Проверка слова:  

 

Новости

 

Вернуться за парту: уроки русского в вечерней школе КЦ ЗИЛ

Вечерняя школа в Культурном центре ЗИЛ – проект, который позволяет взглянуть на школьные дисциплины по-новому. C 26 января по 13 апреля 2017 года проходят занятия по русскому языку, на которых каждый желающий может вспомнить основы орфографии, пунктуации и стилистики.

Урок 9 февраля был посвящен пунктуации – не самому легкому разделу правописания. Ученики узнали, когда необходимо ставить тире, что такое однородные члены предложения и как их правильно разделять запятыми.

Занятия проходят в камерном зале библиотеки. Среди стеллажей с разноцветными корешками собралась публика всех возрастов. Много молодежи, но людей постарше тоже немало. Рядом со мной сидит почтенная леди, а чуть поодаль школьник докладывает маме по телефону, что уже пришел на занятие.

Преподаватель Мария Картышева, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, раздает проверенные домашние работы. Ученики волнуются, подбегают с вопросами, просят объяснить ошибки  — все как в настоящей школе.

Но занятия, конечно, не похожи на скучные школьные уроки. Мария энергично объясняет правила, которые она уложила в наглядные схемы и таблички. Лучше запомнить помогают несложные примеры, ученики с удовольствием включаются в процесс и предлагают свои варианты. Затем следуют практические задания. Все старательно расставляют запятые, дружно отвечают на вопросы Марии, помогают друг другу. Почтенная леди рядом веселит публику, эмоционально радуясь и огорчаясь своим ответам.

Тема «Тире между подлежащим и сказуемым» дается легко. Разобраться со знаками препинания в предложениях с однородными членами уже сложнее. Труднее всего – с определениями. Разгораются шумные дискуссии. Почему мы не ставим запятые во фразе грязный комфортабельный серебристый автомобиль, а во фразе грязный, комфортабельный, серебристого цвета автомобиль определения нужно разделять?

Накал страстей стихает только после объяснений Марии. Все дело в том, что в первом случае все определения согласованные и характеризуют предмет с разных сторон, поэтому запятые не нужно ставить. А во втором – сочетание согласованных определений с несогласованным, поэтому приходится разделять их запятыми.

Полтора часа пролетают незаметно, но за это время ученики успевают вспомнить две не самых простых темы. Мария дает домашнее задание. В отличие от обычной школы выполнять его можно по желанию.

Мария говорит, что первоочередная задача курсов – подготовиться к Тотальному диктанту. Темы уроков она составляла, помня о трудностях, которые встречались в текстах прошлых лет. На последнее занятие ученики придут уже после Тотального диктанта – разбирать ошибки.

Как же лучше всего освежить знания? Мария посоветовала проходить интерактивные диктанты на «Грамоте.ру», обращаться  к полному академическому справочнику «Правила русской орфографии и пунктуации», справочнику по русскому языку Д. Э. Розенталя. Отметила пособия «Тематические диктанты» И. И. Баклановой и «Навигатор для старшеклассников и абитуриентов» Л. В. Великовой.

Уроки проходят каждый четверг в 19:30. Занятия бесплатные, нужна предварительная регистрация на сайте КЦ ЗИЛ.

Ирина Шрамчук