Проверка слова:  

 

Новости

 

Премия «Букер». Вопросы без ответа...

В «Длинный список» претендентов на литературную премию «Букер — Открытая Россия» 2002 года за лучший роман на русском языке вошло 32 произведения из рассмотренных 45. В конкурсе участвовали 15 российских и зарубежных номинаторов и 19 издательств. Произведения, не прошедшие отбор, либо не удовлетворяли условиям конкурса по формальным признакам — роман, написанный на русском языке и опубликованный в сроки, указанные в требованиях, — либо были исключены из списка из-за недостаточно высокого художественного уровня, единогласно признанного всеми членами жюри.

Проблемы и противоречия, с которыми столкнулись члены жюри — прозаик Владимир Семенович Маканин (Председатель жюри), критик и поэт Татьяна Александровна Бек, прозаик Андрей Германович Волос, бард, прозаик Александр Моисеевич Городницкий, критик, бывший главный редактор журнала «Урал» Валентин Петрович Лукьянин, — отразились и в списке книг, и высказываниях членов жюри.

Секретарь Комитета букеровской премии Игорь Шайтанов сформулировал на встрече с журналистами, состоявшейся 3 июля, эстетическое кредо конкурса: «Мы хотели бы поддержать хорошую литературу, которая оказалась бы конкурентоспособной на сегодняшнем книжном рынке, которая могла бы составить конкуренцию глянцевым обложкам. То есть не ту литературу, как иногда говорят, элитарную — для читателя, замкнутого Садовым кольцом или еще каким-то географическим пространством, но действительно литературу, рассчитанную на широкого читателя».

Комментируя представленный список произведений, Валентин Лукьянин подчеркнул, что члены жюри, включая в список то или иное произведение, стремились дать читателям полное представление о современной русской литературе: «Мы пытались показать тенденции нашей сегодняшней литературы, литературы на русском языке. И то, что та или иная книга попала в этот список, вовсе не означает, что этот список выражает самые позитивные ожидания жюри. Это означает, что мы усмотрели в этом важную тенденцию. Я был далеко не в восторге от всего, что рассматривалось нами. В «Длинном списке» есть вещи, которые я душевно не принимаю. Я хотел бы, чтобы эти вещи обсуждались.

Я хочу в двух словах обозначить одну проблему, мимо которой сегодня ни один читатель не может пройти. Вдруг наши свободы обернулись и полной свободой в языке, в изображении разных сторон жизни — все табу, которые существовали прежде, рухнули. И говорят — это и есть одна из важнейших тенденций современной литературы. Да, правильно. Но, на мой взгляд, это негативный процесс в литературе».

О необходимости включить в список те произведения, который уже получили широкую известность, сказал в своем выступлении Александр Городницкий: «Мы должны представлять широкую палитру — не только то, что нравится мне или другому члену жюри, а и то, что безусловно уже признано какой-то общественностью, и прежде всего читательской общественностью. Там есть Сорокин и другие… В принципе это очень хорошо, потому что это отражает сегодняшнюю Россию».

В то же время представитель спонсора премии региональной общественной организации «Открытая Россия» Ирина Ясина надеется, «что как раз та литература, которая представляется на букеровскую премию, в большей степени является — и хотелось бы, чтобы являлась — тем, что способствует образованию и формированию людей».

Список произведений отражает и другие проблемы, с которыми столкнулись члены жюри и которые сформулировал Валентин Лукьянин: «Что считать романом? Где кончается повесть, где начинается роман? Где кончается коммерческая литература и начинается настоящая литература? Вот такие проблемы сегодня актуальны. Учитывая эти проблемы, мы составляли „Длинный список“».

На один из этих вопросов участники отбора пытались дать ответ. Владимир Маканин: «Мы рассматривали роман широко, но не безбрежно широко. Повесть мы трактовали все-таки как роман»; Александр Городницкий: «Жанр романа размыт до невозможности. Вообще все жанры размыты до невозможности. Что прикажете делать?»; Татьяна Бек: «Мы обязаны все-таки различать жанровую природу у этого безбрежного, но не абсолютно безбрежного жанра. Какие-то должны быть берега».

Последний вопрос - где кончается коммерческая литература и начинается настоящая литература? - остался без ответа…

«Короткий список» финалистов будет объявлен 2 октября 2002 года.

Лауреат Премии «Букер — Открытая Россия» будет объявлен 5 декабря 2002 года.

Премия «Букер» присуждается в России с 1992 года. В этом году в название премии было включено название спонсора — Региональной общественной организации «Открытая Россия», учрежденная акционерами нефтяной компании ЮКОС и группой частных лиц для управления и развития ряда крупных проектов в области просвещения, культуры и благотворительности.

«Длинный список»

Анатолий Азольский. Диверсант. Назидательный роман для юношей и девушек. «Новый мир», № 3-4, 2002

Илья Бражников. Кулинар Гуров. СПб.: Лимбус Пресс, 2002

Борис Васильев. Глухомань. М.: Вагриус, 2001

Юрий Волков. Подглядывающий. СПб.: Лимбус Пресс, 2002

Нина Воронель. Дорога на Сириус. Москва-Иерусалим, 2002

Сергей Гандлевский. <НРЗБ>. «Знамя», № 1, 2002

Леонид Гиршович. Суббота навсегда. СПб.: Чистый лист, Ретро, 2001

Анастасия Гостева. Притон просветленных. М.: Вагриус, 2001

Юрий Дружников. Смерть изгоя. Балтимор: Seagull Press, 2001

Игорь Ефимов. Суд да дело. Лолита и Холден двадцать лет спустя. СПб.: Азбука-классика, 2001

Леонид Зорин. Кнут. «Знамя», № 9, 2001

Игорь Зотов. День Деревянкина. М.: Зебра Е, 2002

Валерий Исхаков. Легкий привкус измены. «Дружба народов», № 2-3, 2002

Анатолий Ким. Остров Ионы. «Новый мир», № 11-12, 2001

Леонид Костюков. Великая страна. «Дружба народов», № 11, 2001

Павел Крусанов. Бом-бом. СПб.: Амфора, 2002

Анатолий Курчаткин. Амазонка. «Нева», № 1, 2002

Дмитрий Липскеров. Родичи. М.: ЭКСМО, 2001

Александр Мелихов. Любовь к отеческим гробам. «Новый мир», № 9-10, 2001

Вадим Месяц. Лечение электричеством. Роман из 84 фрагментов Востока и 74 фрагментов Запада. «Урал», № 2-3, 2002

Анатолий Найман. Б.Б. и др. «Октябрь», № 3, 2002

Геннадий Николаев. Вещие сны тихого психа. «Звезда», № 5, 2002

Олег Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней. «Октябрь», № 8, 2001

Евгенией Попов. Мастер Хаос. «Октябрь», № 4, 2002

Олег Постнов. Страх. СПб.: Амфора, 2001

Геннадий Прашкевич, Александр Богдан. Пятый сон Веры Павловны. М.: Вагриус, 2001

Александр Пятигорский. Древний человек в Городе. «Октябрь», № 11, 2001

Дмитрий Рагозин. Дочь гипнотизера. «Знамя», № 2-3, 2002

Феликс Светов. Чижик-Пыжик. М.: ЭКСМО, 2002

Владимир Соловьев. Семейные тайны. Нью-Йорк — Тверь: Другие берега, 2001

Владимир Сорокин. Лёд. М.: Ад Маргинем, 2002

Хольм ван Зайчик. Дело победившей обезьяны. СПб.: Азбука-классика, 2002