Проверка слова:  

 

Интернет-олимпиада по русскому языку для стран СНГ и Балтии (2004)

 

Ответы

Задание №1

(Использованы материалы ответов А. В. Райнина и Т. И. Снеговской)

- авта/ркия и автарки/я;

- апопле/ксия и апоплекси/я (второе спец., распространенное среди медиков);

- асимметри/я, асимме/трия  (устарелое);

- афи/няне;

- винокуре/ние;

- дже/рси, джерси/ (устарелое);

- ди/скант,  диска/нт (устаревающее), дишка/нт (устарелое);

- диспансе/р;

- завсегда/тай;

- зна/мение;

- иеро/глиф , иерогли/ф (устарелое);

- икра/ (в любом значении);

- и/кры (мн. число для "икра" - мышца голени), икры/ (РП ед.числа, в любом значении слова);

- ина/че, но вариант и/наче допустим;

- индеве/ть, и/ндеветь (устаревающее);

- искри/стый, и/скристый (устаревающее);

- ма/ркер (пишущее устройство; фломастер, тот кто маркирует или то чем маркируют товар);

- маркё/р
1) тот, кто ведёт счёт при игре в бильярд,
2) управляющее устройство на АТС,
3) сельскохозяйственное орудие для проведения посадочных или посевных борозд;

- марке/тинг, ма/ркетинг (устарелое);

- маркирова/ть;

- марки/ровать (в лингвистике и философии - марки/ровать - наделять признаком);

- медресе/;

- некроло/г, но иногда в поэтической речи встречается некро/лог:
Я ль буду жить, чтоб ваш некролог сочинять,
Вам пережить меня ль, когда в земле гнить буду,
Отсюда вашу память смерть не сможет взять,
Мою ж, увы, частицу каждую забудут.
(Анатолий Заболотников, переводы сонетов Шекспира)
(пример из ответа А.В. Райнина);

- пле/сневеть;

- полигра/фия, но полиграфи/я тоже допустимо;

- ржаве/ть, ржа/веть (устаревающее);

- сло/ган;

- факси/миле;

- фили/стер;

- филокарти/я.




Задание №2

  1. Агаме/мнон

    - герой «Илиады», заглавный герой трагедии Эсхила,  герой трагедии «Ифигения в Авлиде» Еврипида, трагедии «Ифигения» Расина.

  2. А/нджело

    - герой одноименной поэмы А. С. Пушкина.

  3. Ани/ка-во/ин

    - персонаж русских духовных стихов XV-XVI вв., герой народной драмы «Царь Максимилиан».

  4. Кабани/ха

    - персонаж пьесы «Гроза» А. Н. Островского.

  5. Макбе/т

    - герой одноименной трагедии Шекспира,
    но повесть Н. С. Лескова - «Леди Ма/кбет Мценского уезда».

  6. Рола/нд

    - герой эпоса «Песнь о Рола/нде»,
    но Ро/ланд - заглавный герой английской народной сказки.

  7. Фи/гаро

    - персонаж оперы «Севильский цирюльник»  Д. Россини и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.

    Фигаро/

    - персонаж комедии «Севильский цирюльник» П. О. Бомарше.




Задание №3

Аку/нин (Борис Акунин - псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили),

Ахма/това,

Бе/лый (Андрей Белый - псевдоним Бориса Николевича Бугаева),

Буга/ев,

Гли/кберг,

Го/рький (Максим Горький - псевдоним Алексея Максимовича Пешкова),

Каза/к Луга/нский (псевдоним Владимира Ивановича Даля),

К. Р. (псевдоним великого князя Константина Романова),

Лотарё/в,

Надоу/мка (Никодим Надоумка - псевдоним Николая Ивановича Надеждина),

Наде/ждин,

Пе/шков,

Северя/нин (Игорь Северянин - псевдоним Игоря Васильевича Лотарёва),

Чё/рный (Саша Чёрный - псевдоним Александра Михаиловича Гликберга),

Чехонте/ (Антоша Чехонте - псевдоним Антона Павловича Чехова),

Чхартишви/ли.


Речь идет о десяти писателях и поэтах.




Задание №4

(Использованы материалы ответа Райнина А. В.)

АКАДЕМИЧНЫЙ

  • Соответствующий строгим классическим образцам, установившимся традициям, правилам, имеющий сугубо теоретическую направленность.

  • Излишне сухой, лишенный страстей, эмоций, базирующийся на теории (часто - неодобрительно).

АКАДЕМИЧЕСКИЙ

  • Сугубо теоретический, соответствующий классическим образцам.

  • Учебный, связанный с учебой.

  • Соотносящийся с существительными "академия", "академизм".

  • Почетное звание творческих коллективов (театр, хор).

(Слова-паронимы (частичные синонимы), близкие по смыслу в первых значениях и различающиеся в остальных.)

Академичный стиль его выступления не встретил понимания слушателей.

На третьем курсе студент Сидоров долго болел и ушёл в академический отпуск.


АНТИНОМИЯ (юридич., философ., математич.)

  • Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо.

  • Противоречие двух законов или двух положений одного закона.

АНТИМОНИЯ, обычно - мн.

  • Пустые, ненужные разговоры; болтовня.

"Нечего тут антимонии разводить! За работу!"

Ведь налицо весьма неприятная антиномия, когда, с одной стороны, голосовать ... большой охоты нет, с другой же стороны, неучастие в выборах противоречит представлениям о гражданской добродетели и близко к уходу во внутреннюю эмиграцию.(Из политического обзора.)


АУТЕНТИЧНЫЙ - АУТЕНТИЧЕСКИЙ

  • (синонимы) - подлинный, настоящий, основанный на подлиннике, соответсвующий оригиналу

Группа «Иван Купала» - единственный в России коллектив, органично соединивший в своих композициях аутентичный фольклор и современные электронные технологии. (Музыкальный обзор.)

VK-8 Комбоорган - Аутентический прочный, деревянный корпус и фирменный дизайн клавиш. (Реклама.)


ВРЕМЕННОЙ

  • связанный с понятием или фактором времени, определяемый или измеряемый в некоторые моменты времени.

ВРЕМЕННЫЙ

  • непродолжительный, краткий.

Временна/я зона пользователя соответствует часовому поясу с учетом перехода на летнее время и обратно. (Из руководства.)

Ему удалось найти только вре/менную работу.


БЕЗЫСКУСНЫЙ

  • простой, незатейливый; простодушный, наивный (о человеке), естественный(в поведении).

БЕЗЫССКУСТВЕННЫЙ

  • (малоупотребительно) - лишенный искусственности; естественный(природный), непосредственный.

Рассказ непосредственный и безыскусный, но есть здесь некий дух, нет, не Пресли, дух доброты и спокойствия, благотворно влияющий на читателя. (Из рецезии.)

Теперь прощайте: если вас
Мой безысскуственный рассказ
Развеселит, займет хоть малость,
Я буду счастлив. А не так?-
Простите мне его как шалость
И тихо молвите: чудак!

Михаил Лермонтов, "Валерик".


ВДОХНОВЕНИЕ

  • Состояние творческого подъема, прилив творческих сил; приподнятое душевное состояние, настроение; воодушевление.

  • Руководство или влияние Духа святого (религ.).

ВДОХНОВЕННОСТЬ

  • отвлеченное существительное, образованное от прилагательного "вдохновенный" - проникнутость, исполненность вдохновением.

А может, дело в том, что теперь, когда он сам уже внутренне не работал, потому что иссякло вдохновение, его духовное зрение полностью совпадало с действительностью, которую он видел как четкий пейзаж в хорошо отрегулированном бинокле. (Фазиль Искандер "Сандро из Чегема".)

И, строя выразительность возгласа, мы должны передавать его так, чтобы последовательно раскрывались сперва вдохновенность его, затем его звучность, потом мы должны в нем узнать голос именно Петра, и тогда, наконец, разобрать, что этот вдохновенный, звучный голос Петра произносит "За дело, с богом!". (Сергей Эйзенштейн, "Монтаж-1938".)


ДОСАДНЫЙ - обижающий, раздражающий,

  • Вызывающий досаду, обидный, неприятный.

  • Выражающий досаду (редкое и устаревающее)

ДОСАДЛИВЫЙ

  • Вызванный досадой, сделанный в состоянии досады.

  • Выражающий досаду.

К значению "досадный" - вызывающий досаду.
Конец простой - хоть необычный, но досадный:
Какой-то грек нашел Кассандрину обитель
И начал пользоваться ей не как Кассандрой,
А как простой и ненасытный победитель.
(В. Высоцкий "Песня о вещей Кассандре".)

К значению "досадный" - досаждающий.
Если «Русский вестник» не употребляет здесь известной риторической фигуры умножения: наши Пушкины, наши Лермонтовы, наши свистки и проч., то я беру на себя смелость заметить ему, что уж одним этим умножением он придает этому досадному «Свистку» слишком уж большое значение. (Ф. М. Достоевский, «"Свисток" и "Русский Вестник"».)

К значению "досадливый" - вызыванный досадой.
Подрыльником ткнулась в колено свинья, оставляя пятно.
- Эх, Романыч, погряз без призора: возгривел, - скривился с досадливым прохиком Грибиков - ты на лицо посмотри: баклажан. (Андрей Белый, "Москва".)

К значению "досадливый" - выражающий досаду.
Вокруг стола ходили собаки. Они зевали от нетерпения, встречая появление каждого нового блюда коротким досадливым лаем, похожим на возглас: "Ах, черт возьми!" (К. Г. Паустовский, "Дым отечества".)


КОМФОРТНЫЙ и КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ

  • Синонимы - "отличающийся комфортом". При этом, однако, "комфортный" употребляется чаще применительно к абстрактным существительным - комфортные условия, комфортная жизнь, а комфортабельный - к конкретным - комфортабельная квартира, машина.
    Последее по мнению В. И. Красных (статья «"Комфортный" или "комфортабельный"») уже не позволяет считать слова синонимами, он говорит о паронимах, выделяя у "комфортный" значение "Такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение".

Одна из центральных улиц в Калининграде называется Ленинским проспектом... Ныне, преображенная еврофасадами с надписями преимущественно латиницей, это красивый комфортный проспект, по которому приятно прогуляться, когда надоест гулять по многочисленным паркам. (Сергей Фаустов "Дневник Писателя".)

Впрочем, устраивать папиросную фабрику "Дукат" в пределах Садового кольца Пигиту запретили, и тот перестроил предприятие под комфортабельный и весьма престижный доходный дом. (Марина Черкашина, "Параллели судеб" - очерки о М. А. Булгакове.)


МАСЛЕНЫЙ

  • покрытый маслом, пропитанный маслом, испачканый маслом (масленый пирог); переносное значение - «льстивый», «сластолюбивый» (масленый взгляд).

МАСЛЯНЫЙ

  • Разведенный на масле (масляные краски, масляный крем).

  • Относящийся к маслу или соотнесенный с ним, свойственный маслу, работающий на масле. (Масляный насос).

  • Написанный масляными красками.

Хозяин выгнал за безобразие! - говорит Горкину половой.- Дни строгие, а он с масленой все прощается, шарашник. Гости обижаются, все черным словом... (Иван Шмелёв "Лето Господне".)

К вареной курице с рисом, сваренным из лучшего сорта до мякоти, но непременно рассыпчатым, а не комком, подавали белый масляный соус (не иначе все это писалось в двадцатые годы! - В. С.), с лимоном, слегка поджаренной мукой; к жареному мясу часто делали соус с маринованными рыжиками (пожалуй, даже в начале двадцатых годов! - В. С.) ... были в ходу такие кушанья, вроде суфле из рыбы, дичи, всегда с особыми соусами... птица резалась длинными тонкими ломтиками (не в девятнадцатом ли году все это писалось? - В. С.), а не рубилось поперек костей... (Владимир Солоухин "Время собирать камни". Автор цитирует книгу Марии Андреевны Бекетовой "Александр Блок. Биографический очерк".)


ЭКОНОМНЫЙ

  • Соотносящийся по значению с существительным "экономия" (в значении «бережливость», «расчетливость»), связанный с ним.

  • Бережливо расходующий, не содержащий лишнего (экономный двигатель).

  • Требующий умеренных затрат; экономичный.

  • Склонный экономить (экономный хозяин).

ЭКОНОМИЧНЫЙ

  • Соотносящийся по значению с существительным "экономия" (в значении «бережливость», «расчетливость»), связанный с ним.

  • Дающий возможность сэкономить что-л.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - соотнесенный с ЭКОНОМИКОЙ в разных значениях:

  • Совокупность производственных отношений, соответствующих определенной ступени развития производительных сил.

  • Хозяйственное, финансово-экономическое состояние страны, региона или предприятия.

  • Научная дисциплина, изучающая экономические отношения.

Экономный, словно казна, кость любую трижды огложет. (Борис Слуцкий "Дом в переулке".)

Фирменный экспресс "Лев Толстой" - вполне приемлемый и, кстати, более экономичный вид транспорта. (из Интернета.)

Наверно, и в этом отличие экономической науки от других наук, что в ней нет неизбежного перехода от меньшей к большей достоверности,
в ней нет истины, которая будучи однажды раскрыта, будет истиной вечной. (И. И. Агапова "История экономической мысли".)





Задание №5

(Использованы материалы ответов Макаренко Н. В., Кочетковой Ольги, Райнина А. В.)

Легкий

  • тяжелый, весомый, массивный - по весу;

  • трудный, сложный - по степени трудности.

Год легок, да час тяжел.
Легки повадки, да тяжелы отвадки.
Легкое горе болтливо, тяжелое - безмолвно.

Тихий

  • громкий, шумный, звучный, зычный, оглушительный, звонкий, громовой, пронзительный, рокочущий - по громкости;

  • шибкий, шустрый, лихой - по характеру.

Быстрый сам добежит, а тихого вода донесет.
На тихого Бог нанесет, а резвый сам набежит.

Плохой

  • хороший, добрый, нехудой.

Детки хороши - отцу-матери венец; детки плохи - отцу-матери конец.
За хорошой галовой жена молодеет, а за плохой - как земля чернеет.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Учись доброму, так плохое на ум не пойдет.

Прямой

  • кривой, косой, изогнутый, волнистый.

Богат, да крив; беден, да прям.
Криво, да игриво; прямо, да упрямо.
Где путь прямой, там не езди по кривой.

Глубокий

  • мелкий, неглубокий.

Речи глубоки, да дела мелки.

Мы предлагаем вашему вниманию интересный туркменский фольклорный материал, который нам прислал в дополнение к своему ответу Мамедов Батыр Байлиевич:

  1. Рыба ищет, где глубже, а человек, где мельче.
  2. В хорошем селенье силен и раб, в плохом селенье и воин слаб.
  3. Хороший человек несет покой, несет смятенье человек плохой.
  4. Хороший друг хорош, хоть радость, хоть беда, плохой - беда иль радость - плох всегда.
  5. Хороший друг спешит, не дожидаясь зова, когда беда у тебя, а друг плохой бежит, когда готова еда у тебя.
  6. С хорошим спутником пойдешь, дойдешь и след оставишь. С плохим пойдешь - так пропадешь, или себя ославишь.
  7. От хорошего лучше слово, чем от плохого чашка плова.
  8. Хороший сын - в пятнадцать лет мудрец, а сын плохой и в пятьдесят - глупец.
  9. Хорошим у жены хорошей станет муж плохой, а муж хороший станет плоше у жены плохой.
  10. Хорошего, но чужого чужим не называй. Родного, но плохого своим не называй.
  11. Хороших не задерживай людей, чтоб времени они не потеряли, и не задерживай плохих людей, итоб тайн твоих они бы не узнали.
  12. Хоть криво сиди, но прямо суди.




Задание №6

(В качестве образца взят ответ Райнина А. В.)

Стиль и жанр: заявление, официальный документ личного характера. Такие документы пишутся официально-деловым стилем.

Более подробно о стиле. В официально-деловом стиле выделяют два подстиля: официально-документальный, которым пишутся международные документы, межведомственные протоколы и т.п. и обиходно-деловой, к которому относятся организационно-распорядительные, информационно-справочные, административно-организационные и личные документы, а также - деловые письма. Заявления, наряду с доверенностями, относятся к категории личных документов.

Ошибки формы документа (их можно отнести к стилистическим):

  1. Отсутствует "шапка" с указанием заявителя и должностного лица или органа, которому адресуется заявление (кому и от кого пишется заявление).
  2. Нет заголовка - слова "заявление".
  3. Нет числа после подписи.
  4. В заявлениях описательная часть, если она необходима, формулируется предельно кратко, без освещения не относящихся к сути заявления подробностей.
  5. Просьба заявителя должна быть изложена конкретно, иначе заявление превращается в объяснительную записку. В данном тексте наблюдается смешение этих двух "жанров". В чем именно просьба заявителя - "считать виновником произошедшего работников метрополитена" или "возвратить стипендию" - не очень понятно.

Стилистические ошибки.

  1. "Прекрасным утром третьего дня" - датировка, приемлемая для художественного произведения. В заявлении нужно указать конкретное число, при необходимости - время.
  2. Эпитеты-определения ("прекрасным утром") в заявлениях совсем неуместны.
  3. "на предмет выявления" - неуместный канцеляризм. Если уж никак без этого не обойтись, следует писать "с целью выявления".
  4. Слово "опрос" означает выявление знаний или мнений. Следует использовать "перекличка" или "проверка".
  5. "Выяснение кого-либо" - жаргонизм послереволюционной эпохи. "[Шарик:] А сову мы еще разъясним" - М. А. Булгаков, "Собачье сердце". Следует - "выявление".
  6. Всю фразу следует сократить до "В начале лекции была проведена проверка посещаемости".
  7. "Был отмечен в качестве" - очевидный канцелярит.
  8. Фразу можно изменить, например, на "По причине моего отсутствия на перекличке я был лишен стипендии". Изложение строгой причинно-следственной цепочки "Отсутствовал" -"был отмечен отсутствующим" - "лишён стипендии" в данном случае излишне.
  9. Двери в метро "автоматические", а не "автоматизированные", поскольку участие человека в их открытии не предполагается. Автоматизированными их можно было бы считать с точки зрения машиниста, но не пассажира.
  10. "Причиной чего-то", строго говоря, может быть не дверь, а её неисправность или неправильная работа.
  11. "В связи с ..." можно сказать по отношению к явлению, процессу и т.п., но никак не "предмету". Допустимо - "Из-за неправильной работы дверей", в крайнем случае (в сугубо деловом стиле) - "В связи с невозможностью открыть двери метро".
  12. "Вытаскивание" в деловой лексике неупотребильно.
  13. "Проехать мимо станции" - устаревает, особенно в значении "не успел или не сумел сойти". Сейчас употребляются "проехал нужную станцию".
  14. "Кнопку, по которой я пытался попросить" - косноязычие. "По кнопке" ничего не просят. "Кнопкой или с помощью кнопки" (см. ниже) можно воспользоваться для связи с машинистом, и только связавшись, - попросить. Опустив в изложении логическое звено "связаться", автор, видимо, допустил неуместный здесь эллипсис.
  15. "Неизвестного мне". Местоимение "мне" здесь избыточно. Из-за этого, кстати, возникают сомнения в правильности слитного написания прилагательного "неизвестного". Трудно сказать означает ли "неизвестный" отрицание качества (тогда написание раздельно) или качество, противоположное "известному" (тогда слитное). В обороте "неизвестный гражданин" таких сомнений нет. Распространение форма "неизвестный кому" получила, видимо, в силу широкого её использования в языке представителей правоохранительных и судебных органов - "неизвестный свидетелю", "неизвестные потерпевшему" и т.п.
  16. Ко всему прочему слово "мне" повторяется на коротком отрезке текста дважды, первый раз - "открыть мне двери", это стилистический огрех; причем "мне" и в первом случае избыточно.
  17. "Впихнувшего" - слово не из деловой лексики.
  18. "Чаю" - старое и поэтическое слово. В современном неопоэтизированном языке используется только в форме "души не чаять (в ком-либо)". К тому же, она не совсем точно передаёт смысл. Возможно "надеюсь".
  19. "Чаю, что мне возвратят". В заявлении необходимо изложить просьбу в явной форме, а не в косвенной форме.
  20. "Спасибо большое за понимание" - оборот совершенно неуместный в деловой бумаге. Подобная подобострастная форма была популярна в советскую эпоху среди граждан вынужденных писать массу всяких заявлений, но совершенно неумевших это делать. С помощью "заранней благодарности" они пытались разжалобить всевластного Чиновника, на которого эта приписка воздействовала прямо противоположным образом.

Грамматические ошибки:

  1. "Работников" не согласуется с "виновником". Следует - "виновниками произошедшего считать работников... и гражданина".
  2. "Поезда в метро". Следует "поезда метро".
  3. "Не подумавши" - просторечно-сниженная форма. В литературном языке недопустима. Даже широко распространенное "был выпивши" абсолютно ненормативно.
  4. "По кнопке" - жаргонизм административного стиля, пришел из технической терминологии. Если уж без упоминания злополучной кнопки никак не обойтись, то "с помощью кнопки" или просто "кнопкой".

Орфографические ошибки:

  1. "Отстутствующих" - описка. "Отсутствующих"
  2. "Профес." - неупотребительное сокращение. Допустимо - "проф."
  3. "Демисизонное", правильно - "демисезонное". От лат. demi - "полу" и "сезон".
  4. "Красная Швея" - надо "Красная швея", слово "швея" само по себе не является именем собственным, в названии предприятия пишется со строчной. (п. 108 свода правил РЯ в ред. 1956 г.)
  5. "Рубл." - неупотребительное сокращение. Возможно - "руб."
  6. "Прещемлены" - следует "прищемлены". Правила на приставки "при-"/"пре-", здесь можно трактовать как неполноту действия (как "приоткрыть", "приподнять") - "не до конца защемить" или, что вероятнее, как сближение (двух частей механизма или объекта, произведшего защемление). В любой случае - приставка "при-".
  7. "Произшедшего" - ненормативно. Следует - "происшедшего", допустимо - "произошедшего". Если имелось ввиду последний вариант, то ошибку следует считать орфоэпической.

Пунктуационные ошибки:

  1. "...того, что двери не открывались с необходимой для вытаскивания пальто стороны я вынужден...". После "стороны" нужна запятая, закрывающая подчиненное предложение, начинающееся со слов "что двери".
  2. "И, следовательно" - запятая не нужна, поскольку союз составляет с вводым словом единое целое.




Задание №7

  1. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева.
  2. Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, - завтракать.
  3. Мы рядом, близко друг к другу, стояли у окна, в которое свежо пахло водой и городской мокрой пылью, и, казалось, только смотрели и слушали с пристальным волнением.
  4. Комната и сад уже потонули в темноте от туч, в саду, за открытыми окнами, все шумело, трепетало, и меня все чаще и ярче озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим зелено-голубым пламенем.
  5. И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.
  6. И с этой полевой нескладностью, с лаптями и полушубком, никогда не сходившим с плеч, странно сочеталось благообразие: небольшая лысеющая со лба, в длинных, легких волосах, голова, изможденное лицо с тонким, сухим носом, жидко-голубые глаза и узкая седеющая борода, не скрывающая сухой челюсти.
  7. Растворяя двери из комнаты в комнату, он залезал на табурет и задирал сверху вниз засиженные мухами, отставшие от стен обои: с треском и шумом падали на пол огромные куски их, с исподу покрытые известкой и сухим клейстером.
  8. По ночам, особенно в грозу, когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо, а потом, в темноте, с треском раскалывались громовые удары, - по ночам доме было страшно.
  9. В Петровки, доев последнюю корку занятого с великим трудом хлеба, решилась она, наконец, побывать в Ланском, повидаться с сыном, проведать его, а главное, хоть малость подкрепиться.
  10. Казалось, что нет да никогда и не было времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой - или благословенной - Богом стране.

(по И. А. Бунину)




Задание №8

Эпитет - художественно-стилистический прием: образное определение.
Различают
1) "украшающий", обозначающий постоянный признак предмета и
2) подчеркивающий в определенном понятии какой-либо один, случайный признак, важный для данного конкретного описания. (Литературная энциклопедия терминов и понятий. Ред. А. Н. Николюкин. М., 2001.)

ПОЛЕ

  • бегущее

    Бегущий лес пытается настичь бегущие поля. (И. Бродский);

  • безбрежное

    И душа моя - поле безбрежное... (С. Есенин);

  • зимующее

    Родная гладь зимующих полей... (А. Жемчужников);

САД

  • бессолнечные

    Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады... (А. Ахматова);

  • вековой

    Липы и дорожки векового сада, Там грустил Тургенев... (Г. Иванов);

  • нежный

    Глубокий нежный сад, впадающий в Оку... (Б. Ахмадулина);

ВЕТЕР

  • безрассудный

    Когда с налету ветер безрассудный: (А. Ахматова);

  • дружеский

    И дружеский ветер Прохладу даёт.(В. Лебедев-Кумач);

  • посеянный

    Когда посеянные ветры обратятся в бурю... (Рерих);

НОЧЬ

  • городская

    И видела лишь ночь городская, черная... (А. Блок);

  • магическая

    Хорошо, что в этом мире Есть магические ночи... (В. Ходасевич);

  • ясная

    Для неба их краса; Любуйся ими в ясну ночь... (В. Жуковский);

ТУЧА

  • испуганная

    Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! (А. Блок);

  • недвижная

    Недвижных туч жемчужные ступени... (Юргис Балтрушайтис);

  • шумная

    Сохрани меня, отец, От соседства шумной тучи... (Д. Давыдов);




Задание №9

Барин – обращение лиц из простонародья к дворянину, помещику, господину, представительному на вид мужчине из штатских.

Барышня

  1. Обращение лиц из простонародья к молодой незамужней дочери барина;
  2. Обращение к девушке: в дореволюционной России - благородного происхождения или нарядно одетой горожанке, в период революции - обращение революционно настроенного лица к "классово чуждой", нарядно одетой девушке; в речи пожилых людей - вежливое, ласковое обращение к городской девушке; обращение к служащей бюро, кассиру, телефонистке,

Братия и сестры (братья и сёстры) – обращение священника к пастве или в высоком, риторическом стиле обращение к согражданам.

Ваше Высочество – форма титулования и официально-почтительного обращения к членам царствующего дома; королевской фамилии; к великим князьям (детям и внукам императора; в 1797-1886 гг. и к правнукам и праправнукам императора).

Ваша Светлость – форма титулования и официально-почтительного обращения к к младшим детям правнуков императора и их мужским потомкам, к светлейшим князьям по пожалованию.

Ваше Благородие

  1. форма титулования и официально-почтительного обращения к офицерам и чиновникам, имевшим чин 9 - 14 класса: титулярный советник (9), коллежский секретарь (10), губернский секретарь (12), коллежский регистратор (14); штабс-капитан в пехоте, штаб-ротмистр в кавалерии (9), поручик (10), подпоручик (10), прапорщик в пехоте (13); лейтенант флота (9), мичман (10).
  2. Почтительное обращение к представителю власти, человеку благородного происхождения, представительному на вид мужчине.
    Интересно, что титулование распространялось и на жен указанных в "Табели о рангах" чиновников. Так, жену титулярного советника должны были назвать ее благородием, а жену статского - ее высокородием.

Ваше Сиятельство – форма титулования и официально-почтительного обращения к князьям, герцогам, графам 9и их супругам)и баронам, за исключением тех, кому был пожалован более высокий титул Светлость

Ваше Превосходительство – форма титулования и официально-почтительного обращения к военным и гражданским лицам, имевшим чин 3 или 4 класса, в частности гражданские чины - тайный советник (3), действительный статский советник (4); военные - генерал-лейтенант (3), генерал-майор (4), морские - вице-адмирал (3), контр-адмирал (4); придворные - камергер, гофмейстер, гофмаршал, егермейстер. После революции сохранилось как официальное обращение к руководителям и членам правительств иностранных государств, а также при титуловании некоторых глав государств в соответствии с дипломатическим церемониалом и протоколом.

Ваше Высокопревосходительство – форма титулования и официально-почтительного обращения к лицам, имевшим чин 1 или 2 класса, среди которых гражданские чины: Государственный канцлер (1), действительный тайный советник (2); военные: генерал-фельдмаршал (1), генерал (2); морские: генерал-адмирал (1), адмирал (2); придворные: обер-камергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк.

Ваше Святейшество – титулование и почтительное обращение к православному патриарху, а также к папе римскому

Ваше Высокопреосвященство – форма титулования и официально-почтительного обращения к митрополиту, лицу, носящему второй после патриарха духовный сан, главе епархии, а также к архиепископу.

Ваше Преосвященство – титулование или учтивое обращение к епископу.

Ваше Высокопреподобие – титулование и почтительно обращение к архимандриту, игумену, протоиерею.

Ваше Преподобие – титулование иерея (священника).

Гражданин – официальное обращение к незнакомому мужчине, обращение в практике юридических отношений, в большевистской и советской среде обращение получает идеологическую значимость.

Кум – обращение родителей крестника или крестницы к крёстному отцу.

Мадам

  1. в дореволюционной России учтивое обращение на европейский (французский) манер к замужней женщине из привилегированного сословия или незнакомой женщине, одетой по-городскому.
  2. Обращение воспитанниц к гувернантке, гимназисток к начальнице гимназии, клиенток к владелице салона и т. п. 3. В современном употреблении - шутливо-фамильярное обращение к близко знакомой женщине.

Маэстро

  1. почтительное называние и обращение к выдающемуся деятелю искусства (музыканту, композитору, дирижеру).
  2. Дружески-шутливое обращение к тому, кто виртуозно, артистично выполняет сою работу.

Милостивый государь, Государь мой – формы официльно-учтивых обращений к высшим и равным по положению.

Начальник

  1. В уголовном жаргоне - эмоционально нейтральное обращение к представителям правоохранительных органов (чаще в сочетании "Гражданин начальник").
  2. По прямому значению - руководитель - как обращение используется крайне редко, обычно фамильярное.

Шеф

  1. Руководитель (фамильярное).
  2. Обращение к шоферу такси (разговорное).