Проверка слова:  

Архив форума: Литературный уголок:: Шар - совершенная фигура

[21.05.2009 02:56] – Paulus
Шар - совершенная фигура

Решил ответвиться от "шариков" после вызванного хармсовским "Летят по небу шарики" и приведенного комментария Ямпольского обмена:

=====

[20.05.2009 17:00] – Paulus

По-моему, шар у Хармса - это совершенство, но совершенство мертвое (именно в силу своей самодостаточности) и имеет обычно отрицательную коннотацию. Шарики в его стихотворении - это отнюдь не шары.

=====

[20.05.2009 17:03] – Helena

Paulus, ну кто бы сомневался! :)

Только пусть уж они так воздушными шариками и останутся, как ветка развивается. Договорились? :)

=====

[20.05.2009 17:19] – maggie

[...]

Да, Paulus, я вижу, что шарик Хармса - не шар. ;) Может быть, для понимания значения геометрических фигур в произведениях Хармса мне необходимо побольше подобных его стихов прочесть, побольше вообще его и о нем прочесть... ;)

=====

(А ведь есть еще у Хармса тема полета - как бы даже и не поважнее шаров... ну да ладно.)

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 03:04] – Paulus

Вот эти две вещи, наверное, программные:

=====

-- Мне все противно.
Миг и вечность
меня уж больше
не прельщают.

Как страшно,
если миг один до смерти,
но вечно жить еще страшнее.
А к нескольким годам
я безразлична.

-- Тогда возьми вот этот шарик --
научную модель вселенной.
Но никогда не обольщай себя надеждой,
что форма шара --
истинная форма мира.
Действительно,
мы к шару чувствуем почтенье
и даже перед шаром снимем шляпу:
лишь только то высокий смысл имеет,
что узнает в своей природе бесконечной.
Шар бесконечная фигура.

-- Мне кажется --
я просто дура.
Мне шар напоминает мяч.
Но что такое шар?
Шар деревянный,
просто дерева обрубок.
В нем смысла меньше, чем в полене.
Полено лучше тем,
что в печь хотя бы легче лезет.
Однако я соображаю:
планеты все почти шарообразны.
Тут есть над чем задуматься,
но я бессильна.

-- Однако я тебе советую подумать:
чем ниже проявление природы,
тем дальше отстоит оно от формы шара.
Сломай кусок обыкновенного гранита --
и ты увидишь острую поверхность.
Но если ты не веришь мне, голубка,
то ничего тебе сказать об этом больше не могу.

-- Ах нет, я верю,
я страдаю,
умом пытаюсь вникнуть в суть.
Но где мне силы взять,
чтоб уловить умом значенье формы.
Я женщина,
и многое сокрыто от меня.
Моя структура предназначена природой
не для раскрытия небесных тайн природы.
К любви стремятся мои руки.
Я слышу ласковые звуки.
И все на свете мной забыто --
и время конь,
и каждое мгновение копыто.
Все погибло. Мир бледнеет.
Звезды рушатся с небес.
День свернулся. Миг длиннеет.
Гибнут камни. Сохнет лес.
Только ты стоишь, учитель,
неизменною фигурой.
Что ты хочешь, мой мучитель?
Мой мучитель белокурый?
В твоем взгляде светит ложь.
Ах, зачем ты вынул нож!

6 августа 1933

=====

МАКАРОВ И ПЕТЕРСЕН N% 3 ("Случаи"-17)

МАКАРОВ: Тут, в этой книге написано, о наших желаниях и об исполнении их. Прочти эту книгу, и ты поймешь, как суетны наши желания. Ты также поймешь, как легко исполнить желание другого и как трудно исполнить желание свое.
ПЕТЕРСЕН: Ты что-то заговорил больно торжественно. Так говорят вожди индейцев.
МАКАРОВ: Эта книга такова, что говорить о ней надо возвышенно. Даже думая о ней, я снимаю шапку.
ПЕТЕРСЕН: А руки моешь, прежде чем коснуться этой книги.
МАКАРОВ: Да, и руки надо мыть.
ПЕТЕРСЕН: Ты и ноги, на всякий случай, вымыл бы!
МАКАРОВ: Это неостроумно и грубо.
ПЕТЕРСЕН: Да что же это за книга?
МАКАРОВ: Название этой книги таинственно...
ПЕТЕРСЕН: Хи-хи-хи!
МАКАРОВ: Называется эта книга МАЛГИЛ.
(Петерсен исчезает)
МАКАРОВ: Господи! Что же это такое? Петерсен!
ГОЛОС ПЕТЕРСЕНА: Что случилось? Макаров! Где я?
МАКАРОВ: Где ты? Я тебя не вижу!
ГОЛОС ПЕТЕРСЕНА: А ты где? Я тоже тебя не вижу!.. Что это за шары?
МАКАРОВ: Что же делать? Петерсен, ты слышишь меня?
ГОЛОС ПЕТЕРСЕНА: Слышу! Но что такое случилось? И что это за шары?
МАКАРОВ: Ты можешь двигаться?
ГОЛОС ПЕТЕРСЕНА: Макаров! Ты видишь эти шары?
МАКАРОВ: Какие шары?
ГОЛОС ПЕТЕРСЕНА: Пустите!.. Пустите меня!.. Макаров!..
(Тихо. Макаров стоит в ужасе, потом хватает книгу и раскрывает ее).
МАКАРОВ (читает): "...Постепенно человек утрачивает свою форму и становится шаром. И став шаром, человек утрачивает все свои желания".

ЗАНАВЕС.
1934

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 03:13] – Paulus

(У меня на бумаге "лишь только то высокий смысл имеет, /
что узнает в своей природе бесконечность", не "бесконечной", но у меня подредактированное издание, может, сетевой вариант и правильней)

Ну и другие примеры - из "Архитектора" (где архитектор очень похож на героя "Мне все противно..."):

[...]

Мария:
Смотрите!
Архитектор целится вам в грудь!

Каблуков:
Убийца!
твой черед не за горами.

(архитектор стреляет)

Мария:
Ах!
Дым раздвинул воздух сизыми шарами!

[...]

или из тех же "Случаев":

МАТЕМАТИК (вынимая из головы шар):
Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.
АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ:
Положь его обратно.
Положь его обратно.
Положь его обратно.
Положь его обратно.

[и т. д.]

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 04:18] – Paulus

Вспомнил еще шар - в "Смерти дикого воина". А, чуть призадумавшись, обнаружил и явную параллель с рассуждением из "Мне все противно...". Ну и с моим представлением о хармсовском полете как движении к смерти, это да. Так что, честно говоря, засомневался и насчет первоначальных шариков - возможно (и даже вероятно), что не такие уж они были и безобидные...


СМЕРТЬ ДИКОГО ВОИНА

Часы стучат,
Часы стучат,
Летит над миром пыль.

В городах поют,
В городах поют.
В пустынях звенит песок.

Поперек реки,
Поперек реки
Летит копье свистя.

Дикарь упал,
Дикарь упал
И спит, амулетом блестя.

Как легкий пар,
Как легкий пар,
Летит его душа.

И в солнце-шар,
И в солнце-шар
Вонзается, косами шурша.

Четыреста воинов,
Четыреста воинов,
Мигая, небу грозят.

Супруга убитого,
Супруга убитого
К реке на коленях ползет.

Супруга убитого,
Супруга убитого
Отламывает камня кусок

И прячет убитого,
И прячет убитого
Под ломаный камень, в песок.

Четыреста воинов,
Четыреста воинов
Четыреста суток молчат.

Четыреста суток,
Четыреста суток
Над мертвым часы не стучат.

27 июня 1938 года

(Привел целиком - там и повторяющийся полет, и шар, и ломаный камень. И просто я это стихотворение люблю - как, впрочем, и "Мне все противно...")

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 11:54] – *мираж

А МАЛГИЛ долго не давал мне покоя.

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 21:02] – adada

Те, кому попадался в руки хороший учебник по металловедению, знают, во что превращается куб в результате многократного нагрева до температур фазовых превращений.

Но сейчас хотелось бы сказать о другом.

"Шар бесконечная фигура." -- Такое впечатление безукоризненно, когда наблюдатель находится внутри шара без надежды его покинуть.

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 21:19] –

Если условие "без надежды его покинуть" соблюдается, то с таким же успехом шар будет бесконечной фигурой и тогда, когда наблюдатель находится снаружи, на его поверхности.

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 21:26] – adada

"Если соблюдается условие" не принимать во внимание физические эффекты навроде тяготения или магнетизма, пребывание снаружи эквивалентно пребыванию вне, что принципиально не тождественно пребыванию внутри!

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 21:28] –

Занятная информация мне попалась -- и о хармсовском Случае № 3 и о МАЛГИЛе. Возможно, кому-то будет интересно:

http://xarms.lipetsk.ru/texts/tok2.html

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 21:37] –

>> "Если соблюдается условие" не принимать во внимание физические эффекты навроде тяготения или магнетизма

При условии что "надежды покинуть шар нет", совершенно не имеет значения, что мы принимаем во внимание "навроде"...

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 21:40] – adada

Тогда будет нелишне пояснить, что надежда изначально имелась в виду экзистенциальная, философская, а не эмоционально-чувственная...

Ссылка на это сообщение
[21.05.2009 21:48] –

Это дела не меняет -- условие-то сохраняется.

Ссылка на это сообщение
[22.05.2009 04:13] – maggie

Совершенно потрясающая ссылка, спасибо, Марго!

Paulus, я прочла статью по ссылке Марго: (Токарев Д.В. Даниил Хармс и Густав Майринк // Русская литература, 2005, № 4), Я обратила внимание на то, что с темы «шар» (несколько предложений) автор постепенно переходит к теме «глаз» и «глаз – окно».

Кроме того, в тексте есть следующий отрывок из письма Хармса:
<<Прошло несколько месяцев, я докатился до нехороших побуждений - заняться черной магией. Вот когда уже я хотел было приступить к действию, я нахожу вдруг книгу "Пути достижения индийских йогов". Это вторая книга Рамачараки. Теперь я опять рассчитываю заняться оккультизмом - истинным оккультизмом" (Хармс Д. Полн. собр. соч.: В 5 т. СПб., 1997 - 2002. Т. 5. Кн. 1. С. 92;<<

О Случае 3 читаем следующее: << Его как бы засасывает в иной мир, и напрасно Петерсен кричит "пустите!., пустите меня!" - из этого мира не возвращаются. Книга о просветлении и сверхсознании, к достижению которых сам Хармс стремился всю жизнь, становится книгой о смерти и страдании. ("Озарение, вдохновение, просветление, сверхсознание. Пути достижения", запись 1933 г. (Хармс Д. Полн. собр. соч.: В 5 т. Т. 5. Кн. 2. С. 18).<<

Когда я перечитывала его стихи, наброски стихов, поэтические рассказы, статьи о нем, я все больше почему-то приходила к убеждению, что этим «совершенным шаром» для Хармса мог быть... глаз?? Глаза – окна мы тоже часто встречаем в его работах. А этот совершенный шар - Третий глаз...? Я так думала, всё больше убеждалась в этом, пока не нашла подтверждение здесь:

<<<Важно, что этот глаз (демиурга – моё) закрыт, так как пространство, внеположное творцу, еще не существует; весь мир находится в его гигантской голове. В то же время из "слепого" глаза растет конусообразный свиток, а другой свиток (или тот же самый, только данный в иной плоскости) ударяет в лоб демиурга. Это свиток Торы, который пока еще находится в свернутом, "непроявленном" состоянии; другими словами, текст, нанесенный на свиток, не развернут во времени. В 1935 году Хармс напишет в стихотворении, посвященном памяти Казимира Малевича: "Дай мне глаза твои! Растворю окно на своей башке!" Хармс хочет открыть так называемый "третий глаз" - глаз мудрости, который находится как раз в том месте, куда ударяет свиток. О свитке, растущем изо лба, идет речь и в маленьком стихотворении 1931 года "лоб изменялся..."<<<

Этот свиток – МАЛГИЛ? Вы совершенно правильно, Paulus, назвали, эти 2 его произведения программными, теперь, добавив к эти двум еще одно, назвала бы их знаковыми:

Если честно, я Хармса теперь, после прочитанного, совершенно иначе понимаю, Когда перечитываю. Чудо!

(стилизация древнего заговора)

На сiянии дня месяца iюня
говорилъ Данiилъ с окномъ
слышанное сохранилъ
и ткимъ образомъ увидеть думая светъ
говорилъ солнцу: солнце посвети в меня
проткни меня солнце семь разъ
ибо девятью драми живъ я
следу злости и зависти выходъ низъ
пище хлебу и воде ротъ мой
страсти физике языкъ мой
вы и дханiю ноздрями путь
два уха для слушанiя
и свету окно глаза мои

1931

Ссылка на это сообщение
[22.05.2009 07:52] – *мираж

>Этот свиток – МАЛГИЛ?

Насколько я помню тогдашние свои изыскания, МАЛГИЛ имеет несколько расшифровок.

С одной стороны, да, это свиток, т.н. шарообразная книга, свернутая вовнутрь (неразвернутая во времени), закрытая до поры.

С другой стороны, МАЛГИЛ - это МАГ ЛИЛ, сам Хармс.

>"Шар бесконечная фигура." -- Такое впечатление безукоризненно, когда наблюдатель находится внутри шара без надежды его покинуть.

Такое впечатление безукоризненно, если вспомнить, что в сущности шар не имеет ни начала, ни конца.

maggie, примите в подарок к маленькому глобусу у Вас на столе вот этот шуточный сонет:


У шара ни начала, ни конца.
Нет носа. Щеки есть, но нет лица.
И все - от мудреца до сорванца -
Не могут жить без шара-хитреца.

Футбольный мяч - начало всех начал!
Он первым нас к победам приучал.
Спасибо, старый добрый верный друг!
"Удачи мы не выпустим из рук!"

Сказал мне как-то раз один субъект:
"Чем меньше шар, тем выше интеллект".
Он снобом был и в гольф любил играть.
И часто тосковал по букве "ять".

Шар-глобус, шар - наперсточников брат,
Воздушные шары в руках дрожат,
Зеркальный шар меняет интерьер,
А вон летит по небу монгольфьер...

Почти что шаром вертится Земля.
И скоро станем шаром ты и я.

:)

Ссылка на это сообщение
[22.05.2009 16:38] – maggie

Спасибо, *мираж, за дивный сонет... ;))

В нём одно интересное место, однако, есть:

<<"Чем меньше шар, тем выше интеллект"./ Он снобом был и в гольф любил играть.<<

Я тут на досуге поразмышляла, и подумала, что молния-шар тоже совершенна, хотя еще и недостаточно изучена. Так что, пошутим еще чуток ... ;))

А вдруг тот сноб был бесконечно прав?...
Засовывая шарики в рукав,
Когда - какие,
И когда - зачем,
Стал фокусником, магом, а затем
Он шаро-молнии такой раскрыл аспект,
Что доказал свой супер-интеллект!

И вскоре шар, что молнией летит,
Вопрос энергий для Земли решит!

Ссылка на это сообщение
[22.05.2009 20:05] – maggie
шар или сфера? или медный шарик Аристотеля...

Из книги "Рассказы о философах" (А. Домбровский, М., "Молодая гвардия", 1975 г.):

<<Аристотель умолк, глядя на блестящий медный шарик, который держал на ладони. Они (Аристотель и Александр Македонский - моё) сидели под деревом, в тени...<.> Александр склонился к плечу учителя так близко, что головы их касались друг друга. Александр невольно рассмеялся, увидев в шарике лицо учителя... <.>
- Мне пришла в голову одна мысль, учитель, когда я смотрел на твой шарик, - сказал Александр. - Если ты охватил весь мир своей мудростью, то я мог бы превратить его в моё владение...>>

И далее:

<<Пусть будет так, сказал Аристотель и обнял Александра. Затем отстранился и протянул ему на ладони блестящий шарик.
- Возьми, - сказал он. - В этом шарике заключено подобие едва ли не всех истин мира. Форму шара имеет наша Земля, по сферам движутся Луна, Солнце, планеты. И весь этот мир замкнут сферой, усеянной звездами, состоящими из эфира. Отсюда следует заключить, что сфера - самая всеобъемлющая и совершенная форма... >>

Непонятно лишь, почему шарик был медный? Или это всё выдумки автора (судя по названию книги, это лишь "рассказы", возможно просто сочинённые Д.;). Особенно непонятен мне стал материал, из которого был сделан этот маленький шарик Аристотеля после след. строк (на той странице, ниже):

<<... "К одним душам, говорил Платон, примешано божественное злато - и это философы. К другим душам серебро - и это воины. К третьим медь - и это ремесленники. Что к чьей душе примешано, тем тому и быть на земле - либо мудрецом, либо воином, либо ремесленником. Но ты хорошо сказал, Александр, что даже раб, бегущий от незнания, может стать философом.">>

Ссылка на это сообщение
[22.05.2009 20:39] – ne znatok

Что-то у меня все ассоциации на шар из Пелевина, хочубей. :))

/Теперь погляди внимательно на свой шар. Это ты и есть./

Жизнь насекомых
---------------
/Запомните только, что в египетской, евразийской и наследовавшей им советской культуре традиционным тонким телом считалось так называемое «тело костей». Думайте о нем как о легчайшем воздушном шарике, соединенном невидимой нитью со скелетом-якорем

...Речь в обоих случаях идет об одном и том же тончайшем воздушном шарике, в котором сохраняются эмоции и намерения усопшего – если не все, то главные/

/Сержант Петров не помнит, как это случилось. Он даже не знает, что именно произошло. Вчера еще вокруг шумело житейское море, где были луна и солнце, люди и деревья, надежды и страхи. Сегодня ничего подобного нет.

Теперь сержант Петров подобен воздушному шару на якорном канате...
Когда он осознает себя шаром, он стремится всплыть над океаном смешанного с бензиновой гарью воздуха и улететь в прохладную пустоту космоса./

/Сержант Петров вспоминает, что именно тут его дом. Отсюда растет волшебный цветок, который кончается бесплотным шаром, реющим над городской улицей. В детстве Петров читал журналы-комиксы. Когда герои комиксов думали, художник рисовал над ними заполненные словами облака-овалы, соединенные с головой тонкой нитью. Теперь сержант Петров стал таким овалом сам: его тело внизу, а мысли парят в прозрачном облаке, высоко над потоком машин./

Некромент (П5)

Ссылка на это сообщение
[22.05.2009 21:12] – tilli

я за треугольники!)

Ссылка на это сообщение
[22.05.2009 23:03] – maggie

<<я за треугольники!)<<

Окнов и Хармс (отрывок)

Хармс: Вилка тут не причем - тут важен шар.
Окнов: Какой шар?
Хармс: Шар из моей головы
Окнов: Шар в голове - как интересно.
Хармс: У всех в голове есть шар
а еще треугольник и ночь

Так что, tilli, Вы - в теме. Вам к треугольнику еще ночь нужна? ;))

Ссылка на это сообщение
[23.05.2009 12:18] – *мираж

>А вдруг тот сноб был бесконечно прав?

Не, maggie, это старая расистская сентенция, основанная на противопоставлении гольфа и баскетбола, и выброшенная на свалку после побед Тайгера Вудса.

>я за треугольники!)

А как же дон Хуан?:)

ne znatok, упорно считается, что вся тема шаров у Пелевина - чистое влияние Кастанеды.

Ссылка на это сообщение
[23.05.2009 12:18] – *мираж

запятую прошу тоже выбросить:)

Ссылка на это сообщение
[23.05.2009 12:23] – Тигрa

Стих, который приводит Paulus 21.05.2009 в 04:18, мне кажется каким-то бесконечно страшным. Почти и не стихи уже.
Даже не хочется читать его себе, проговаривая, начала было - и не стала, только глазами прочла.

Ссылка на это сообщение
[23.05.2009 12:25] – *мираж
Homo ludens

Вспомнив театр "Глобус", Хёйзинга и Бродского с соседней ветки ("Я всегда твердил, что судьба - игра") трудно пере(недо?:)оценить значение шара:).

Ссылка на это сообщение
[23.05.2009 19:41] – tilli
А как же дон Хуан?:)

*мираж, так у него не шары, а светящиеся яйца!)

Ссылка на это сообщение
[24.05.2009 22:59] – adada

Та-ак, вопрос сопоставления или противопоставления объемлющих и/или объемлемых шаров пока так и не катит...

Ссылка на это сообщение
[24.05.2009 23:18] – Саид

Познакомился я там с несколькими профессорами. Один из них всё время ходил за мной по пятам и разъяснял, что прародина цыган была в Крконошах, а другой доказывал, что внутри земного шара имеется другой шар, значительно больше наружного.
© Я. Гашек

Ссылка на это сообщение
[24.05.2009 23:31] – adada

Адада почему-то не сомневался, что от кое-кого ему достанется по самые по светимости... Тем не менее хотелось бы отметить, что человечество пока не может пожаловаться на избыток чувственного опыта восприятия шара как такового из его нутра как такового!

Ссылка на это сообщение
[24.05.2009 23:47] – Саид

Таким образом. Луна — это не полый шар, вроде резинового мяча, как предположил Знайка, а такой шар, внутри которого имеется другой шар, окружённый прослойкой из воздуха или какого-нибудь другого газа. Что же касается наличия на Луне коротышек или каких-нибудь других живых существ, то это уже относится к области чистой фантастики, писал профессор Звёздочкин... Наука нуждается в достоверных фактах, писал профессор Звёздочкин, и никакие досужие вымыслы не заменят нам их.
© Н. Носов

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 00:13] – Тигрa

А вот ещё чья-то была фантастическая повесть. Там люди жили внутри шара. На внутренней вогнутой поверхности сферы. Но почему-то этого долго не знали, если я правильно помню.
Какого-то известного американского фантаста повесть.

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 00:29] – adada

Мне кажется, я мог бы подобрать ссылку не только на фантаста, но и и на ученого-космолога, кажется, индуса, вы- или пересказывавшего идею бесконечности как замкнутой, свернутой в саму себя, в самоё себя сферы... Но вначале хотелось бы пережить конечный переход воскресенья в понедельник. :)

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 02:42] – Paulus

>А вот ещё чья-то была фантастическая повесть. Там люди жили внутри шара. На внутренней вогнутой поверхности сферы. Но почему-то этого долго не знали, если я правильно помню.
Какого-то известного американского фантаста повесть.

"Обитаемый остров" (или уже пора говорить "пресловутый "Обитаемый Остров""?) устроен с точностью до наоборот. Если была оригинальная "повесть о массаракше", вполне вероятно, что Стругацкие о ней знали. Я не знаю, но я тут не самый великий специалист.

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 02:59] – Саид

> Там люди жили внутри шара. На внутренней вогнутой поверхности сферы.

— Тучи или туман почти рассеялись, и солнце, понимаете ли вы, полярное солнце стоит в зените! — прокричал Боровой.
Все бросились к выходу, толкая друг друга и на ходу одеваясь.
Над ледяной равниной клубился легкий туман, и сквозь него то ярче, то тусклее светил красноватый диск, стоявший прямо над головами, а не низко над горизонтом, как полагалось полярному солнцу в пять часов утра в начале июля под 80° северной широты.
<...>
— Солнце, которое мы видим постоянно в зените, это, очевидно, настоящее маленькое ядро земного шара, находящееся ещё в раскалённом состоянии и дающее свет и тепло внутренней поверхности толстой и совершенно отвердевшей оболочки, наружную сторону которой мы до сих пор только и знали. Теперь благодаря экспедиции Труханова мы можем ознакомиться хоть отчасти с этой внутренней поверхностью, которая представит нам, несомненно, чрезвычайно много интересного и неожиданного. Ведь на первых же шагах мы уже встретили представителей флоры и фауны, давно исчезнувших на наружной стороне.

© Академик В. А. Обручев. Плутония

Кажется, и фильм был по этому роману.

Нечто похожее происходит и в романе Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", по которому снято несколько фильмов.

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 07:52] – *мираж

Всё-таки мне кажется, что Тигра именно Стругацких вспоминает, только путает саракшские представления.

tilli, "Искусство сновидения" прочтите:)

"В ходе изложения своего учения дон Хуан неоднократно повторял и
разъяснял то, что он считал решающей находкой, сделанной магами древности. Он называл это критической характеристикой человеческого существа как светящегося шара, и описывал в виде круглого пятна особо интенсивной светимости размером с теннисный мячик, постоянно располагающегося внутри светящегося шара вровень с его поверхностью на расстоянии двух футов позади правой лопаточной кости тела человека.
Поскольку по началу у меня были проблемы с визуализацией всего этого, дон Хуан объяснил, что светящийся шар гораздо больше человеческого тела, и что пятно интенсивной светимости является частью этого энергетического шара . Располагается это пятно на уровне лопаток на расстоянии вытянутой руки от спины человека. Дон Хуан сообщил мне, что, увидев, как работает это пятно, древние маги назвали его "точкой сборки".

Ну и так далее:).

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 09:10] – Тигрa

Нет, совершенно точно переводная была повесть (или даже романчик).
И Обручева, и Стругацких помню. Это не то.

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 11:53] –

Брэдбери? (Что-то у него о шарах было -- правда, я, как не любительница фантастики, совсем уж ничего не помню...)

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 12:13] – Саид

Сорри, я их, скорее всего, не читал, но:

• Уильям Рид, "Полярный призрак" (1906)
• Уиллис Джордж Эмерсон, "Дымящийся бог, или Путешествие во внутренний мир" (1908);
• Маршалл Б. Гарднер, "Путешествие внутрь Земли" (1920).

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 12:16] – Саид

Ещё:

"Эдгар Берроуз написал цикл произведений, описывающих подземный мир Пеллюсидар, населённый доисторическими тварями, где побывал и Тарзан".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Полая_Земля

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 13:11] – tilli

*мираж, подозреваю тут просто трудности перевода, скорее всего оболочка переведена как шар.
впрочем, неважно) - а "Сновидения" читала, с них и начала читать остальные.

"И дон Хуан начал свой рассказ. Сначала он кратко напомнил мне истины, о которых рассказывал ранее. Не существует никакого мира материальных объектов, но лишь вселенная энергетических полей, которые видящие называют эманациями Орла. Человеческие существа образованы эманациями Орла и являются, по сути, светящимися ПУЗЫРЯМИ энергии. Каждый из нас покрыт энергетической оболочкой, имеющей ФОРМУ КОКОНА. Внутри кокона заключена небольшая часть эманаций, составляющих вселенную. Осознание возникает вследствие постоянного давления эманаций, находящихся вне кокона и именуемых большими, на эманации, находящиеся внутри кокона. Восприятие является следствием осознания и возникает, когда внутренние эманации настраиваются на соответствующие им большие........

Древние видящие также обнаружили, что точка сборки находится не в физическом теле, а в светящейся оболочке, в самом коконе. Нагваль определяет ее положение по особенно яркой светимости и не бьет по ней, а скорее ее толкает. От толчка в поверхности кокона образуется впадина. При этом ученик испытывает такое ощущение, словно ударом по правой лопатке у него из легких напрочь вышибли весь воздух........

Некоторые светящиеся оболочки после удара практически мгновенно приобретают исходную форму. На других впадина может сохраняться в течение нескольких часов или даже дней. Но все равно они сами по себе возвращаются в исходное состояние. Есть и такие, на которых деформация фиксируется. Для приведения их в исходное состояние требуется еще один удар нагваля - по краю углубления. И лишь очень и очень немногие коконы никогда ни при каких обстоятельствах не приобретают снова форму светящегося ЯЙЦА, каких бы ударов нагваля по ним не наносили. После первого удара они изменяют форму раз и навсегда".

"Огонь изнутри".

Ссылка на это сообщение
[25.05.2009 22:15] – Тигрa

Не Бредбери, не названные Саидом.
Вторая половина прошлого века, американец (почти наверняка). Читали его ещё в 80-е, по-русски. Муж тоже помнит, что был такой, но тоже не помнит автора.

Ссылка на это сообщение
[26.05.2009 03:40] – Paulus

На внутренней поверхности - хотя и не совсем чтобы шара - живут в Ringworld (в переводе "Мир-кольцо" или что-то вроде) Ларри Нивена. И тоже, кажется, того не понимают - но я эту книгу совсем не помню.

Еще у меня возникла смутная ассоциация с классическим азимовским Nightfall ( в разных переводах - "И тьма пришла...", "Приход ночи" etc), но там другая ситуация, конечно.

Ссылка на это сообщение
[11.06.2009 19:20] – maggie

Тигра, это не то?

<<<Шар по прежнему был там, но между ним и миром Маспела, в котором стоял Найтспор, он различил огромную неясную тень неопределенной неясной формы... Найтспор знал, что это Кристалмен. Поток сильного света — но это был не свет, а страсть — непрерывно лился от Маспела к Тени и сквозь нее. Однако, когда он появлялся по другую сторону, где находился шар, свет менял свой характер. Он разлагался, будто призмой, на две части — зеленые частицы и вихри. Что всего лишь мгновением раньше было яростным духом, становилось отвратительной массой ползущих, извивающихся существ, каждый вихрь, стремящийся к удовольствию воли, в качестве ядра содержал отдельную искру живого зеленого огня. ...Иногда зеленые искры оказывались достаточно сильны, чтобы немного продвинуться в направлении Маспела,... но они никогда не заглядывали за Тень, они думали, что движутся к ней... поток Маспела был пищей Кристалмена.<<<

Д. Линдсей., Путешествие к Арктуру

Ссылка на это сообщение