Проверка слова:  

 

Новости

 

Завершается международный конкурс для преподавателей, работающих за рубежом

Ведущий гуманитарный вуз России поддерживает русскоязычное образование за рубежом: в декабре завершаются мероприятия Международного конкурса педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность на русском языке.

Российский государственный гуманитарный университет не первый год организует мероприятия по поддержке русского языка за рубежом: в прошлом году был успешно проведен конкурс чтецов русской классики для детей из Армении и стран Ближнего Востока (в том числе Сирии, Ливана), большой популярностью пользуются в разных странах мира курсы повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы, занятия на которых ведут филологи, работающие в РГГУ.

«Однако в этом году, – рассказывает представитель РГГУ, – нам захотелось попробовать что-то совершенно новое. Мы исходили из того, что география русскоязычного населения и соответственно потребность в образовании на русском языке постоянно расширяется, стало быть речь идет не только о том, что люди стремятся изучать сам русский язык и русскую литературу, духовная значимость которой для человечества признается во всем мире, но и в принципе получать образование на русском языке — начальное, среднее, высшее, даже заниматься саморазвитием в свободное время, используя русский язык. Поэтому РГГУ совместно с АНО «Русская гуманитарная миссия» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации организовал проведение совершенно нового типа мероприятий – международный конкурс педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность на русском языке. Особенность конкурса состоит в том, что к участию в нем приглашаются учителя, вузовские преподаватели, руководители кружков, секций – работники образовательных учреждений любого уровня из любых стран мира; единственное условие – чтобы они вели преподавание на русском языке и не в России. Они могут учить детей или взрослых, преподавать им историю или математику, физику или даже физкультуру, но инструментом во всех этих случаях, посредником между учителем и учеником должен быть обязательно русский язык!

Конкурс проводился в рамках мероприятия «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» и мероприятия «Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка» ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», благодаря чему мы получили поддержку на самом высоком уровне как в России, так и за рубежом. Количество поступивших заявок довольно быстро превысило три сотни, а количество представляемых участниками зарубежных государств перевалило за три десятка. Кстати, мы не вводили ограничений по гражданству: в конкурсе могли участвовать и граждане Российской Федерации при условии, что преподают они в других странах и на постоянной основе. Разумеется, мы не могли использовать и такой сомнительный критерий, как то, является ли русский язык для конкурсанта родным или выученным: в современном мире казавшееся еще недавно актуальным разделение на «носителей» и «неносителей» языка становится все более относительным. Главным для нас была искренняя любовь к русскому языку и педагогическое мастерство. Конечно же, мы разработали подробную конкурсную документацию, прописали там три группы критериев с целью как можно более объективно оценивать те методические разработки (планы уроков, лекционных или семинарских занятий), которые участники представят на конкурс. Старались учесть практически всё: включена ли в урок (по любому предмету) работа над лексикой и грамматикой русского языка, используются ли какие-то интересные приемы для понимания и запоминания слов или правил грамматики учащимися, осваиваются ли на занятии значимые страноведческие факты о России, ее истории и культуре, целесообразно ли применение наглядных средств или интерактивных методов и т. п. Сразу скажу, что тем, кто работал с заявками конкурсантов (а была сформирована довольно большая команда экспертов – как «предметников», так и «методистов»), так вот, всем быстро стало очевидно: многообразие подходов, которое продемонстрировали педагоги к решению своих задач, не укладывается ни в какую схему. Самое большое впечатление на жюри неизменно производили те заявки, которые шли от души: участники иногда присылали совсем не то, что требовалось, забывали указывать самые, казалось бы, необходимые сведения о себе, однако за каждой заявкой мы видели любовь – к своим ученикам, к русскому языку, к России. Очень интересно было смотреть присланные на конкурс фрагменты видеоуроков, иногда читать творческие автобиографии педагогов было эмоционально сложно — рассказы о непростых судьбах, особенно в Таджикистане, о том, как трагические события гражданской войны 1992–1997 годов круто изменили юношеские планы, как приходилось менять место жительства, весь образ жизни, сохраняя, однако, верность полученной профессии – преподаванию русского языка».

Наибольший отклик идея конкурса вызвала в четырех странах — Армении, Киргизии, Таджикистане и Израиле. Это неудивительно, поскольку именно в этих странах русский язык и русская культура пользуются особой популярностью среди значительной части населения и даже являются важным элементом всей национальной культуры. Однако такого успеха не случилось бы, если бы не помощь местных учреждений сферы образования и науки, центров русской культуры в этих странах, отдельных людей. Особую признательность организаторы конкурса выражают руководителю Русского центра Таджикского национального университета Мехриниссо Бозоровне Нагзибековой: благодаря ее усилиям из Таджикистана было подано более сотни заявок. Они поступали, иногда обычной почтой, из самых дальних уголков страны – буквально с вершин Памира, из селений, дорога до которых от столицы занимает в зимнее время до двух суток. По этой причине далеко не все приглашенные на финальные мероприятия конкурса участники смогли приехать в Душанбе 25 ноября, лично рассказать о своей педагогической деятельности, принять участие в круглом столе, который проводила делегация РГГУ во главе с первым проректором – проректором по научной работе РГГУ О. В. Павленко, членом Межведомственной комиссии Российской Федерации по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка. В конце декабря — финальные мероприятия конкурса в Израиле, в следующем году — огромное желание всех сторон сделать конкурс ежегодным, организовать финалы в еще большем числе стран, ввести отдельные номинации для учителей русского языка и педагогов-предметников, а также для преподавателей средней и высшей школы.