Проверка слова:  

Архив форума: Языковые ошибки в СМИ:: Что делать с ошибками?

[20.09.2008 20:54] – Глория
Что делать с ошибками?

Нужно углубить изучение культуры русской речи для журналистов, тогда ошибок будет меньше

Ссылка на это сообщение
[20.09.2008 20:58] – maggie

А что тогда будем делать с этой веткой? ;)

Ссылка на это сообщение
[20.09.2008 21:50] – Рenguin

Переименуем в "Авангард" © ;)

Ссылка на это сообщение
[21.09.2008 20:26] – Terenz
Re: Что делать с ошибками?

Gloria, сначала нужно определиться - какую категорию ошибок мы имеем в виду: Если опечатки в газетной, журнальной статье, то это скорее всего технические "промахи" - и критика пдресуется, прежде всего, наборщикам и под. Однако, если перед нами грамматические или лексические ошибки, то критиковать нужно журналистов - я вполне согласен с Вами. Только для меня встает вопрос: Как Вы себе представляете осуществление Вашей мысли - "углубить изучение культуры русской речи ..."? С чистой практической стороны? По-моему, каждый журналист должен "доучиться" сам, однако зачастую журналисты не видят своих "погрешностей" и продолжают писать, что иногда глазам больно смотреть. Так, например, недавно нашел в "Коммерсанте" предложение, в котором журналист написал "...нужно сосредоточивать над этой задачей ...". А эта газета одна из немногих, которая цитируется в "Газетной обозрении" западноевропейских радиоканалов! Какое же впечатление о "культуре русской речи" журналистоа (журналистов) создается у западноевропейских читателей этой газеты?

Ссылка на это сообщение
[21.09.2008 20:35] – maggie

<<<Так, например, недавно нашел в "Коммерсанте" предложение, в котором журналист написал "...нужно сосредоточивать над этой задачей ...". А эта газета одна из немногих, которая цитируется в "Газетной обозрении" западноевропейских радиоканалов! Какое же впечатление о "культуре русской речи" журналистоа (журналистов) создается у западноевропейских читателей этой газеты?<<<

Terenz, вот эта часть Вашего поста мне особенно понравилась! Блеск! ;)

Ссылка на это сообщение
[21.09.2008 21:14] – Terenz
языковые ошибки в "Коммерсанте"

Maggie, покорнейше благодарю за оценку поста (если, правда, Вы это серьезно ...!). Прочитав еще раз уже отправленный пост, я заметил несколько ошибок - опечаток, за что прошу извинения. В будущем постараюсь не искажать русский язык ...

Ссылка на это сообщение
[21.09.2008 20:38] – maggie

<<<Переименуем в "Авангард" © ;)<<<

Ха! А в этом даже что-то есть... свееженькое такое... ;:))

Ссылка на это сообщение
[21.09.2008 21:22] – Анатоль

<< изучение культуры русской речи для журналистов >>
Конечно, я не педагог, но у меня сложилось впечатление, что начинать "углубление" надо со школы... :-(

Ссылка на это сообщение
[21.09.2008 21:29] – maggie
для Terenz

<<<языковые ошибки в "Коммерсанте"<<<

Terenz, то, что "Коммерсант" облажался, я поняла. Бывает. Я в Вашем посте не поняла про журналистов (-оа), и читателей радиоканалов. Хотя это не принципиально. В целом смысл до меня дошел. ;)

Ссылка на это сообщение
[21.09.2008 21:49] – Тигрa

А его там прямо так по-русски и цитируют?

Ссылка на это сообщение
[23.09.2008 17:55] – Terenz
<<А его там прямо так по-русски и цитируют?>>

Нет, в Газетном обозрении не по-русски, а в переводе на язык данной страны (напр., Германии, Великобритании ...). Однако, я имел в виду журналистов радиоканалов, которые анализируют поступившие свежие номера газет, у которых создается не очень хорошее впечатление об уважении их российских коллег к родному языку, ее "чистоте..."!?
А кроме этого нельзя упускать из виду, что "Коммерсант", как и многие другие газеты и журналы, в растущей мере читают в онлйновой версии! А тогда адресатов этих газетных публикаций - тысячи! Убедительно, что я написал?

Ссылка на это сообщение
[21.09.2008 22:01] – ne znatok

<у меня сложилось впечатление, что начинать "углубление" надо со школы... :-(>

Вот не понимаю, при чем тут школа. Чуть больше часов, чуть меньше, такая программа, другая программа...

Этого все равно никогда не будет достаточно ни для журналиста, ни для редактора и корректора, они в любом случае должны учить язык дополнительно. Школьный запас в любой области недостаточен на профессионалов.

Ссылка на это сообщение
[23.09.2008 18:14] – Volvo

>Школьный запас в любой области недостаточен на профессионалов.

Можно оспорить бы, но не в этой теме. Для этой достаточно, что школьный запас - фундамент. Если фундамент хил - переучивать бесполезно потом.

Ссылка на это сообщение
[23.09.2008 21:40] – Тигрa

Terenz, ваши посты в ответвлениях можно увидеть только случайно. Если ветка не коротенькая, они уж точно потеряются.
В этом форуме надо писать в одной общей ветке, такие тут местные особенности.

P. S. Думаю, редакции пора уже начать мне приплачивать. Мне надоело на общественных началах!

Ссылка на это сообщение
[25.09.2008 21:13] – Terenz
>>В этом форуме надо писать в одной общей ветке ...<<

Спасибо, Тигра, за указание. А можно ли мне Вас спросить, какие посты Вы имеете в виду, которые "можно увидеть только случайно"? Может, не совсем дошло до меня относительно "местных особенностей", но я думаю - раз нажмешь button "ответить" в определенном посте, то ответ доступен всем форумчанам, разве не так? Помогите мне, пожалуйста, разобраться в местных особенностях ...

Ссылка на это сообщение
[26.09.2008 00:48] – Саид
(пока Тигры нет)

Terenz, посмотрите сами: в списке тем подфорума, допустим, для этой темы указано время 00:48. Вы входите, смотрите — последнее (самое нижнее) сообщение отправлено, ну, пусть в 21:53. Где искать пост от 00:48? А если в ветке сотня постов, а то и две? Ну а вдруг кто-то что-то отправит ещё позже, Вы пост 00:48 и искать не будете. Вот такой тут продвинутый Форум — ни отметок "новое", ни сворачивания/разворачивания веток... :-(

Ссылка на это сообщение
[23.09.2008 21:57] – ne znatok

<Если фундамент хил - переучивать бесполезно потом. >

Ничего подобного. Сколько угодно примеров, когда у ребенка в школе была плохая физичка/химичка/англичанка, мало часов по какому-то предмету, а потом в институте/университете/на специальных курсах, уже будучи взрослым, человек получает фундаментальные знания в интересующей его области.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 07:10] – Александр Витер

Так это если проблема с учителем, то желающий может наверстать недополученное. Но речь идет именно о неучах в школе, но которых жизнь сталкивает с необходимостью повысить свой «уровень образованности».
В нашей фирме решили изучать английский язык. Преподаватель столкнулся с проблемой, что больше половины людей не знают частей речи и членов предложения. Объяснять приходится на пальцах, т.к. фраза: «В вопросительном предложении сказуемое ставится перед подлежащим», вызывает просто недоумение. Приходится объяснять, что сказуемое — это ходил, бегал, смотрел и т.д., а подлежащее это — мальчик, девочка, собака и т.д.
Так что если фундамент хил, то и учить новому тоже уже трудно.

Ссылка на это сообщение
[23.09.2008 22:08] – Тигрa

ne znatok, верно.
Умный проспится, а дурак никогда.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 07:47] – ne znatok

<В нашей фирме решили изучать английский язык. Преподаватель столкнулся с проблемой, что больше половины людей не знают частей речи и членов предложения. Объяснять приходится на пальцах...

Так что если фундамент хил, то и учить новому тоже уже трудно.>

Не там ищете причину. Преподаватель английского на вашей фирме невысокого уровня, видимо, ежели для него незнание некоторыми к какой части речи какое слово относится В РУССКОМ стало непреодолимой проблемой. Пусть пригласят другого. :))

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 09:30] – Анатоль
Сколько угодно примеров...

ne znatok, а целесообразно ли тратить университетское время на изучение Правил-56 , 2*2 = 4 и т. д. Не лучше ли взяться за Розенталя и Ландау?

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 10:06] – Башмак

А может язык упростить? Убрали же яти, изиенили названия букв - проще жить стало. Я читал о том, как во времена оно обучали грамоте - ничего удивляться уровню грамотности. Как в средние века, говорят, докторов наук давли за умение перемножать многозначные числа (впрочем, источник не очень надёжный).


Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 10:07] – Тигрa

А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 10:12] –

>> Думаю, редакции пора уже начать мне приплачивать. Мне надоело на общественных началах!

Ага, Тигра, только что подумала, что надо бы такое объявление -- типа штампа -- написать и каждый раз его копипастить в соответствующих случаях.

А от Редакции гонорара не дождетесь -- судя по всему, ей это совершенно все равно, кто где и как ищет-пишет свои посты и находятся ли они хоть кем-нибудь.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 10:13] – ne znatok

<ne znatok, а целесообразно ли тратить университетское время на изучение Правил-56 , 2*2 = 4 и т. д. Не лучше ли взяться за Розенталя и Ландау?>

"Или - или" здесь не проходит. Язык (умение грамотно излагать свои мысли литературным языком итак же правильно говорить) нельзя, невозможно выучить один раз и навсегда. Хотите (или вам необходимо) знать язык - вам придется его учить и в школе, и в институте, и еще, и еще. Это все равно как сказать, что если один раз научился в муз. школе играть на скрипке, то больше учиться не надо.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 11:49] – GalyaA

Но при этом вроде бы сложный навык поддержания равновесия на велосипеде 2-колесном никогда не исчезает, если он есть, и навык поддержания в нетонущем состоянии себя на воде... Но, конечно, без тренировки занять какие-то места в спортивных соревнованиях, увы, не получится. Так и на скрипке, думается мне, нетренируемый навык тоже никуда не деватся, вот только концертировать, конечно, не придется:). Но, постоянно упражняясь, можно любой навык восстановить и отточить до некоторого состояния. До некоторого! Ездить, плавать, играть на скрипке будет, но, опять же, не как виртуоз. Так и язык.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 12:31] – Башмак

>если один раз научился в муз. школе играть на скрипке, то больше учиться не надо.
Всё это как-то безрадостно. В своём профессиональном деле человеку нужно постоянно совершенствоваться - это я понимаю, но постоянно учить родной язык? Это для тех, для кого он - профессия (учителя, языковеды, писатели)

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 12:32] – Башмак

скока опечатков!

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 12:44] – ne znatok

<Башмак,
Всё это как-то безрадостно. В своём профессиональном деле человеку нужно постоянно совершенствоваться - это я понимаю, но постоянно учить родной язык? Это для тех, для кого он - профессия (учителя, языковеды, писатели)>

B исходном посте шла речь о журналистах, т.е. о тех, для кого родной язык это профессия.

с другой стороны - всю жизнь не всю жизнь, а в любом вузе на любом факультете может (должно) быть какое-то количество курсов (один, два, не знаю) родного языка. Это может быть то, что на английском называется public speaking, или обучение основам написания эссе, или курс по истории языка. Ничего плохого я в этом не вижу.

Час в неделю в течении одного семестра...

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 13:13] – Volvo
Нет проблемы

>Нужно углубить изучение культуры русской речи для журналистов, тогда ошибок будет меньше

Проще уменьшить количество журналистов, может?
Нет журналистов - нет ошибок.

======
Не Знаток, позвольте поинтересоваться: как Ваш неуч из примера с плохой учительницей в фундаментальный вуз-то попал? Нежизненный пример по мнению моему. Не знаю таких. Ну, тех кроме, кто плохой учительницы кроме имел параллельно репетитора хорошего или папу-физика/химика/англичанина.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 13:20] – ne znatok

Volvo,
а что, мало народу занимается с репетиторами перед поступлением в вуз?

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 14:25] – ББ

>> в любом вузе на любом факультете может (должно) быть какое-то количество курсов (один, два, не знаю) родного языка. Это может быть то, что на английском называется public speaking

Не знаю, как сейчас, а еще несколько лет назад так и было: на всех факультетах курс русского языка в течение первого семестра. Называлось (вероятно, и называется) "культура речи".
Кто в курсе, как сейчас дело обстоит - пусть поправят, если что-то изменилось.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 15:40] – Саид

ББ, и это — "в любом вузе на любом факультете", включая технические? Или я уж сильно здорово размечтался? У нас такого и отродясь не было, и сейчас (специально ребят помоложе поспрашивал) нет. Если в России иначе — мой ей респект!

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 16:08] – ББ

>> и это — "в любом вузе на любом факультете", включая технические?

Угу. Причем, даже на заочном отделении. В мою студенческую, а затем преподавательскую бытность. Сейчас - не знаю. Программы же все меняют и меняют. Подозреваю, что за внедрением системы бакалавриата и магистратуры уже не до культуры речи.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 16:39] – Саид

Что ж, моей РБ остаётся (или уже оставалось?) только завидовать. У меня был годичный курс языка с литературой в пределах школьной программы на подготовительном отделении (куда я пошёл, поскольку у меня образовался немалый промежуток времени между окончанием школы и решением продолжить образование). К ребятам, поступавшим без ПО, ни с культурой речи, ни с чем ещё подобным никто не "приставал" :-(.

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 17:13] – volopo

>> и это — "в любом вузе на любом факультете", включая технические?
Однозначно не во всех. Вот, сидит у меня перед носом пятикурсник из МАИ. Как в мое время там ничего подобного не было, так и сейчас нет.
Дал ему сегодня написать деловое письмо. Первое предложение начинается со слова "Касательно", а последнее - "Посему".

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 17:31] –

Пятикурсник, по-моему, просто дуся -- большой поклонник старого русского и русского вообще.:)

volopo, нужно прибавить ему жалованье.:)

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 17:50] – ББ

Да уж, наверное, есть исключение. Я и не претендую на знание программ абсолютно всех вузов. Я говорю в основном за свой город - знаю, что у нас культура речи есть везде.
А МАИ ... Ну, это проблема МАИ, а не государства и не Минобра.
В Образовательном стандарте предусмотрен федеральный компонент: набор дисциплин, обязательных для всех вузов, независимо от их направленности. Только вот вуз имеет право не включать в свою программу весь этот компонент целиком, а выбрать некое (оговоренное опять же Стандартом) количество дисциплин из этого списка. Так вот "Русский язык и культура речи" в этом списке есть; если какие-то вузы отказываются от этой дисциплины и набирают обязательное количество общефедеральных дисциплин за счет чего-то другого - это, конечно, их право, но и их ответственность.

А вот при поступлении в МАИ русский-то, небось, сдают?

Ссылка на это сообщение
[24.09.2008 22:23] – Тигрa

> Не знаю, как сейчас, а еще несколько лет назад так и было: на всех факультетах курс русского языка в течение первого семестра.

В мою бытность студенткой такого не водилось у моих друзей в технических вузах в Москве.
Сочинение на вступительных тогда было у всех.

Ссылка на это сообщение
[25.09.2008 21:53] – Анатоль

Присоединяюсь к Тигре! А об МГУ и МИРЭА могу судить и по собственному опыту :-)

Ссылка на это сообщение
[26.09.2008 11:36] – minka

У нас, в Днепропетровском Горном институте, была кафедра русского языка до, примерно, 1959 г., но только для студентов из Китая и европейских стран народной демократии (Венгрии, Чехословакии). Потом город стал закрытым, приём таких студентов прекратили и кафедру ликвидировали.

Минка

Ссылка на это сообщение