аудитивное умение
АУДИТИВНОЕ (от лат. audire – слышать) УМЕНИЕ. Речевое умение, обеспечивающее возможность понимать смысл воспринимаемых на слух иноязычных текстов. Формируется в результате выполнения специальных речевых упражнений, с помощью которых преодолеваются трудности восприятия текста на уровне его значения, формы, а также условий восприятия (темп речи, условия слушания и др.).
умение
УМЕНИЕ. Усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Создает возможность выполнения определенных действий не только в привычных, но и в изменяющихся условиях.
У. характеризуется осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью и динамизмом. Осознанность У. заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и соответственно управляет им с помощью сформированных навыков. Самостоятельность У. проявляется в возможности переноса из одного вида деятельности в другой. Продуктивность У. определяется его осознанностью, что позволяет не просто воспроизводить усвоенные действия, но и находить более эффективные решения использования сформированных навыков. Наконец, динамизм У. позволяет совершенствовать его. Для формирования и развития У. предназначены специальные упражнения, получившие наименование речевых упражнений. У. могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, У. может образовываться и без специальных упражнений в выполнении какого-л. действия. В этом случае оно опирается на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. Приобретенные человеком в процессе овладения языком У. свидетельствуют об уровне владения языком, а также являются показателем его общего умственного развития. Формирование У. проходит через ряд этапов. В зарубежных работах по методике понятия «умения» и «навыки» не дифференцируются и означаются одним термином skill, с помощью которого обозначают специфические речевые умения, составляющие умение как вид речевой деятельности, и частные умения или компоненты специфических умений (Johnson, 2002; Munby, 1978). В то же время в отечественной и зарубежной методике существует общее в понимании процесса становления умения, представляющего собой сложное интегрированное образование, которое включает в себя речевые автоматизмы, т. е. навыки, опирающиеся на знания, и неавтоматизированные компоненты в виде «способности управлять речевой деятельностью при решении коммуникативных задач в новых ситуациях общения» (Пассов, 2006, с. 106), т. е. умения. К достижениям отечественной методики в исследовании проблемы речевых умений следует отнести следующие: определение речевого умения, его структуры и качеств (целенаправленность, динамичность, продуктивность, иерархичность, самостоятельность), зависимости качеств речевого умения от качеств речевого навыка, характеристика динамики развития У. (Бим, 1988; Витлин, 1999; Зимняя, 1985; Леонтьев, 1997; Мильруд, 1976, 2007; Пассов, 1991, 2006;). См. также речевое умение, навык.
У. характеризуется осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью и динамизмом. Осознанность У. заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и соответственно управляет им с помощью сформированных навыков. Самостоятельность У. проявляется в возможности переноса из одного вида деятельности в другой. Продуктивность У. определяется его осознанностью, что позволяет не просто воспроизводить усвоенные действия, но и находить более эффективные решения использования сформированных навыков. Наконец, динамизм У. позволяет совершенствовать его. Для формирования и развития У. предназначены специальные упражнения, получившие наименование речевых упражнений. У. могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, У. может образовываться и без специальных упражнений в выполнении какого-л. действия. В этом случае оно опирается на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. Приобретенные человеком в процессе овладения языком У. свидетельствуют об уровне владения языком, а также являются показателем его общего умственного развития. Формирование У. проходит через ряд этапов. В зарубежных работах по методике понятия «умения» и «навыки» не дифференцируются и означаются одним термином skill, с помощью которого обозначают специфические речевые умения, составляющие умение как вид речевой деятельности, и частные умения или компоненты специфических умений (Johnson, 2002; Munby, 1978). В то же время в отечественной и зарубежной методике существует общее в понимании процесса становления умения, представляющего собой сложное интегрированное образование, которое включает в себя речевые автоматизмы, т. е. навыки, опирающиеся на знания, и неавтоматизированные компоненты в виде «способности управлять речевой деятельностью при решении коммуникативных задач в новых ситуациях общения» (Пассов, 2006, с. 106), т. е. умения. К достижениям отечественной методики в исследовании проблемы речевых умений следует отнести следующие: определение речевого умения, его структуры и качеств (целенаправленность, динамичность, продуктивность, иерархичность, самостоятельность), зависимости качеств речевого умения от качеств речевого навыка, характеристика динамики развития У. (Бим, 1988; Витлин, 1999; Зимняя, 1985; Леонтьев, 1997; Мильруд, 1976, 2007; Пассов, 1991, 2006;). См. также речевое умение, навык.
умение коммуникативное
УМЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЕ. См. коммуникативное умение.
учение
УЧЕНИЕ. Деятельность учащихся в обучении, в которой неразрывно связаны: учебный предмет или содержание обучения, деятельность учителя (преподавание) и непосредственно У. У. может быть произвольным и непроизвольным. Его эффективность зависит от мотивации, интересов, потребностей, индивидуально-психологических свойств личности (внимания, воли, эмоций), уровня обученности субъекта. Результатом У. являются элементы индивидуального опыта учащихся в виде знаний, навыков, умений. См. учебная деятельность учащихся.
метод «учение через обучение»
МЕТОД «УЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ». Метод обучения, суть которого состоит в том, что учащиеся должны самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. Занятие служит не для простого сообщения знаний, а для организации интерактивного общения учащихся, способствует коллективному принятию решений. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся могли активно общаться друг с другом, развивать межличностные контакты. Важную роль в этом играют различные исследовательские проекты. См. белл-ланкастерская система взаимного обучения, проблемное обучение.
умения педагогические
УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ. См. педагогические умения.
учебные умения
УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ (англ. study skills). Приемы умственной деятельности, способы самостоятельного приобретения знаний, навыков, умений. Формируются в процессе учебной деятельности и могут быть сформированными на базе родного языка, не всегда функционирующими в процессе иноязычной коммуникации, и общеучебными. К таким У. у. относятся: культура чтения и слушания; работа с текстом; ведение записи, работа с книгой; приемы запоминания; приемы подготовки к занятиям и др. Формирование У. у. является важным направлением в работе преподавателя иностранного языка наряду с формированием речевых умений. У. у. формируются в процессе учебной деятельности и на их содержание большое влияние оказывает специфика учебного предмета. Можно говорить об общелогических и общеучебных умениях, которые формируются на базе родного языка и не всегда функционируют в процессе иноязычной коммуникации, так как не систематизированы и не всегда направлены на определенный вид речевой деятельности, и У. у., формируемых в рамках изучаемой дисциплины (группы дисциплин). К У. у. относятся следующие приемы работы в процессе учебной деятельности: работа с текстом; культура чтения и слушания; рациональная запись (составление плана, написание тезисов, аннотаций, рецензии); работа с книгой; запоминание учебного материала; работа с техническими средствами; работа с разными жанрами учебной литературы (словарь, справочник, каталог); планирование своего учебного времени; подготовка к экзаменам, зачетам, семинарам и др.
педагогические умения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ. Умения профессиональной деятельности, приобретаемые будущими педагогами в процессе обучения. Формированию П. у. студента-филолога способствуют следующие приемы работы: а) анализ программ и учебников; б) анализ речи учащихся с точки зрения ее соответствия нормам языка; в) наблюдение за ходом урока и его анализ; г) проведение занятия (или его фрагмента) по практике языка; д) знакомство с опытом организации и проведения занятий; е) участие в обучающих играх, просмотр фильмов о мастерстве преподавателя с последующим их обсуждением. Важное значение для формирования П. у. имеет педагогическая практика.