Проверка слова:  

Архив форума: Литературный уголок:: Что есть движение?

[23.12.2009 03:45] – maggie
Что есть движение?

Не могу забыть наш недавний спор в КО о поэзии Н. Заболоцкого. Я совершенно не ставлю себе задачу сравнивать поэзию Пушкина с поэзией Заболоцкого, поверьте.

Но вот два стихотворения, два поэтических взгляда на феномен "движение":

Первое - "Движение" А.С. Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

Второе "Движение" - Н. Заболоцкого:

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

Мне так ясен и понятен Пушкин, с его чистыми, «прозрачными», как сегодня модно говорить, образами и истоками, и мне так странен Заболоцкий с этим фантазийным конём, который "руками машет", со сбивающими с толку последними строчками. Хотя, признаюсь, стих Заболоцкого меня просто завораживает, магия какая-то...

Заболоцкий - удивительный поэт!... Сергей, пожалуйста, если это не очень личная просьба, расскажите мне_доходчиво, где в Заболоцком то, что, как мне показалось, Вы у него не приемлете. Мне хочется понять. Стоит ли мне искать ответ на свой вопрос к Вам в такой вот характеристике, данной Заболоцкому Л. Липавским в "Разговорах" (1933-1934):

"Его поэзия - усилие слепого человека, открывающего глаза. В этом его тема и величие. Когда же он делает вид, что глаза уже открыты, получается плохо". ?

Буду благодарна всем, у кого появится желание высказать своё мнение о поэзии Заболоцкого, а также выставить на этой ветке стихи о Движении, о том, как видят и воспринимают, с чем ассоциируют его Поэты. ;)

P.S. Интересно, что в в том и другом «Движениях» присутствует «борода». Она как-то связана с движением? ;)

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 04:20] – maggie

Или вот - философский взгляд на жизнь. У Гумилева она - движение по спирали, но в нем поэт видит тщету и бесполезность... звучит риторический вопрос:

Для чего мы не означим
Наших дум горячей дрожью,
Наполняем воздух плачем,
Снами, смешанными с ложью.

Для того-ль, чтоб бесполезно,
Без блаженства, без печали
Между Временем и Бездной
Начертить свои спирали.
*****************
(из "Людям настоящего")

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 07:20] – ne znatok

Неподвижно лишь солнце любви!
Владимир Соловьев [эпиграф]

Вперед, без страха и сомненья,
Как нам Плещеев завещал!
Зарю святого обновленья
Он предвещал и обещал.

Но солнце всходит и заходит,
Который уж, который век.
Без устали по кругу бродит
Вперед и выше человек.

Без страха божьего блуждает,
Не сомневаясь, что вперед -
Туда, где снова поджидает
Зари пленительный восход!

Одна заря спешит другую
Сменить, затмить и погасить.
Плещеев, бедный, ни в какую
Маршрут не хочет изменить.

Опять: «Вперед заре навстречу!»
Горячечный лепечет бред…

А за спиною ясный вечер
И тихий невечерний свет.

Тимур Кибиров
(ЛИРИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ)

<Или вот - философский взгляд на жизнь. У Гумилева она - движение по спирали, но в нем поэт видит тщету и бесполезность>

У Кибирова даже не по спирали, а по кругу, т.е. вполне бессмысленное действие.

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 08:02] – ne znatok

Я так понимаю, Кибиров имеет в виду следующее стихотворение Плещеева:

Вперед! без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!

Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.
............
............
Пусть нам звездою путеводной
Святая истина горит;
И верьте, голос благородный
Не даром в мире прозвучит!

Внемлите ж, братья, слову брата,
Пока мы полны юных сил:
Вперед, вперед, и без возврата,
Что б рок вдали нам ни сулил!
--------------
Бедный, бедный Плещеев! :)

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 10:16] – Тигрa

> Хотя, признаюсь, стих Заболоцкого меня просто завораживает, магия какая-то...

Меня тоже ранний Заболоцкий завораживает. Именно этот стих всегда любила.

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 10:40] – Тигрa

В движенье мельник жизнь ведёт,
B движенье!

Плохой тот мельник должен быть,
Кто век свой хочет дома жить,
Всё дома!

Вода примером служит нам,
Примером!
Ничем она не дорожит
И дальше, дальше в путь бежит —
Всё дальше!

Колёса тоже не стоят,
Колёса!
Стучат, кружатся и шумят —
С водою в путь они хотят,
С водою!

Вертятся, пляшут жернова,
Вертятся.
Кажись бы — им и не под стать,
Но ведь нельзя от всех отстать —
Нельзя же!

Движенье — счастие моё,
Движенье!
Прости, хозяин дорогой,
Я в путь иду вслед за водой —
Далёко!


Это из вокального цикла Шуберта на слова Вильгельма Мюллера.
http://www.youtube.com/watch?v=p9ho614E1F0

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 10:42] – *мираж

>У Кибирова даже не по спирали, а по кругу, т.е. вполне бессмысленное действие.

Ну, при желании и у Кибирова можно разглядеть подобие спирали.
Без устали по кругу бродит
_Вперед и выше_ человек.

>Бедный, бедный Плещеев! :)

... и бедный, бедный Кибиров.

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 10:56] – ne znatok

<... и бедный, бедный Кибиров.>
+1
постмодернист не может быть счастлив по определению. :)

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 10:59] – *мираж
Азбука из летучки Зангези

"Вэ значит вращение одной точки около другой (круговое движение).

Эль - остановка падения, или вообще движения, плоскостью, поперечной падающей точке (лодка, летать).

Эр - точка, просекающая насквозь поперечную площадь.

Пэ - беглое удаление одной точки прочь от другой, и отсюда для многих точек, точечного множества, рост объема (пламя, пар).

Эм - распыление объема на бесконечно малые части.

Эс - выход точек из одной неподвижной точки (сияние).

Ка - встреча и отсюда остановка многих движущихся точек в одной неподвижной. Отсюда конечное значение Ка - покой; закованность.

Ха - преграда плоскости между одной точкой и другой, движущейся к ней (хижина, хата) .

Че - полый объем, пустота которого заполнена чужим телом. Отсюда кривая, огибающая преграду.

Зэ - отражение луча от зеркала. - Угол падения равен углу отражения (зрение).

Гэ - движение точки под прямым углом к основному движению, прочь от него. Отсюда вышина".

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 11:01] – *мираж

Иногда может:). Для него Бог еще не умер.

Эпилог

Короче — чего же ты все-таки хочешь?
Чего ты взыскуешь? О чем ты хлопочешь,
лопочешь, бормочешь и даже пророчишь
столь невразумительно, столь горячо?
в какие зовешь лучезарные дали?….

Ты знаешь, мы жили тогда на Урале,
тогда нами правил Никита Хрущев.
Но это не важно...
Гораздо важнее,
что были тогда мандарины в продмагах
ужасною редкостью… В общем, короче —
вторые каникулы в жизни, а я
болею четвертые сутки… Той ночью

стояли за окнами тьма и зима,
и Пермь незнакомая тихо лежала
в снегах неподъемных. И елка мерцала
гирляндою, и отражалась в шкафу
мучительно. И, в полусне забываясь,
я страшное видел и, просыпаясь,
от боли и ужаса тихо скулил,
боясь и надеясь сестру разбудить.

А чем я болел, и куда наша мама
уехала — я не припомню… Наверно,
на сессию в Нальчик. А папа в ту ночь
как раз оказался дежурным по части…

И жар нарастал,
и ночь не кончалась,
и тени на кухне все громче и громче
шушукались, крались, хихикали мерзко!

От них я в аду раскаленном скрывался,
под ватным покровом горел-задыхался…
и плавился в невыносимом поту…

Короче — вот тут-то, в последний момент —
я знаю, он был в самом деле последним! —

вот тут-то и щелкнул английский замок,
вот тут-то и свет загорелся в прихожей!
И папа склонился — «Ну как ты, сынок?» —
и тут же огромный шуршащий кулек
он вывалил прямо в кровать мне и тут же,
губами прохладными поцеловав
мой лоб воспаленный, шепнув — «Только Сашке
оставь обязательно, слышишь!», исчез…
Короче —
я весь в мандаринах волшебных лежал,
вдыхал аромат их морозный, срывал
я с них кожуру ледяную, глотал
их сок невозможный, невообразимый…

Сестре я почти ничего не оставил…

Короче —
вот это, вот это одно —
что мне в ощущениях было дано!

Вот эту прохладу
в горячем бреду
с тех пор я ищу
и никак не найду,
вот эту надежду
на то, что Отец
(как это ни странно)
придет наконец!

И все, что казалось
невыносимым
для наших испуганных душ,
окажется вдруг так легко излечимым —
как свинка, ветрянка,
короче — коклюш!

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 11:09] – ne znatok

Нет, не зря я все-таки люблю Кибирова! :)
У него бывают поразительные стихи.

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 11:30] – ИнФо138

>Мне так ясен и понятен Пушкин, с его чистыми, «прозрачными», как сегодня модно говорить, образами и истоками,

А где тут у Пушкина образы?

Цитата - по сути вообще не поэзия: зарифмованная-заритмованная проза.
Анекдот Пушкина ничего (кроме изящества формы, конечно) не потеряет при обратном переводе в прозу.

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 11:48] – Тигрa

Бывает и такое движение:

Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Знакомый звук нам ветр принес:
Любви последнее прости...
За нами много, много слез,
Туман, безвестность впереди!..

"О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?

Любовь осталась за тобой,
В слезах, с отчаяньем в груди...
О, сжалься над своей тоской,
Свое блаженство пощади!

Блаженство стольких, стольких дней
Себе на память приведи...
Все милое душе твоей
Ты покидаешь на пути!.."

Не время выкликать теней:
И так уж этот мрачен час.
Усопших образ тем страшней,
Чем в жизни был милей для нас.

Из края в край, из града в град
Могучий вихрь людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Не спросит он... Вперед, вперед!

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 11:57] – Тигрa
Антоним

А вот из моих любимых — про неподвижность.

КАК У НИХ

Лицо лазури пышет над лицом
Недышащей любимицы реки.
Подымется, шелохнется ли сом,—
Оглушены. Не слышат. Далеки.

Очам в снопах, как кровлям, тяжело.
Как угли, блещут оба очага.
Лицо лазури пышет над челом
Недышащей подруги в бочагах,
Недышащей питомицы осок.

То ветер смех люцерны вдоль высот,
Как поцелуй воздушный, пронесет,
То, княженикой с топи угощен,
Ползет и губы пачкает хвощом
И треплет ручку веткой по щеке,
То киснет и хмелеет в тростнике.

У окуня ли екнут плавники,—
Бездонный день — огромен и пунцов.
Поднос Шелони — черен и свинцов.
Не свесть концов и не поднять руки...

Лицо лазури пышет над лицом
Недышащей любимицы реки.


Пастернак

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 12:04] – adada
От недышащих питомцев

Тут не только у окуней екает, но и у пескарей спирает! :)

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 17:04] – *мираж
Еще один анекдот (от Ломоносова)


>Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.


***
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 17:29] – Stagnat
о движении, да

еле нашёл...


* * *
И вот вращенье колеса коляски
по гравию и по бетонным плитам,
расчерченным пробившейся травой,
и вот реальность в непонятной пляске,
вот замерла, как зверь в лесной чащобе,
там темный контур, он следит за мной
чтоб броситься.
И вот оно, вращенье
по твердому и грязному граниту,
как по границе с миром, где прощенье
забыто всеми, навсегда забыто.
Наклон, и колесо, как в удивленьи,
хватает воздух цепкой лапой грязи -
четыре такта к контуру в чащобе,
который время в ритмы переводит.
И нет, не такты. Плавность при вращеньи
и бесконечность превращенья в сон
асфальта грязного, травы, гранита, плоти.

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 17:46] – *мираж
Борода

(Саиду и Бороде не читать:))

Кстати, maggie, Вы не заметили, что Пушкина и Заболотцкого объединяет не только тема "Движение", но и бороды:):

>сказал мудрец брадатый

>И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.

Этот образ бороды у Заболоцкого очень сильный. Меня тоже именно это его стихотворение завораживает. Интересно, но ассоциация у меня возникает не с иконой, а с картиной Делакруа "Смерть Сарданапала".

Почему-то представляю какую-то ассирийскую бороду, завитки которой напоминают монеты. Хотя понимаю, что золотистая борода Николая Угодника должна больше подходить.
http://www.mozhaysk.ru/image/history_3_d.jpg

И у Ломоносова есть целый "Гимн бороде".

О прикраса золотая,
О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?

Вот здесь можно его прочитать целиком:
http://www.stihi-rus.ru/1/Lomonosov.htm

Тема бороды, её витков (диалектических:), на мой взгляд, актуальна не только в связи с движением раскачиваемого маятника, но и в преддверии Нового года:). Думаю, если вы, встав на стул, прочтете оду бороде Деда Мороза, Новый год не окажется саблезубым:).

Джон Стейнбек писал: "В наши дни единственное, чем женщина не может перещеголять мужчину - это борода".

"Увы!" или "Ах!" ?

:)

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 17:47] – *мираж

Тц, тц - ужос!

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 18:48] – maggie

<<Тут не только у окуней екает, но и у пескарей спирает! :)<<

И у селедок танецуется. С саблями:)

Сверкают саблями селедки,
Их глазки маленькие кротки,
Но вот, разрезаны ножом,
Они свиваются ужом.

<<...прочтете оду бороде Деда Мороза<<

*мираж, это ту, где "борода из ваты?" ;)

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 18:49] – maggie

танцуется

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 18:58] – ne znatok

Движение по кругу... по спирали...
по горизонтали:

...кроме того постоянно со мной
неотчуждаемый, необходимый,
праздный квадратик, билет проездной
с замкнутым самоназваньем "Единый".

Знак зодиака пути моего,
дальних поездок в недальние дали,
вместо чего-то, не помню чего -
передвиженье по горизонтали.
А.Аронов

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 20:10] – ne znatok

<Анекдот Пушкина ничего (кроме изящества формы, конечно) не потеряет при обратном переводе в прозу..>

Нет, никак не могу согласиться с разделением формы и содержания в поэзии.
А, ну да, Вы же считаете, что это не поэзия...:)

Удивительно, но именно это стихотворение было в моей жизни едва ли не первым, выуженным из толстенного однотомника и запомнившимся мгновенно наизусть. Есть в нем какая-то своя музыка, но не морозы-розы, эт точно. И это "брадатый", как тут было отмечено, и комическое "смолчал и стал пред ним ходить", и несерьезное вроде бы определение "упрямый" к Галилею...

Хорошее стихотворение.

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 20:45] – Саид
Я не читал! ;)

> Джон Стейнбек писал: "В наши дни единственное, чем женщина не может перещеголять мужчину - это борода".

http://twistedphysics.typepad.com/.a/6a00d8341c9c1053ef012875a2a5d5970c-320wi

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 20:45] – maggie
движение - поТОК из чаши в чашу?...

<<<единственное, чем женщина не может перещеголять мужчину<<<

Единственное, чем женщина не может перещеголять и выщеголять - это мысль о времени. Так думал молодой Заболоцкий:

"Да, женщины значение огромно,
Я в том согласен безусловно,
Но мысль о времени сильнее женщин. Да!
Споем песенку о времени, которую мы поем всегда".

ПЕСЕНКА О ВРЕМЕНИ

Легкий ток из чаши А
Тихо льется в чашу Бе,
Вяжет дева кружева,
Пляшут звезды на трубе.

Поворачивая ввысь
Андромеду и Коня,
Над землею поднялись
Кучи звездного огня.

Год за годом, день за днем
Звездным мы горим огнем,
Плачем мы, созвездий дети,
Тянем руки к Андромеде

И уходим навсегда,
Увидавши, как в трубе
Легкий ток из чаши А
Тихо льется в чашу Бе.

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 22:36] – Stagnat
Re: движение - поТОК из чаши в чашу?...

"Не по-детски вздыхая, мальчик вычерпывал ведром жидкость из нижней бочки, тащил её на антресоли и вливал в верхнююю бочку" (с)

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 23:01] – maggie
Вопрос-шутка

Stagnat, рифмовка ниже получилась спонтанно, в результате ассоциаций с ником... very sorry ;))

Когда мы говорим "мобильность",
Но в то же время забываем,
Что нам приятнее стабильность,
Не о застое ль мы мечтаем?

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 23:49] – adada

%%Что есть движение?%%

Движение есть наше всё. И вне него нет ничего. Тут и говорить нечего, внимания заслуживают только формы. А их всего две: движение вместе с потоком и движение под углом к нему. Но в любом случае вас вынесет в общее устье, перестоять это дело еще никому и ни с каким ником не удавалось! :)

Ссылка на это сообщение
[23.12.2009 23:56] – ne znatok

А их всего две: движение вместе с потоком и движение под углом к нему. Но в любом случае вас вынесет в общее устье, перестоять это дело еще никому и ни с каким ником не удавалось! :)>

adada,
как это никому? :)

Прошиб меня холодный пот
до косточки,
И я прошелся чуть вперед
по досточке, -
Гляжу - размыли край ручьи
весенние,
Там выезд есть из колеи -
спасение!

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 01:09] – *мираж

Бог с ним, с рисующим на полу Фокиным, но пошто царь-рыбу обидели?

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 01:27] – Stagnat
maggie

грамматическая рифма, действительно, вынуждает извиняться, если называешь эти дивные созвучия рифмой...

по существу - вопрос вовсе не шутошный. именно теперешнее суматошное движение заставляет сохранять состояние равновесия. стагнации, если угодно. гармонии - возможно. называть себя гармонистом???

есть еще причина. в родном языке "консерватизм" не подходит... к глубокому сожалению...
обратите внимание, кто в россии объявляет себя нынче консерватором. вопрос - что они собираются консервировать - возникает неизбежно...

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 01:54] – Речка

>с чем ассоциируют его Поэты<

Это почти непостижимо. Можно, наверное, проследить только читательское восприятие и предположить, на какую реакцию рассчитывал автор.
В тексте Заболоцкого, скажем мне, видится как бы "раппорт" рисунка. И можно домыслить, что по мере движения Коня повторяющийся раппорт образовывал бы "орнамент". Но движению мешают
"сидит", "лежит", "машет":))

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 02:06] – *мираж

А мне кажется, что идёт противопоставление застывшего извозчика (сидит, лежит) и бедного коня, который так старается сдвинуть эту неподвижную громаду, что у него то руки неизвестно откуда отрастают, которыми он машет, то он налимом пытается обернуться и проскользнуть, то у него на этом еще налимьем блестящем животе аж восемь ног мелькают... Жалко коника... Прямо Шао-Бао.

И живот этот у него мне напомнил цветаевское:
"Я не более, чем животное,
Кем-то раненое в живот".

Мне этот бедный конь нравится больше серафима.

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 05:05] – maggie
движенье бороды

<<Тема бороды, её витков (диалектических:), на мой взгляд, актуальна...<<

Согласна. Особенно, когда они "реют". ;))

Вот толпа несется, воет,
Слышен запах потной кожи,
Музыканты рожи строят,
На чертей весьма похожи.
В громе, давке, кувырканье
»Эх, пошла! — кричат. — Наддай-ка!»
Реют бороды бараньи,
Стонет, воет балалайка.

Это из "Отдыхающих крестьян" Заболоцкого, 1933 г. Не было сил, когда перечитывала стих, не думать о лиро-эпической поэме Кибирова с соседнего треда. Вот об этом:

И вновь у кабака
Встречают экипаж два русских мужика,
О прочности колес степенно рассуждая,
А в бричке той сидят…. Но тишина лесная
Нарушена уже. Я, завершая круг,
Вернулся к пикнику бальзаковских подруг,
Расположившихся средь зарослей синели.

А если Инфо138 вновь спросит меня, где тут "образ движения", я расскажу ему "о прочности колёс". ;))

P.S. Спасибо elenyshka и всем, кто указал мне путь к Кибирову. ;)

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 12:13] – Stagnat

эххх... стесняюсь прям.... поэт-то средненький весьма... местами до того, что вдаваться в анализ неловко...
глаза-нельзя, спеть-суметь... бог с ней с рифмой - непосильно ему... бывает... но хоть бы метафору какую-никакую... хоть бы звукопись, пусть в ущерб смыслу... смысл-то тоже... не ускользающий...

приношу извинения читателям-почитателям...

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 12:17] – Stagnat

вот оно - движенье по кибирову:

И в сонме душ изумленных

Летим мы за гидом вслед –

Туда, где нет воздыханий,

Туда, где печали нет.



гид - одно единственное слово, которое ни к стихизмам, ни к служебным частям речи не отнесешь...
ужо поэзия, да...

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 19:42] – ne znatok

<Stagnat

эххх... стесняюсь прям.... поэт-то средненький весьма... местами до того, что вдаваться в анализ неловко...
глаза-нельзя, спеть-суметь... бог с ней с рифмой - непосильно ему... бывает... но хоть бы метафору какую-никакую... хоть бы звукопись, пусть в ущерб смыслу... смысл-то тоже... не ускользающий...

приношу извинения читателям-почитателям...>

Stagnat,
Мне очень нравится Ваша постановка вопроса и заявленная Вами проблема.
Если бы Вы лично (ну, или кто-нибудь другой) открыли отдельную ветку, где можно было бы порассуждать не только о Кибирове, но и о других поэтах подобного направления - это было бы просто здорово!

Потому как не хочется уж слишком офтопить здесь, все-таки тема эта несколько о другом.
Да и Тимур Кибиров, Д. Пригов и иже с ними вполне заслуживают нашей нелицеприятной критики! :)

Ссылка на это сообщение
[25.12.2009 13:26] – Stagnat
PPPS

всё связано со всем... and it wasn't off top, а PPS к маггиному PS.
и я честно пытался найти у г-на Кибирова образ движения. Но он какой-то не очень образный...

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 22:24] – Речка

...движение с разной скоростью...
Николай Рубцов:

Отрывок из ст. "Судьба"
Легкой поступью,
.....................кивая головой,
Конь в упряжке
.....................прошагал по мостовой.
Как по травке,
.....................по обломкам кирпича
Прошагал себе, телегой грохоча.

ПЛЫТЬ, ПЛЫТЬ...
В жарком тумане дня
Сонный встряхнем фиорд!
-- Эй, капитан! Меня
Первым прими на борт!

Плыть, плыть, плыть
Мимо могильных плит,
Мимо церковных рам,
Мимо семейных драм...

Скучные мысли -- прочь!
Думать и думать -- лень!
Звезды на небе -- ночь!
Солнце на небе -- день!

Плыть, плыть, плыть
Мимо родной ветлы,
Мимо зовущих нас
Милых сиротских глаз...

Если умру -- по мне
Не зажигай огня!
Весть передай родне
И посети меня.

Где я зарыт, спроси
Жителей дальних мест,
Каждому на Руси
Памятник -- добрый крест!

Плыть, плыть, плыть...


ПОЕЗД
Поезд мчался с грохотом и воем,
Поезд мчался с лязганьем и свистом,
И ему навстречу желтым роем
Понеслись огни в просторе мглистом.
Поезд мчался с полным напряженьем
Мощных сил, уму непостижимых,
Перед самым, может быть, крушеньем
Посреди миров несокрушимых.
Поезд мчался с прежним напряженьем
Где-то в самых дебрях мирозданья,
Перед самым, может быть, крушеньем,
Посреди явлений без названья...
Вот он, глазом огненным сверкая,
Вылетает... Дай дорогу, пеший!
На разъезде где-то, у сарая,
Подхватил меня, понес меня, как леший!
Вместе с ним и я в просторе мглистом
Уж не смею мыслить о покое, --
Мчусь куда-то с лязганьем и свистом,
Мчусь куда-то с грохотом и воем,
Мчусь куда-то с полным напряженьем
Я, как есть, загадка мирозданья.
Перед самым, может быть, крушеньем
Я кричу кому-то: "До свидания!.."

Но довольно! Быстрое движенье
Все смелее в мире год от году,
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?


Ощущение непрерывного красивого звучания... "голос" поэта в действии!

Ссылка на это сообщение
[24.12.2009 22:44] – Gapon
Браво, сударыня Речка!

Его же - "тема Исхода":

...
И вдруг такой тоской повеяло с полей,
Тоской любви, тоской былых свиданий кратких,
Я уплывал все дальше, дальше без оглядки
На мглистый берег глупой юности своей.

Ссылка на это сообщение
[25.12.2009 16:33] – Belka-K
по неведомой спирали...

Помнишь, как оно бывало?
Все горело, все светилось,
Утром солнце как вставало,
Так до ночи не садилось.

А когда оно садилось,
Ты звонила мне и пела:
"Приходи, мол, сделай милость,
Расскажи, что солнце село..."

И бежал я, спотыкаясь,
И хмелел от поцелуя,
И обратно брел, шатаясь,
Напевая "аллилуйя".

Шел к приятелю и к другу,
С корабля на бал, и с бала -
На корабль, и так по кругу,
Без конца и без начала.

На секунды рассыпаясь,
Как на искры фейерверка,
Жизнь текла, переливаясь,
Как цыганская венгерка.

Круг за кругом, честь по чести,
Ни почетно, ни позорно...
Но в одном прекрасном месте
Оказался круг разорван.

И в лицо мне черный ветер
Загудел, нещадно дуя.
А я даже не ответил,
Напевая "аллилуйя".

Сквозь немыслимую вьюгу,
Через жуткую поземку,
Я летел себе по кругу
И не знал, что он разомкнут.

Лишь у самого разрыва
Я неладное заметил
И воскликнул: "Что за диво!"
Но движенья не замедлил.

Я недоброе почуял,
И бессмысленно, но грозно
Прошептал я "аллилуйя",
Да уж это было поздно.

Те всемирные теченья,
Те всесильные потоки,
Что диктуют направленья
И указывают сроки,

Управляя каждым шагом,
Повели меня, погнали
Фантастическим зигзагом
По неведомой спирали.

И до нынешнего часа,
До последнего предела
Я на круг не возвращался,
Но я помню, как ты пела.

И уж если возвращенье
Совершить судьба заставит,
Пусть меня мое мгновенье
У дверей твоих застанет.

Неприкаянный и лишний,
Окажусь я у истока.
И пускай тогда Всевышний
Приберет меня до срока.

А покуда ветер встречный
Все безумствует, лютуя,
Аллилуйя, свет мой млечный!
Аллилуйя, аллилуйя...

М. Щербаков

Ссылка на это сообщение
[25.12.2009 20:35] – maggie

Сначала одно "движение" у Северянина:)

"В четверку синих лошадей
Несётся синяя карета."

Хотя мне оно кажется вялым. Вот эти строчки Блока мне больше нравятся:

"И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи."

У Блока каждое слово выверено. (заметьте, я уже не говорю "нравится образ", просто "нравится".;)))

Stagnat, я собиралась рассказть Инфо138 об "образе" движения, тсз, на примере одной лишь строчки из Кибирова. Но это очень субъективно, поверьте, и я свои ассоциации не только никому навязывать, но и интерпретировать-то толком не умею; sorry ;).

Итак. В строчке

"О прочности колес степенно рассуждая,"

движение (или "образ" его присутствия) для меня ОБРАЗуется, максимально - каждым из четырех слов, а по минимуму - в конце, в слове "рассуждая". Это очень иронично, и ассоциации мои ироничны - тоже. ;)

Да, вот еще один милый образ... Лишь в глаголе "шуршало", например, я могу уловить движение в следующей строфе из Северянина:

Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.

Хотя я не стала бы настаивать (пока), что движение в целом - "глагольно".

P.S. Обалденные стихи, Речка. Спасибо всем за примеры и рассуждения (суть, движение;)) в этой теме.

Ссылка на это сообщение
[25.12.2009 20:41] – maggie

Вдогон.

Я вообще не думаю, что там шуршало именно колесо. Это могло и платье девушки шуршать, и всё, что угодно еще при движении - шуршало. Поэтому для меня движение - именно в "шуршало", а не в "ехал", не в "лошадка тихо шла"... ;))

Ссылка на это сообщение
[25.12.2009 22:41] – adada
шуршанье шуганной козы

Если девушка Северянина была романтичкой, а лошадка брела, направленная поэтом, в кусты, шуршать могло в кустах: "...и в этом мире бегал по кустам ее верный Глеб, шугал козу Романтику. Она тут укала в кустах, шурша, юлила в кюветах, выпью выла из ближнего болота..."

Ссылка на это сообщение
[25.12.2009 23:32] – maggie
"выпью выла..."

И я выпью.

И прошуршу специально для Вас, adada, чуть перефразированным Иртеньевым...

Помню, темой разговора
были козы Беломора
И влияние кагора
на движение светил.

Хотела переправить на "шуршание светил", но на сей раз строго придержалась темы ветки. ;))

Ссылка на это сообщение
[26.12.2009 00:10] – maggie
заблудившееся движение...

Из "Заблудившегося трамвая" Н. Гумилева:

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы, —
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, — конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

Ссылка на это сообщение
[26.12.2009 00:19] – adada

%%строго придержалась темы%%

Расстроганно подумав о теме движения, вспомнил, что самый популярный поэтический объект -- Луна -- движется, пожалуй, и с самой большой скоростью среди таких объектов: примерно, 1 км в секунду, плюс-минус сколько-то там на либрацию!

"...В аллее голубой, где в серебре тумана
Прозрачен чайных роз тягучий аромат,
Склонившись, ждёт её у синего фонтана
С виолой под плащом смеющийся мулат.
Он будет целовать пугливую креолку,
Когда поют цветы и плачет тишина...
А в облаках, скользя по голубому шелку,
Краями острыми едва шуршит луна..."

Предлагаю окончательно прогнать козу и предположить вместе с Багрицким, что у Северянина в безоблачную ночь шуршало не просто колесо, а "колесо" Луны!..

Ссылка на это сообщение
[26.12.2009 00:55] – maggie
движение сквозь цифру восемь...

Из И. Бродского:

Бесшумный поезд мчится сквозь поля,
наклонные сначала к рельсам справа,
а после - слева - утром, ночью, днем,
бесцветный дым клубами трется оземь -
и кажется вдруг тем, кто скрылся в нем,
что мчит он без конца сквозь цифру восемь.

adada, спасибо за дивную "шуршащую луну" ;)) Я совершенно не могу отыскать шуршания других планет Или звезд. Но я знаю от Окуджавы, что Земля шуршит. Под метлами дворников:

Ночь белая. Спят взрослые, как дети.
Ночь белая. Ее бесшумен шаг.
Лишь дворники кружатся по планете
и о планету метлами шуршат.

1959

Ссылка на это сообщение
[26.12.2009 02:25] – maggie

<<<Движение есть наше всё. И вне него нет ничего. <<<

Нет вещества - есть круговерти силы;
Нет твердости - есть натяженье струй;
Нет атома - есть поле напряженья
(Вихрь малых "не" вокруг большого "да");
Нет плотности, нет веса, нет размера -
Есть функции различных скоростей.
Все существует разницей давлений,
Температур, потенциалов, масс;
Струи времен текут неравномерно;
Пространство - лишь разнообразье форм.
Есть не одна, а много математик;
Мы существуем в Космосе, где все
Теряется, ничто не создается;
Свет, электричество и теплота -
Лишь формы разложенья и распада;
Сам человек - могильный паразит, -
Бактерия всемирного гниенья.
Вселенная - не строй, не организм,
А водопад сгорающих миров,
Где солнечная заверть - только случай
Посереди необратимых струй,
Бессмертья нет, материя конечна,
Число миров исчерпано давно.
Все тридцать пять мильонов солнц возникли
В единый миг и сгинут все зараз.
Все бытие случайно и мгновенно.
Явленья жизни - беглый эпизод
Между двумя безмерностями смерти.
Сознанье - вспышка молнии в ночи,
Черта аэролита в атмосфере,
Пролет сквозь пламя вздутого костра
Случайной птицы, вырванной из бури
И вновь нырнувшей в снежную метель.

М. Волошин "Космос" (отрывок)

Ссылка на это сообщение
[26.12.2009 19:06] – maggie
Движение, отраженное в одной из зеленых брызг

<<<Автор однажды, гуляя в сумерках по улицам молодого города, поймал в воздухе обрывок перфокарты, на котором всякий мало-мальски грамотный человек смог бы прочесть стихотворение неизвестного автора.

№ 7
В одной из брызг, застывшей на
мгновенье,
мы увидали скаты водопада,
сухой земли унылый катехизис,
уступы гор и рыжую саванну,
гортань скворца
и драку скорпионов,
набег валов на океанский берег,
пятно мазута, молнии кустистой
разряд в ночи над Южно-Сахалинском,
над Сциллой и Харибдой…
К Геллеспонту стремниной узкой
ящик из— под мыла
бесстрашно мчался, возбуждая воду
к процессу стирки,
словно сам был мылом…
пока не скрылся в синих пузырях…
(Потом все скрылось.) <<<

Ссылка на это сообщение
[27.12.2009 11:53] – ИнФо138

>А если Инфо138 вновь спросит меня, где тут "образ движения"...

Не угадали - я не Карлсон: не могу спрашивать вновь то, чего ещё не спрашивал встарь...
P. S. А у Ломоносова Вы видите образ движения?

Ссылка на это сообщение
[27.12.2009 12:10] – adada

Долгие годы, увы, не до конца преодолимая природная сентиментальность побуждала меня считать самым проникновенным стихотворением о городском движении простое:

Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный.

Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.

Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры - матросы твои -
приходят
на помощь.

Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами...
Как много, представьте себе, доброты
в молчанье,
в молчанье.

Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает,
стихает.

Его развращающее влияние и действие вроде бы стали забываться, но наличие свободного времени и инициация темы о движении вновь сделали свое дело...

Ссылка на это сообщение
[27.12.2009 13:38] – maggie

<<А у Ломоносова Вы видите образ движения?<<

У Ломоносова я в основном вижу рифмованные рассказы и описания - в одах, письмах... Хотя, знаете, когда его долго читаешь, возникает не образ, но ассоциация, с Пушкинским: "А как речь то говорит, будто реченька журчит". Есть, конечно, в этой реченьке несметное число порогов и гигантских валунов... Иногда плотины даже встречаются... И отмели...

Вот в этом кусочке "Стекла" Ломоносова есть - как минимум - слово "движение":

Астр_о_ном весь свой век в бесплодном был труде,
Запутан циклами*, пока восстал Коперник,
Презритель зависти и варварству соперник.
В средине всех планет он солнце положил,
Сугубое земли движение открыл.
Однем круг центра путь вседневный совершает,
Другим круг солнца год теченьем составляет,
Он циклы истинной Системой растерзал
И правду точностью явлений доказал.
Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны,
Преломленных лучей в Стекле познав законы,
Разумной подлинно уверили весь свет,
Коперник что учил, сомнения в том нет.

А в следующей цитате, imho, есть "звуковой" намёк на движение, в первой строчке, в этом "медь ржёт в чреве". Вы не находите?:

Не медь ли в чреве Этны ржет
И, с серою кипя, клокочет?
Не ад ли тяжки узы рвет
И челюсти разинуть хочет?

Или тут?:

Корабль как ярых волн среди,
Которые хотят покрыти,
Бежит, срывая с них верьхи,
Претит с пути себя склонити;
Седая пена вкруг шумит,
В пучине след его горит,
К российской силе так стремятся*,
Кругом объехав, тьмы татар;
Скрывает небо конской пар!
Что ж в том? стремглав без душ валятся.

Может быть, Инфо138, Вы подскажете мне, пожалуйста, какой-нибудь ломоносовский "образ движения"?...

adada, спасибо за "Троллейбус". Теперь у меня целый день будут грустные sentimental journeys... Но это хорошо, иногда полезно. ;))))))

Ссылка на это сообщение
[27.12.2009 13:41] – Тигрa

Вот для меня квинтэссенция движения и причины движения:
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6b/El_Greco_016.jpg/280px-El_Greco_016.jpg&imgrefurl=http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%2598%25D0%25B7%25D0%25B3%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5_%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D1%2583%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2585_%25D0%25B8%25D0%25B7_%25D1%2585%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B0&usg=__yevsAoeYyjVDyd7QVMgKnEvWtQk=&h=228&w=280&sz=23&hl=en&start=33&um=1&tbnid=sRdF7aP1CyRdKM:&tbnh=93&tbnw=114&prev=/images%3Fq%3D%25D1%258D%25D0%25BB%25D1%258C%2B%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25BE%2B%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B3%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%26ndsp%3D20%26hl%3Den%26sa%3DN%26start%3D20%26um%3D1%26newwindow%3D1

Ссылка на это сообщение