и приурочено к трехсотлетию Российской академии наук. Оргкомитет конгресса возглавляют президент Российской академии наук Геннадий Красников и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.  На Конгрессе будут представлены исследования лингвистов из разных стран, посвященные решению наиболее актуальных проблем науки о языке. Для широкой аудитории ...

...В программный комитет вошли ведущие российские лингвисты...

...Тематика Конгресса охватывает множество направлений; помимо конкретных языков и групп языков, представлены языковое разнообразие и вариативность, теория языка, устная речь и мультиканальная коммуникация, психо- и нейролингвистика, социолингвистика, компьютерная лингвистика и ...

...9–13 декабря 2024 года в Москве состоится Первый Евразийский...

Филолог и педагог Станислав Иванов: «Нужно, чтобы в каждом классе стояло хотя бы десять словарей»

Совсем скоро выпускники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. Показывают ли результаты этого экзамена уровень знания предмета? Каких умений не хватает филологам-первокурсникам? Можно ли в школе научить не только грамотно писать, но и убедительно говорить? Об этом мы поговорили с экспертом Грамоты, кандидатом филологических наук, доцентом МПГУ Станиславом Викторовичем Ивановым.

...Результаты школьного обучения глазами преподавателя...

...Совсем скоро выпускники будут сдавать ЕГЭ по русскому...

... Приведу по памяти цитату из Даниила Борисовича Эльконина: «Устная речь на уроках в школе представлена в жанре учебного диалога»4....

...Потому что устная речь развивается по образцу.  Ребенок слышит хорошую речь родителей, они с ним общаются, он слышит правильные формы, он отвечает на вопросы, он сам задает вопросы и не боится их задать....

...На уроках в школе устная речь не может быть сформирована никогда и ни при каком условии.  Когда мы пытаемся проанализировать устную речь ученика любого класса или выпускника, мы не можем предъявить претензии школе....

...Тогда где и как формируется устная речь? Стихийно, на других уроках, в семье? С. И.: Да, конечно, она в первую очередь формируется в семье, во вторую очередь — на всех предметах школьного курса, каждый по-своему вносит в нее вклад....

...Филолог и педагог Станислав Иванов: «Нужно, чтобы в...

Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять нормализаторством»

Как изменилось наше представление о языке после появления корпусов текстов, в частности Национального корпуса русского языка? Использование корпуса в практике лингвистических исследований уже стало общепринятым, а что дают корпусные данные теоретикам? Какие явления следует изучать в первую очередь и почему лингвисты не должны опираться на интуицию? Об этом Грамота поговорила с академиком РАН, заместителем директора Института русского языка им. В. В. Виноградова Владимиром Александровичем Плунгяном.

...Корпус учит лингвистов не доверять своей интуиции и...

...Как изменилось наше представление о языке после появления...

...  Когда устная речь носителей языка, причем высокообразованных носителей, была аккуратно и точно записана, люди не могли поверить, что это действительно русский язык — настолько он отличается от привычной письменной нормы....

...Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять...

Лингвист Александр Кравецкий: «У церковнославянского языка очень странная судьба»

Как в точности соотносятся церковнославянский, старославянский и древнерусский языки? На это вопрос даже многие выпускники филологических факультетов не могут дать внятный ответ. При этом если древнерусский и старославянский остались в далеком прошлом, церковнославянский жив и сегодня, хотя и для ограниченного круга людей. Как сложилась его судьба и чем он интересен с лингвистической точки зрения? Об этом Грамота поговорила с ведущим научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, руководителем научного центра по изучению церковнославянского языка и проекта создания Большого словаря церковнославянского языка Нового времени Александром Геннадьевичем Кравецким.

...Его влияние на русский литературный язык недооценено...

...Как в точности соотносятся церковнославянский, старославянский...

...  Берестяные грамоты писали люди, которые учились по церковным книгам, но при этом в них в большей степени фиксировалась устная речь, например, Новгорода. А обучение грамоте крестьян происходило по часословной части Псалтыри, то есть по славянским текстам....

...Лингвист Александр Кравецкий: «У церковнославянского...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли...

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...Но на самом деле устная речь не может быть  полностью сформирована в семь лет, поэтому для развития умения слушать и понимать речь требуются специальные целенаправленные усилия....

...Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению...

История русской письменности глазами ученых и популяризаторов XX века

Пять книг, которые мы выбрали, предназначены для широкого круга читателей. Они свидетельствуют об интересе к происхождению русского письма, который сохранялся на протяжении всего XX века. Из них вы узнаете, как возникли привычные нам буквы, чем кириллица отличается от глаголицы и при чем здесь греки и финикийцы.

...Спойлер: никаких славянских рун не было...

...Пять книг, которые мы выбрали, предназначены для широкого...

...В «Моих университетах» Максима Горького есть эпизод, с помощью которого Лев Успенский иллюстрирует эту мысль: товарищу главного героя, которого тот обучает грамоте, устная речь кажется чем-то абсолютно естественным и подобным дыханию, а письмо, когда разные черточки складываются в слова...

...История русской письменности глазами ученых и популяризаторов...

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

...Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли...

...Функциональная грамотность отличается от умения читать...

...Устная речь, культура устного обсуждения, умение слушать, задавать друг другу уточняющие, проблематизирующие вопросы — это тоже часть функциональной грамотности.  Как влияют новые технологии на практики чтения?  Е....

...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...

«Более лучше, более веселее»

В русском языке, как известно, есть два способа образования сравнительной степени: с помощью суффиксов («холоднее», «веселей») и путем прибавления к форме положительной степени слова «более» («более холодный», «более веселый»). В отношении синтетической простой формы сравнительной степени типа «веселее» у языковедов споров не возникает: она признаётся морфологической (если, конечно, вообще категория степеней сравнения причисляется к морфологическим категориям). По поводу же образований типа «более холодный» в специальной литературе существуют две противоположные точки зрения.

...О грамматическом статусе аналитических форм сравнительной...

...В русском языке, как известно, есть два способа...

... Устная речь продавца (3) Но Ладога расположена куда более южнее. Из телепередачи. Речь ведущего (4) Не пора ли еще энергичней, куда более энергичней преодолевать наш страх? Из радиопередачи. Речь ведущего (5) Нужно как можно более глубже провести интеграцию города и села....

...«Более лучше, более веселее»...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать