Проверка слова:  

Архив форума: Класс:: Зачем она нужна?

[30.11.2008 14:51] – Эмилия
Зачем она нужна?

Купила книжечку - очередная ГИА (не путать с ГАИ!), но для 9 класса. К одному из заданий нарисована картинка.
Два паренька с именами Антон и Кирилл рассуждают об орфографии (имена на них не проставлены, бейджики не навешаны). Один говорит: "На письме без знания правил невозможно. Твоё правило может тебя подвести. Достаточно вспомнить, что орфография имеет свои разделы..." Другой: "Зачем нужна эта орфография? Пиши так, как слышишь, и всё...".
Задание 1 - "помогите Антону доказать свою точку зрения" (кто из них Антон?!!!). Задание 2 - напишите сочинение-рассуждение на тему "зачем нужна орфография".

В своё время Минобраз, доказывая вред сочинения на литературную тему, говорил, что оно детей не развивает: все же знают, что надо писать, чтобы получить 5! У меня вопрос: какие критерии для проверки такой темы как "творческой" можно было бы установить? (где-то был тут школьник - м.б., он нам рискнет написать эссе?)

Ссылка на это сообщение
[30.11.2008 17:19] – *мираж

Эмилия, как я понимаю, в основу положена т.н. деловая игра "Точка зрения".

Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, etc...

Капица рассказывал, как в студенческие годы они проводили диспуты. Нужно было доказать , что черное — это белое, а белое — это черное. Подготовка к такому диспуту заключалась именно в «перевертывании доски», то есть в обдумывании того, что может сказать противник.

Так что Антон это тот, чья точка зрения тебе по душе. И вперед:).

Критерии проверки просты. Чем логичнее доводы, чем стройнее последовательность их изложения, тем выше оценка. А поскольку небоходимо оценить творческий компонент, то я бы еще учитывала оригинальность мышления, нестандартность подходов.

Ссылка на это сообщение
[30.11.2008 18:00] – Эмилия

Ох, *мираж, боюсь, что разработчики ГИА уверены, что обосновать можно только одну точку зрения. По крайней мере, одним из критериев оценки в эссе стоит "умение найти и обосновать верную точку зрения".
Мне коллеги рассказывали, что когда-то проверяли ЕГЭ с темой "Детство и юность Пушкина". В разработанные критерии оценки входила необходимость показать, как "важно нам ориентироваться на правильные образцы". Мы тогда с коллегой хихикали - особенно вспоминая запойные вечеринки юного поэта. Но детей учили писать именно с этой позиции.
Поэтому, думаю, Антон - "наш" человек, его точка зрения является единственно правильной, её и надо доказать.
Кстати, есть еще задания доказать правильность точки зрения этого достойного юноши на необходимость наличия запятых, "двоетичий" (цитата), тире.
Я вот думаю - кто-то из нас смог бы написать эссе с верной т.зр..?

Ссылка на это сообщение
[30.11.2008 18:47] – maggie

Эмилия, я так понимаю, "правильная мысль", которую учитель должен провести в массы школьников в данном случае это - значимость, важность орфографии. ;)

Мне нравится идея *мираж. Метод деловой игры. А еще это может быть - поскольку речь идет об орфографии - какое-нибудь письмо, которое получил Павлик или Антон, и в котором "черт ногу сломит" и ничего не понятно, именно поскольку не выдержаны правила орфографии. ;)) (знаю, идея не новая)

В любом случае я бы ОБЯЗАТЕЛЬНО допустила "инако- или двоякомыслие", допустила бы любые мнения и аргументы в поддержку этих мыслей.

Я бы дала что-нибудь страшно увлекательное на "затравку" для такой дискуссии. Потом бы м.б. составила с ними таблицу "про" и "контра", попросив предварительно высказывать мнения таким образом, чтобы это могло быть сфоторграфировано с доски или сканировано с чьей-нибудь тетради уже без доработок и отправлено по и-мэйл... (я бы придумала, куда...;)

А потом бы вообще сделала с ними, если не mind map, то по крайней мере cluster по теме "орфография". Мои ребята страшно любят mind maps. На ветке "Русский язык в мире" я дала такую ссылку

http://www.learn-line.nrw.de/angebote/methodensammlung/liste.php

Я пользуюсь на уроках многими из методов, представленных там. Также там дается описание (правда, на немецком) какой метод больше подходит для фронтальной или индивидуальной работы, для работы в группах. А также - для каких целей тот или иной метод более всего применим.

Эмилия, может быть, мой ответ не совсем по теме Вашего сообщения. Я хотела поделиться с Вами своими мыслями о задании про Антона и Павлика. ;))

Ссылка на это сообщение
[30.11.2008 19:28] – minka

Эмилия пишет:
>> Ох, *мираж, боюсь, что разработчики ГИА уверены, что обосновать можно только одну точку зрения. По крайней мере, одним из критериев оценки в эссе стоит "умение найти и обосновать верную точку зрения".

Пару слов из http://forum.gramota.ru/forum/read.php?f=1&i=39322&t=39322 19-03-07 19:40 :

В фильме "Кадеты" (так сейчас называются воспитанники бывших суворовских училищ), на уроке истории два парня схватились в споре об оценке русско-японской войны 1905 года. Один доказывал, что России необходимо было закрепиться на Тихом океане и противостоять Японии. А другой доказывал, что России эта война была не нужна и кроме позора, от неё нечего было ожидать. Я слушал вполуха и, возможно, неверно изложил. Затем они спросили мнение преподавателя и тот сказал, какая точка зрения ближе ему лично. А потом потрясающе закончил: "Садитесь, ОБОИМ ОТЛИЧНО!" В наше школьное и студенческое время такой спор на занятиях был невозможен, в учебнике было однозначно указано, "что такое хорошо и что такое плохо".
Мне кажется преподаватели РЯ тоже не должны однозначно определять всё по писаным правилам.
НУЖНО ОБУЧАТЬ ШКОЛЬНИКА ИМЕТЬ СВОЁ МНЕНИЕ, УМЕТЬ ЗАЩИЩАТЬ И ОБОСНОВЫВАТЬ ЕГО, А НЕ ПЫТАТЬСЯ НАЙТИ ВСЕ ОТВЕТЫ В ПИСАНЫХ ДОГМАХ. ВОТ ЭТО УМЕНИЕ И СТОИТ ОЦЕНИВАТЬ, ИМХО!
Впрочем, учить сдавать экзамены всяким преподавателям, даже догматикам, тоже нужно...

Минка

Ссылка на это сообщение
[30.11.2008 20:35] – Эмилия

Maggie, я уверена, что есть у нас учителя, которые имеют пока возможность использовать такие методы работы. Но, увы, ГИА - это государственная итоговая аттестация. То есть проверять будут по оределенному шаблону, штоп субъективизьму не было и всякой коррупции. Все напишут одинаково - как нужна и важна орфография (думая при этом про себя "знаю я вас, что вам надо писать"), кто-то из чиновников отчитается - "все девятиклассники осознали важность орфографических правил", а на деле...

Я тут была на конференции школьников 10-х классов по русскому. Дети делали доклады, многие меня потрясли агрессивностью. Например, девочка говорит о недопустимости использовать в речи сленг. И предлагает _внести в Думу закон о штрафовании_ тех, кто употребляет. Другая требует наказания за орфоэпические ошибки. Её спрашивают: "кто будет критерием, если даже в словарях есть разные варианты?" Она отвечает - НАЗНАЧИМ комиссию. Я не выдержала, спрашиваю - какой будет мера ответственности. Ответ: "Первый раз попадется - штраф, потом - исправительные работы!!!" ("рецидивистам, вероятно, опять введут смертную казнь)
Ну не могут эти девочки не говорить между собой "прикольно!" и "круто"! Просто их уже (во время ГИА за 9 класс) научили "правильно" бороться с неправильностями... Научили, ЧТО надо сказать, чтобы получить 5 или победить на конкурсе. Грустно...
(да, кстати, Антона я нашла - это "наш" человек (человек, вероятно, лишнее. Их, оказывается, в начале пособия представили...)

Ссылка на это сообщение
[1.12.2008 00:06] – maggie

Эмилия, спасибище Вам огромное! Вы даже не представляете, как интересен мне Ваш рассказ о конференции. Просто бесценная информация в общем потоке славословия и похвальбы, которую я читаю в учительских статьях и рассказах "на злобу дня". :)

Я пыталась найти учительские блоги, в которых бы они делились не только и не столько методическими приемами и "прибамбасами", но рассказывали и о том, что им мешает в их работе, о том, каким они - если выражаться штампом - видят завтрашний день российской школы.

<<<... учителя, которые имеют пока возможность использовать такие методы работы....<<<

Что значит "пока"? Им же не могут запретить "творить", в рамках разумного, конечно. Разве уч.-мет. планы такие уж жесткие, что внутри этих планов не остается места творчеству, интересным, дельным находкам? Ведь, если я правильно понимаю, разрешено все, что не запрещено. Буквой закона... ;))

Ссылка на это сообщение
[1.12.2008 00:52] – Homo_Nemo
Про Антона и контра Морозова

<<Один говорит: "На письме без... "помогите>>

Я не пойду адвокатом-помощником к этому партизану, так как затрудняюсь признать у робота наличие точки зрения.

Ссылка на это сообщение
[1.12.2008 13:02] – Зайча
На заборе зарубить!

>небоходимо

Ах, какая вкусная опечатка.
Ну, прям мираж...

Ссылка на это сообщение
[2.12.2008 22:51] – Эмилия

Проработала пособие... Забавное.
Итак, цель экзамена в 9 классе - проверить "умения, необходимые в области РЯ, и общеучебные умения" (кто там про "практические навыки? Вот вам - общеучебные умения!).
Среди "ОУ" есть - умение адекватно понимать информацию текста, что ОСОБЕННО важно "в век радио и ТВ" (во как! А то неадекватно понял - и кранты!).
Это важно для того, чтобы "школьники ощутили реальную связь школы с жизнью, _осознали как сиюминутные, так и стратегические задачи в области РЯ, стоящие перед ними_" (кто не верит цитатам - ГИА-2009, Экзамен в новой форме, РЯ 9 класс - М., 2009)
Дальше много диалогов Кирилла и Антона ("нашего" человека), а в конце есть шкала оценки: 2 балла дается за обоснованный ответ с указанием 2-х и более ф-ий знаков препинания/ разделов орфографии и т.д. Во как!
Так что не предполагаются ролевые игры, увы... Все определено заранее.
Кстати, эссе на тему нужности орфографии должно быть объёмом не менее 50 слов! М.б., кто-то рискнет? Я - пас...

Ссылка на это сообщение
[2.12.2008 22:57] – Тигрa

Назвать 21-й век веком радио - это круто.

Ну и школьник-стратег тоже, конечно, впечатляет.

Ссылка на это сообщение
[8.05.2009 00:00] – опаSный_возраSт

вчера писала пробную ГИА... хотя готовилась по этой книжке, проще оказалось написать на экзамене вторую тему, которая не связана с орфографией! в общем, сие издание мне ни капельки не помогло, хотя я отличница. не советую увлекаться, хотя как способ привыкнуть к форме аттестации полезно.

Ссылка на это сообщение
[10.05.2009 06:30] – Вежливый
Не заблуждаюсь ли?

Интересно ваше мнение.
Мне кажется, затронутая проблема связана с вопросом "судьи кто?" Причём, в двух плоскостях, что ли.
Во-первых, правильно ли сосредоточение в одних руках народного образования (чем плох, чем нелогичен термин? что, кроме зуда реформаторства, заставляет "мысли" превращать в законы?) с наукой? (Которой редчайший выпускник школы интересуется серьёзно.)
Во-вторых – и это пострашнее, – компартийная бюрократия, пронизавшая образование – как одну из структур, унаследованных "капитализмом" от "развитого социализма" в чистом, нетронутом виде.
Прав ли я?

Ссылка на это сообщение
[10.05.2009 08:44] – Саид

Неправ — стопудняк.

Ссылка на это сообщение
[10.05.2009 10:44] – Gapon
Увы, Вежливый, Ваша правота - общее место...

Потому она непродуктивна. С 1917 г. заведено и прочно укоренилось тсз "ведомственное распределение форм общественного бытия": за космос "отвечает" Роскосмос, за атом - контора киндер-сюрпрайза, за порядок на дорогах - организаторы того порядка... Государство как институт не убиенно суть.

Тезис "всё - на благо человека", даже в его модерновой форме "налогоплательщика/выборщика" больше не существует ни в умах, ни на языке властей

Ссылка на это сообщение
[10.05.2009 10:46] – Gapon
Увы, Вежливый, Ваша правота - общее место...

Потому она непродуктивна. В 1917 г. заведено и прочно укоренилось тсз "ведомственное распределение форм общественного бытия": за космос "отвечает" Роскосмос, за атом - контора киндер-сюрпрайза, за порядок на дорогах - организаторы того порядка... Государство как институт не убиенно суть.

Тезис "всё - на благо человека", даже в его модерновой форме "налогоплательщика/выборщика" больше не существует ни в умах, ни на языке властей предержащих. Алгоритм их действий/мыслей максимально точно описан Жванецким: "что охраняешь - то имеешь".

Ссылка на это сообщение
[12.05.2009 14:15] – Эмилия
вопрос к [8.05.2009 00:00] – опаSный_возраSт

Я тут в отъезде была... Вернулась - и прочитала!
У меня к Вам вопрос: не могли бы Вы здесь разместить (хотя и бы не очень точно) тот текст на 50 слов, который написали на пробной ГИА? Интересно очень!
А если не очень трудно (как отличнице) - напишите нам 50 слов про пользу орфографии, а? Интересно же...

Ссылка на это сообщение