Проверка слова:  

 

Все конференции

 

Конференция «Все обманы мира: Ложь в литературе и искусстве» (Санкт-Петербург)

25.04.2019 – 26.04.2019

Оргкомитет приглашает принять участие в Конференции «Все обманы мира: Ложь в литературе и искусстве» (с докладом продолжительностью до 20 минут) представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации «ложного», однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Гносеология литературы и искусства представляет собой проблемное ядро многих исследовательских проектов; культура Нового времени не раз задавалась вопросом о разграничении «поддельного» и «иллюзорного», «фальшивого» и «выдуманного», обмана и лжи. Именно последняя из названных категорий привлекла внимание организаторов проекта.

Большинство определений лжи строятся по принципу отрицания. Ложью оказывается то, что не является истиной. Между тем, подобные определения относятся к самым разным сферам – логике, информатике, психологии, рекламе, культурологии, философии и т. д. «Все мы знаем, что искусство – это неправда», – сказал Пабло Пикассо. Однако в истории культуры границы лжи подвижны и изменчивы; стремление к правде жизни парадоксальным образом соотносится с игнорированием законов окружающего мира – и приводит к социалистическому реализму; борьба за искренность в поэзии оборачивается штампами – и приводит к засилью пустых лозунгов. Проблема лжи в обществе гораздо глубже, чем марк-твеновская статистика или обсуждение псевдо-исторических романов. Показателен недавний скандал в Твери, где городская дума приняла решение об уничтожении граффити с портретом Солженицына и подписью «Жить не по лжи». Общество боится признания правил «обмана», лежащих в основании культуры. Решение этих проблем связано с обсуждением, казалось бы, отвлеченных историко-культурных вопросов. Представление о лжи оказывается гораздо более сложным, и в полной мере оно до сих пор не раскрыто.

Теорию «благородной лжи», лжи лидеров во имя общего блага разработал еще Платон. В «Поэтике» Аристотеля понятие «ложь» попадает в непривычный нам контекст. Упоминая о «сочинении лжи» у Гомера, Аристотель соотносит это понятие с немыслимым, которое вызывает удивление, приятное и оправданное в поэзии. Так устанавливается связь «ложного» и «абсурдного». Столь же интересна связь «ложного» и «истинного», ведь первое способствует раскрытию второго: «Нелогичное следует оправдывать тем, что говорят люди, между прочим, и потому, что иногда оно бывает не лишенным смысла: ведь вероятно, чтобы кое-что происходило и вопреки вероятности». Но этого явно недостаточно для построения концепции «жизненной лжи» в противовес концепции «жизненной правды», как недостаточно и религиозной трактовки лжи, предложенной средневековой культурой. В дальнейшем ситуация существенно изменилась; достаточно вспомнить диалог Оскара Уайльда «Упадок лжи», в котором развита идея о том, что «действительность подражает искусству». Теперь ложь приобретает совершенно иной смысл; это не манипуляция информацией, а создание новой информационной модели.

В поле лжи и обмана – эмоции, которые неизбежно испытывает лжец: от восторга до страха, от стыда до удивления. «Мондо-фильмы» и «мокьюментари» в последний раз вызвали всплеск дискуссий о пределах обмана в искусстве. Роджер

Эберт заметил, что «шокирующие сцены могут обмануть только самых тупых критиков». Однако зрители, пойманные в дурной бесконечности «цинизма, обученного демагогии», воспринимают обман как единственно возможную основу коммуникации и осмысления происходящего. От статистических выкладок до политических программ, от квази-музыкальных эскапад Мадонны до фальшивой серьезности Д. Линча, от «Поля чудес» до «Анчоусов и маргариток» – мы видим, как манипуляция сменяется новой, «продвинутой ложью». И социокультурный, эстетический, историко-литературный анализ данного явления представляется необходимым и актуальным.

Обозначенный круг проблем и хотели бы обсудить организаторы конференции, продолжающей цикл ежегодных междисциплинарных Апрельских конференций, начатый в 2014 году научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве».

Планируется обсуждение следующих тем:

  • концепции лжи / обмана / иллюзии в литературе и искусстве;
  • «невозможное» и «ложное» в эстетике и художественной практике;
  • эволюция восприятия лжи в древнем и новом искусстве;
  • способы и приемы моделирования, описания и оценки «лжи» в литературе и искусстве (сюжеты, образы, мотивы);
  • «ложное» и «фальшивое» в текстах культуры;
  • от «лживых жен» к «обманутым мужьям»:
  • историко-культурные контексты лжи;
  • ложь в социальных системах;
  • прагматика обмана в знаковых системах.

Заявки

Отбор участников конференции будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, место работы), а также до 1 марта представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: obman.conf2019@mail.ru.

Результаты конкурса будут сообщены заявителям не позднее 24 марта 2019 года.

Оргкомитет не сможет компенсировать расходы на проезд, проживание и питание участников.

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN и индексацией в РИНЦ).

Рабочий язык конференции – русский.

Оргвзнос – 300 руб.

ОРГКОМИТЕТ:

Сергей Викторович Денисенко, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Антон Олегович Дёмин, к.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Илона Витаутасовна Мотеюнайте, д.ф.н., проф. кафедры литературы Псковского государственного университета

Александр Юрьевич Сорочан, д.ф.н., проф. кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета.

При обращении к организаторам мероприятия обязательно ссылайтесь на сайт «Конференции.ru» как на источник информации.

Контактная информация:

Санкт-Петербург,
наб. Макарова, 4.
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН,
Сергей Викторович Денисенко