ТЕМА (от греч. themа – то, что положено в основу). 1. Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения. Работа над Т. занимает одно из ведущих мест в системе развития речи, при этом у обучаемых формируются следующие умения:понимать Т., определять ее объем и границы, накапливать материал по Т., систематизировать его в соответствии с задачей раскрытия Т. и т. д. Умение работать над Т. – одно из главных коммуникативных уменийучащихся (см. принцип ситуативно-тематической организации учебного материала). 2. При актуальном членении предложенията часть предложения, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания, ремы). Т., рассматриваемая как предмет изложения, является фактором, определяющим содержание обучения.
Предмет повествования, изображения, исследования. Неисчерпаемая, основная т. Историческая, бытовая т. Вечная, актуальная т. Т. доклада, диссертации. Т. романа, стихотворения. Т. для монографии. Выбор, формулировка темы. Развитие, раскрытие темы. Совокупность тем. Подход к теме. Роман, сочинение на заданную тему. Трактовать, излагать тему. Быть темой рассказа. Деревенская т.; т. деревни Т. собрания, дискуссии. Спор на тему о молодёжи. Предложить тему для разговора. Касаться, избегать темы любви. Вернуться к начатой теме. Уклониться от предложенной темы. Переходить, перескакивать с темы на тему