Проверка слова:  

 

Новости

 

Добро и истина всегда красивы

В Германии, во Франкфурте-на-Майне, тихо скончался Роман Николаевич Редлих, которого по праву можно назвать последним русским философом... Похороны состоятся сегодня, в четверг, 25 августа 2005 года, на русском кладбище в Висбадене.
Это очень печальная весть...
О жизни философа размышляет Михаил Горбаневский, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН:
Роман Николаевич Редлих - человек уникальной судьбы, в биографии которого отразились многие переломные этапы трагической истории России XX века. Родился он в 1911 году в Москве, в семье обрусевшего немца. В 1929 году окончил среднюю школу, работал слесарем на железной дороге, затем младшим научным сотрудником в госинституте психологии, педологии и психотехники (ГИППП). В 1933 году вместе с семьей эмигрировал в Германию, куда немецкие родственники фактически выкупили их у советской власти за золото.... В 1940 году окончил Берлинский университет со степенью доктора философии. Его учителями были выдающиеся русские философы С. Л. Франк и Б. П. Вышеславцев, он немало общался также и с И. А. Ильиным !..
В 1940 году вступил в НТСНП (позже НТС - знаменитый Народно-Трудовой Союз Российских Солидаристов). В 1942-43 годах занимался пропагандистской работой в лагерях советских военнопленных, стремясь реализовать тайную программу НТС: "Не с Гитлером, не со Сталиным, а с русским народом!" В 1943-44 годах создавал ячейки НТС на оккупированных территориях. С июля 1944 года находился в розыске гестапо «за антинемецкую деятельность» и скрывался под именем «капитан Воробьев».
В 1946 году был избран в Совет НТС. Неоднократно избирался в Исполнительное бюро НТС. Активно занимался литературной, научной и педагогической деятельностью, в первую очередь тем направлением русской (не советской!) философии, которое называется "солидаризмом". В 1947-55 годах возглавлял группу по изучению положения в СССР, курсы по подготовке членов НТС. В 1955-58 годах вел радиопередачи НТС с Дальнего Востока на Россию (Тайбей, Манила, Сеул).
Роман Николаевич Редлих - автор фундаментальных философских работ «Сталинщина как духовный феномен»(1971), «Советское общество»(1972), «Солидарность и свобода»(1984). Автор многих статей в журналах «Посев», «Грани», «Наши дни», «Мыслители» и радиопередач радиостанции «Свободная Россия».
С 1992 года исполнилась заветная мечта философа - передать свои обширные знания российскому студенчеству: он начал преподавать курс русской философии в Гуманитарном университете Наталии Нестеровой (Москва)...
Десять лет назад, осенью 1995 года, я, в ту пору главный редактор общественно-политического журнала "Посев", жестко и навсегда разошелся с руководством НТС и издательства "Посев" (в которое входил и Р. Н. Редлих), начавшими развивать активную деятельность по поддержке на парламентских и грядущих президентских выборах генерала Лебедя (в чем состояла, на мой взгляд, большая опасность). Но я до сих пор безмерно благодарен Роману Николевичу за те обширные знания, которыми он смог меня обогатить за немалые годы общения и дружбы, позволив прикоснуться к богатейшему научно-философскому и культурному наследию Русского Зарубежья. Один из моих публицистических очерков "Светорусье", написанный в 1994 году, начинается такими строками: "Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих персонажей дал нам предвидение: "Красота спасет мир". Это его выражение сейчас очень часто цитируют - к месту да не к месту, но при этом забывают, что писатель добавлял: "Некрасивость - убьет". Трудно нам всем сейчас на Руси, но родина наша еще имеет шанс не переступить грань красоты. Зимой 1993-1994 годов в Германии и этой весной в Москве я рассказывал Роману Николаевичу Редлиху, русскому философу, ученику Ильина, Франка, Лосского, о городе Старая Русса, который промыслительным образом стал моей второй "малой родиной". Так вот, рассказывая о древнем Георгиевском храме в Старой Руссе, прихожанином которого в свое время был Достоевский, а настоятелем в 1994 году - архимандрит Агафангел, блистательный проповедник, богослов и почитатель Достоевского, я не удержался и спросил: "Роман Николаевич, как вы думаете, что имел в виду Достоевский, когда говорил, что красота мир спасет"? Он задумался: "О, это вопрос! Что такое красота? Красота входит в триединую философскую формулу: добро, красота и истина; она входит не просто, а как бы взаимопроникая. Добро всегда красиво, и истина всегда красива. И я думаю, что Достоевский это имеет в виду. Осознание же этого триединства вполне возможно сложилось у него именно в Старой Руссе, в этом благословенном граде, где он жил с семьей, где писал, где иногда бывал по-настоящему счастлив, встречаясь с красотой добра и истины, постигая их в этом древнем русском городе"...
Вспоминая ту интереснейшую беседу и прощаясь сегодня с Романом Николевичем Редлихом, я беру на себя смелость утверждать, что красота и добро его идей и дел были буквально осязаемы: доброта профессора Редлиха была красива и истина его философских идей также всегда была красива!
Мир его праху!