Проверка слова:  

 

Новости

 

В Москве прошел заключительный этап Всероссийского мастер-класса учителей родных языков

28–31 октября 2015 года в Москве, в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Головинское шоссе, д. 8 корп. 2а) прошёл заключительный этап Всероссийского мастер-класса учителей родных языков (включая русский).

Мероприятие прошло по инициативе Федерального агентства по делам национальностей и Министерства образования и науки Российской Федерации. Исполнитель – ООО «ПРО100 МЕДИА».

Цели мероприятия:

  • выявление и демонстрация инновационных методических приемов преподавания языков народов Российской Федерации;
  • поддержка творчески работающих учителей языков народов России, реализующих в педагогической деятельности принципы взаимосвязанного изучения языков, диалога культур, использование культурологической составляющей содержания обучения;
  • повышение престижа профессии учителя родного языка, включая русский язык, его роли в формировании и реализации языковой образовательной политики;
  • обсуждение актуальных проблем преподавания государственного языка Российской Федерации (русского), государственных языков республик Российской Федерации и родных языков в условиях законодательно установленного двуязычия.

Задачи мероприятия:

  • обмен передовым педагогическим опытом в области преподавания языков народов России на основе их взаимосвязанного изучения, диалога культур, а также использования культурологической составляющей при обучении русскому языку в статусе родного языка;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • выявление новаторских подходов к формированию механизмов развития языковой культуры учащихся в общеобразовательных организациях, функционирующих на территориях субъектов Российской Федерации;
  • выработка предложений по совершенствованию структуры и содержания УМК по государственному языку Российской Федерации – русскому, государственным языкам республик РФ и языкам народов России.

В мероприятии приняли участие призеры конкурсов учителей родных языков, включая русский, проводимых в субъектах Российской Федерации, победители национального проекта «Образование» за последние три года, а также учителя, изъявившие желание участвовать, заинтересованные в передаче своего инновационного опыта преподавания языков народов России, в том числе русского языка. Направление на участие в мероприятии производилось органами управления образования всех субъектов Российской Федерации. К участию во Всероссийском мастер-классе приглашались учителя национальных языков, а также учителя, ведущие занятия по русскому языку в полиэтнических классах, в классах с родным нерусским языком или русским вторым родным.

Конкурс проводился в два этапа. В рамках первого этапа прошло 4 региональных мероприятия: в Саранске (Мордовия), Чебоксарах (Чувашия), Нальчике (Кабардино-Балкария) и в Махачкале (Дагестан). Для подготовки заключительного этапа конкурса были получены 182 заявки из 43 субъектов РФ. Заочно оценивались два вида работ конкурсантов – эссе на тему «Мои методические находки» и методические разработки уроков. 75 победителей заочного тура – в том числе 5 человек из числа участвующих в первом этапе – были приглашены на заключительный этап. Конкурсанты, вышедшие в финал, представили на суд жюри фрагмент урока и методические комментарии к нему, стенды с собственными научно-методическими разработками, приняли участие в работе круглого стола, где обсудили проблемные вопросы преподавания языков народов России. Украшением мероприятия стали национальные костюмы участников.

Главный приз Всероссийского мастер-класса учителей родных языков (включая русский) –статуэтку «Серебряное перо» – завоевала Елена Садоевна Намжилова, учитель русского языка и литературы из Забайкальского края.

«На учителя русского языка и литературы возлагается большая ответственность, – говорит победитель. – Во-первых, мы чаще заходим в класс, проводим больше уроков. Во-вторых, сам предмет преподавания является базовым, формирующим личность. Этим была вызвана потребность работать над проблемой формирования позитивной культурной идентичности. Основными положениями стали: знание культуры своего народа приводит к позитивному восприятию себя как части культуры, к толерантному отношению к другим культурам; изучение истории языка, истории народа воспитывает патриотизм и позитивную гражданскую идентичность. В настоящее время работаю над проблемой "Способы формирования метапредметных и личностных результатов в процессе преподавания русского языка и литературы". Сегодня на достижение метапредметных результатов должен быть направлен весь учебный процесс. В урочной и внеурочной деятельности мы должны использовать такие технологии, которые позволяют формировать и развивать метапредметные умения. За основу мы берем принципы проблемного обучения, так как существует логическая цепочка: нет проблемы – нет задачи, нет задачи – нет деятельности, нет деятельности – нет компетенции. Исходным является проблематизация. Таким образом, и рабочая программа, и урок или внеурочное занятие строятся по схеме: обнаружение и постановка проблемы – поиск способов и средств решения проблемы – решение проблемы – рефлексия способов решения проблемы».

I место заняла Любовь Анатольевна Полищук (Камчатский край). Она рассказывает:

«В последнее время серьезное внимание обращается на поиски эффективных путей обучения русскому языку. Традиционная основа курса – структурно-семантическое описание языка, направленное, главным образом, на овладение его нормами, – признается недостаточной. Предлагается углубить, расширить содержательную часть школьного курса за счет коммуникативного и культурно-исторического аспектов.

Усиленное внимание к культурно-исторической стороне изучаемых явлений языка предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств в региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Камчатский край имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, поэтому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к малой родине и оказывает влияние на формирование личности учащегося, а также развивает интерес к лингвистике вообще.

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект преподавания русского языка с учетом регионального компонента. Обращение к региональному компоненту в образовании считаю своевременным, так как он позволяет развернуть работу по духовному возрождению России.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьников поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы – радость открытия, а в конечном итоге – любовь к малой родине и гордость за свою страну».

II место заняла Светлана Васильевна Малинина (Удмуртия):

«Для меня учитель – это творец, творец чувств своих учеников, их мыслей, раздумий и рассуждений. Через чувства, переживания, представления, идеи происходит познание. Научить ребенка ощущать мир большим и разным, вырастить в нем любознательную, многогранную личность – вот что главное в нашем учительском труде. Говорят, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Сегодня с уверенностью могу сказать: я люблю свой предмет и своих детей. Моя цель как учителя родного языка – помочь детям осознать ценность удмуртского языка. "Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, пишет, думает", – писал Д. С. Лихачев. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание. Хорошо знать родной язык – значит понимать его, любить его создателя – народ. Именно благодаря языку человек ощущает себя частью своего народа, и в единении с ним обретает силу духа и красоту души. Изучение родного языка в большей степени должно быть ориентировано на трансляцию родной культуры, литературы, национальных традиций во взаимосвязи с культурой других народов. На уроках родного языка мы знакомимся с обычаями, обрядами, традициями, устным народным творчеством народов, проживающих в нашей республике».

III место заняла Светлана Вячеславовна Тяхмусова (Чувашия):

«Стремясь пробудить в учащихся языковое чутье, интерес к языку, я провожу уроки-путешествия, уроки-игры с использованием малых жанров фольклора. Для развития речи и творческих способностей учащихся на своих уроках использую загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни. На этих уроках дети с интересом осваивают не только значение того или иного слова, но и приобщаются к культуре народа, его мудрости, сравнивают отношение к миру разных народов, находят общие черты их менталитета. Эту работу провожу не только на уроках, но и во внеурочных мероприятиях. На них учащиеся овладевают умениями применять полученные знания на практике.

Еще одним источником в обучении языку является использование на уроках текстов художественных произведений. Литература расширяет кругозор учащихся, формирует их эмоциональную сферу, помогает в выборе будущей профессии. Я считаю, что наша задача – через уроки чувашского языка приобщить детей не только к чувашской, но и общероссийской культуре. Для того, чтобы внести свою лепту в решение этой важной задачи, мною в школе создан музей национальной культуры «Из бабушкиного сундука». Приоритетным направлением деятельности музея является этническое, интеллектуальное, эстетическое воспитание, развитие поисково-исследовательской деятельности учащихся. Данный проект ставит своей задачей пропаганду чувашского языка среди детей разных народов, обучающихся в нашей школе, через знакомство с материальной и духовной культурой чувашского народа. Именно такой подход наиболее продуктивен и дает положительные результаты».

Были определены лучшие в семи номинациях:

  • «За оригинальность и новизну методических решений» – Краснова Вера Ивановна (Оренбургская область), представленный ею проект демонстрировал нестандартный подход к решению педагогических задач и отличался от прочих проектов яркостью методических находок.
  • В номинации «За высокое педагогическое мастерство» была отмечена Скидан Наталья Анатольевна (Новосибирская область), она представила фрагмент урока, который получил максимальное количество баллов по критерию «Мастерство учителя».
  • «Учителем учителей» была названа Бабенко Любовь Петровна (Кемеровская область), представленный фрагмент урока представлял собой модель для транслирования педагогического опыта в преподавании  языков, убедительно доказывал, что учитель сумел создать методическую систему по преподаванию родного языка с опорой на факты национальной культуры, показывал связь классной и внеклассной работы.
  • «Учитель-исследователь» – Некаева Елена Михайловна (Мордовия), предлагаемый материал стенда учителя показал многолетний опыт изучения методической педагогический задачи, а представленный фрагмент урока продемонстрировал эффективный способ ее решения.
  • Победителем в номинации «Создатель учебно-методического комплекса» – Дмитриевой Светланой Юрьевной (Мордовия) – были показаны материалы для проведения занятий по родному языку, апробированные собственным практическим опытом, что подтверждалось представленными работами учащихся, также были показаны методические инструкции по их использованию.
  • «Интернет-приз учительского сообщества» получила Обухова Марина Юрьевна (г. Санкт-Петербург). Победитель в данной номинации объявляется путем голосования участников мастер-класса.
  • В номинации «Учитель-ученик» победителем была признана Хотеева Мирья Ивановна (Карелия). Представленные ею материалы показывали, что между учителем и учениками сложился особый тип педагогического общения, основанный на взаимной любви и доверии.