ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО. Единица обучения диалогической речи, совокупность двух соседних высказываний (реплик), связанных между собой по содержанию и по форме. Современное обучение диалогической речи предполагает не усвоение отдельных фраз, а овладение механизмом порождения диалога. В каждом Д. е. могут по-разному сочетаться типы высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, восклицание). На этой основе выделяются 16 типов Д. е.: 1) сообщение – сообщение, 2) сообщение – вопрос, 3) сообщение – побуждение, 4) сообщение – восклицание, 5) вопрос – сообщение,6) вопрос – вопрос, 7) вопрос – побуждение, 8) вопрос – восклицание, 9) побуждение – сообщение, 10) побуждение – вопрос, 11) побуждение – побуждение,12) побуждение – восклицание, 13) восклицание – сообщение, 14) восклицание – вопрос, 15) восклицание – побуждение, 16) восклицание – восклицание (Изаренков, 1986).
СВЕРХФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО. Сложное синтаксическое целое, отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки. Может совпадать с абзацем, быть больше или меньше абзаца. Изучается в рамках лингвистики текста. На занятиях по языку рассматривается в качестве единицы обучения монологической или диалогической речи.
Цельность, нераздельность; сплочённость. Е. народа. Сила армии в её единстве. Мировое сообщество продемонстрировало полное е. Для классической трагедии характерен принцип единства места и времени. Е. командования армией.