В русском языке глагол-сказуемое согласуется с подлежащим по лицу и числу в настоящем времени и по роду и числу в прошедшем. Когда подлежащее выражено одним словом — существительным или местоимением, с согласованием не возникает проблем. Но если подлежащее нетипичное, возможны разные варианты. Применить корпусные методы к таким конструкциям сложно, потому что в корпусе они почти не встречаются. Но можно изучать их методами экспериментального синтаксиса.
...В русском языке глагол-сказуемое согласуется с подлежащим...
...Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа «ты и я»...
...Так и получается: форма первого лица более приемлема, когда находится перед я и ты (машину из сервиса забираю я и ты), а форма второго лица — когда находится перед ты и я (машину из сервиса забираешь ты и я)....
... будешь ты и я (частица) идти на вечеринку ‘Мы с тобой (ты и я) пойдем на вечеринку’....
...Я и ты забираем / забираю / забираешь / забирают машину из сервиса. б. Ты и я забираем / забираю / забираешь / забирают машину из сервиса. (6) а. Машину из сервиса забираем / забираю / забираешь / забирают я и ты. б....
... пойду туда я и ты ‘Мы с тобой (я и ты) пойдем туда’. Наконец, иногда глагол может принимать так называемую дефолтную форму....
... ты и он всегда (частица) опаздываете ‘Вы с ним (ты и он) всегда опаздываете’. Вторая возможная стратегия — частичное согласование....
Мы привыкли, что в русском предложении есть два главных члена — подлежащее и сказуемое. Но помимо двусоставных предложений существуют также односоставные, с одним главным членом. Односоставное предложение с подлежащим известно как назывное, а среди односоставных предложений со сказуемым выделяют несколько типов: неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения. Как они функционируют в русском языке?
...Мы привыкли, что в русском предложении есть два...
...Неличные предложения: кто отвечает за действие без...
... Швейцарский исследователь Даниэль Вайс выделяет обобщенно-личное значение у местоимения ты (ты 2 в противовес адресному ты 1) и соглашается с другими исследователями, которые считают нулевой вариант, то есть отсутствие местоимения, эллипсисом (пропуском, который...
... Нередко использование местоимения ты в обобщенном смысле или формы глагола, соответствующей обращению на «ты», может привести к коммуникативной неудаче — особенно, если оба собеседника общаются друг к другу на «Вы»: Если (ты) взялся за работу, то делай...
...восстанавливается из контекста): например, надо, значит, [ты] берешь и делаешь....
...Однако иногда предложения, которые содержат местоимение ты, также имеют обобщенно-личный характер....
... Лексема ты 2 «включает говорящего, обобщая его личный опыт, совместима с адресатным ты 1 либо вежливым вы в одном и том же предложении и носит разговорный характер, но может также появляться в публицистических жанрах или научном докладе....
Сериал «Слово пацана», который активно обсуждают уже почти два месяца, заинтересовал нас не только словом «чушпан», которое даже называли в качестве кандидата на роль слова года. Насколько точно на экране передан сленг улицы в целом? Грамота поговорила об этом Шамилем Идиатуллиным, который в 1980-е годы жил в городе Брежнев (ныне Набережные Челны) и написал об этом времени книгу.
...Сериал «Слово пацана», который активно...
...Писатель Шамиль Идиатуллин: «Я был нормальный пацан...
...«Кадета все знают, что ты мне мозги-то целуешь?» И дальше начинается пробивка: смотрят, вправду ли ты знаешь авторитетных людей (авторов), которые могут за тебя вписаться, если что, насколько ты сам реальный пацан и не слишком ли борзой....
...Вот как говорили подростки: автор; борзой (такой борзой стал); блин; ваще; в натуре; в пятак; врешь ты все, и спишь ты в тумбочке; деловой; дерзкий (самый дерзкий); дяпсан, тепсан; забугорный; заманал; зашибись; зубы жмут или глаз лишний?...
... Если ты демонстрируешь свою борзоту, то должен быть готов ответить за слово делом. Шамиль Идиатуллин — дважды лауреат премии «Большая книга»....
...Там все были примерно такие же, как ты, все приехали год-два-три назад и никто не мог похвастаться, что он старожил. В то же время не было и такого, что «я приехал, сейчас тут порядок наведу». Этим местная жизнь отличалась от казанской....
...При делах значило, что ты с кем-то мотаешься, куда-то включен, вписан в какую-то контору. Я был не при делах. Таких, как я, подтягивали к каким-нибудь мероприятиям только в крайнем случае. Кстати, слова стрелка не было, слова разборки тоже не было....
Приятель брата — Митя или Дима? А новая коллега — Женя или Евгения? Анна Ивановна считает себя начальником или начальницей? Как описать соседа: он глухой или с нарушениями слуха? Во многих ситуациях нам приходится делать этот непростой выбор. На что лучше ориентироваться: на мнение того, о ком речь, на правила языка или на собственное удобство? Грамота расспросила об этом популяризатора лингвистики, кандидата филологических наук Александра Пиперски.
...Приятель брата — Митя или Дима? А новая...
...Право на имя...
...Учителя не становятся Аннами и Василиями, к ним не обращаются на ты, сколько бы лет им ни было. Сегодня выбор общения на ты или на вы часто обсуждается сразу после знакомства. Бывают корпоративные попытки внедрить обращение на ты, не всегда успешные....
...А вот асимметричное ты, когда начальник говорит ты по умолчанию, а ему в ответ подчиненный должен говорить вы, уже практически ушло. Такая ситуация изредка возникает с очень молодыми подчиненными или с начальниками определенного склада в некоторых коллективах....
... Вообще, различение ты и вы встречается не так часто, как нам кажется. Если посмотреть на соответствующую карту во Всемирном атласе языковых структур, то окажется, что больше половины языков не имеют противопоставления ты/вы (T–V distinction, от латинских местоимений tu/vos)....
...Слово бомж короткое, поэтому из него легко получается ругательство: Ах ты бомж! Длинное наименование лицо без определенного места жительства для этого не подходит....
...Правила вежливости Как обращаться к человеку, на ты или на вы? Раньше для взрослых образованных городских жителей по умолчанию действовало правило в начале общения называть друг друга по-русски на вы....
У редакторов, которые работают в печатных и электронных медиа, часто нет ни журналистского, ни редакторского образования, но это не мешает им быть настоящими профессионалами. Заместитель главного редактора портала «Такие дела» Инна Кравченко рассказала Грамоте, что работать с фактурой, внимательно относиться к деталям и думать про драматургию текста она научилась на телевидении и в бизнес-изданиях, а еще в ГИТИСе и на сценарных курсах.
...У редакторов, которые работают в печатных и электронных...
...Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных...
...Я вцепилась в нее: «Так, ты обязана мне об этом написать! Пиши что угодно, рассказ, эссе, как хочешь это называй, но ты должна рассказать вот эту историю»....
...Это особое счастье, когда ты в человеке открываешь талант. Конечно, не все тексты прекрасны. Иногда приходит слабый текст, и если позволяет график, ты от него отказываешься....
...Ты выбираешь ключевые моменты, закручиваешь драматургию маленького сюжета, который должен максимально привлечь внимание. Инна Кравченко Фото из личного архива В 2005 году Юрий Кацман создавал газету «Бизнес» и позвал меня....
...А если ты хочешь, чтобы твой лонгрид дочитали, значит, таких конструкций там быть не должно, нужно помогать читателю. В словари я заглядываю, только чтобы разобраться с терминами. Я очень не люблю прилагательные, считаю, что от них один вред, особенно для начинающих журналистов....
...Он сказал: «Слушай, как ты это делаешь? Кто тебя научил?» Сам он тогда учился в МГУ, на факультете журналистики, на отделении литературной редактуры. При этом сдавал какой-то ужас. Я ему, злобно огрызнувшись, ответила: «Никто меня не учил, жизнь научила»....
В этом году чемпионат проходит в России в четвертый раз. Это не совсем обычное соревнование: подростки могут здесь написать эссе по математике, трактат по физкультуре или концепцию музыкального фестиваля. О том, зачем понадобилась альтернатива школьному «итоговому сочинению», рассказал председатель экспертного жюри, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний Михаил Павловец.
...В этом году чемпионат проходит в России в четвертый...
...На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают...
...Ты должен рассказать, почему ты решил участвовать и что тебе дал этот опыт, или рассказать о неудаче, если считаешь этот опыт неудачным». Применимы ли ваши наработки в школе? М. П.: Дело в том, что мы работаем с мотивированными детьми....
...Ты оказываешься внутри какой-то ситуации, исходя из нее нужно действовать. Например, для участников, которые выбрали направление культурологии, сочинение может быть таким. В твоем городе организуют фестиваль, посвященный современной музыке....
...Идея олимпиады как интеллектуального состязания предполагает проверку умения действовать в новых, неизвестных обстоятельствах и сталкиваться с задачами, которые ты, может быть, раньше не решал. У нас есть еще одна важная установка: каждый год менять правила игры....
...Если ты напишешь вообще концепцию, тебе сильно снизят баллы, потому что есть конкретная целевая аудитория — молодежь, есть конкретный город. Нужно быть креативным, предлагать яркие и нешаблонные решения исходя из твоего знания и предмета, и среды....
...Если ты используешь возможности и исторические особенности твоего города, это повышает ценность работы. При этом коммуникативность тоже важна: твой текст адресован экспертному совету, который состоит из конкретных людей, чиновников и экспертов. Это адресная, избирательная коммуникация....
Ясный язык — это специальная упрощенная форма языка, для каждого языка — своя. В ней нет сложных и длинных конструкций, а слова сопровождаются простыми и наглядными картинками-пиктограммами. Чтобы создать «ясноязычную» версию текста, нужно владеть специальными навыками, ведь задача такой версии — помочь людям, которым по разным причинам трудно прочитать и понять то, что написано обычным языком.
...Ясный язык — это специальная упрощенная форма...
...В переводе на ясный: язык как инструмент инклюзии...
...Перевод: Ты заболел коронавирусом. Ты должен сразу идти в больницу. Врачи должны сразу тебя лечить. Ты не хочешь идти в больницу. Ты остаешься дома. Ты не лечишься. Ты можешь тяжело заболеть. Ты можешь заболеть пневмонией....
Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает в соответствии с провозглашением установки на игру как творческого метода. Так или иначе она звучит в текстах-манифестах поэтов-метареалистов Ивана Жданова («До слова»), Сергея Соловьева («Амфитеатр печатной машинки...») и Алексея Парщикова («Вступление»).
...Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает...
...Поэтический театр 90-х годов ХХ века: игра слова...
...Вот как описывает происходящее в театре, данном в слове, Жданов: Как будто кто-то спит и видит этот сон, где ты живешь один, не ведая при этом, что день за днем ты ждешь, когда проснется он....
...Но кто ты ему? — лишь согбенный ремесленник, отчим. Ты скажешь: «Он слово, Он сущий!». О да, но твое имя речи — Мария. И только. Курсивом: вначале всего — Богородица Дева. Потом — Рождество....
... Строка Ты — сцена и актер в пустующем театре, которой начинается стихотворение, кажется эхом размышлений Мандельштама о том, что театр весь дан в слове4....
...Но кто-то может относиться и к персонажу, это становится ясным при обращении к одноименному эссе Жданова: Ты для него — ...тайна за семью печатями, персонаж многих его видений. ......
...Тема фарисеев и пророков звучит явственно и в другом фрагменте: тебя возносит в драме высвечивать углы, разбойничать и жечь... ты — соловьиный свист, летящий рикошетом.......
Лев Киселев (RE-pac) — популяризатор рэп-фристайла в России. Читает рэп уже лет двадцать, шестнадцать лет занимается фристайлом и почти столько же преподает его, а последние девять лет руководит «Фристайл-мастерской». Кто-то ходит в нее годами, кто-то приходит посмотреть, а кто-то — остается. Грамота расспросила его о том, как научиться рифмовать на ходу и какая от этого польза.
...Лев Киселев (RE-pac) — популяризатор рэп-фристайла...
...Рэп-фристайл: импровизация по-русски в ритме бита...
...: Это в первую очередь способ проявить себя, показать миру, кто ты и какой ты. Фристайл как форма самовыражения часто оказывается более искренним и содержательным, чем обычная речь. Практика показывает, что каждый человек может фристайлить не хуже, чем говорить прозой....
... Ты можешь экспериментировать с языком, звуком и формой, рассказать хорошую историю. Рэп-фристайл доступен любому человеку и не требует подготовки....
... Процесс обучения состоит из того, что ты говоришь и слушаешь других. Когда в группе много опытных ребят, слушать одно удовольствие, потому что это всегда смешно и неожиданно....
...Ты можешь некоторое время выезжать на заготовках, но если делать это регулярно, будет заметно. Если человек прочитал двенадцать плохих или бессмысленных строчек, а потом вдруг четыре классных, но не совпадающих с темой, становится ясно, что он их придумал раньше....
Казалось бы, дореволюционная русская орфография перестала существовать больше ста лет назад. Между тем наши современники продолжают по разным причинам ее использовать — кто-то в силу симпатий к дореволюционной России и ее культуре, кто-то из эстетических соображений. Энтузиасты ведут блоги, переиздают и пишут книги в старой орфографии. О том, какие мотивы стоят за этим выбором, Грамоте рассказал филолог Алексей Любжин.
...Казалось бы, дореволюционная русская орфография перестала...
...«Слепить из себя нормального русского дворянина»...
...У меня есть две дразнилки для любителей новой орфографии: «Ты лев, но ты не лев» («Ты лѣвъ, но ты не левъ»; лѣвъ — это «левый», а левъ — царь зверей) и «Иди с миром» (съ миромъ — «иди спокойно», съ міромъ — «...
.../ Въ послѣдній разъ передо мной / Ты катишь волны голубыя / И блещешь гордою красой (А. С. Пушкин «К морю»). На мой взгляд, орфография стихия — голубые — это то, что подготовило Евтушенко. Тот же Пушкин, только поплоше и понеряшливей....