Читальный зал

Журналы

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Проверка слова:  

 

Приложение 2. Унификация правописной практики под воздействием «Русского орфографического словаря»

 

Унификация правописной практики
под воздействием «Русского орфографического словаря»

Объективные данные о влиянии словаря на правописание можно получить при анализе текстов бумажных СМИ. Слова бренд и рэпер впервые появились во втором издании РОС (2005). В Таблице 1 приведено число текстов, использующих различные написания, в региональных и центральных изданиях в разные периоды (по материалам базы СМИ «Интегрум»).

Таблица 1

слово

брэнд

бренд

% бренд

рэппер

рэпер

% рэпер

Региональная пресса (база СМИ «Интегрум»)

по 2005 вкл.

25907

26516

51

2888

1927

40

2006

8107

15884

66

620

563

48

2007

7284

18023

71

529

694

57

2008

5957

20787

78

401

883

69

01-06.2009

1539

8605

85

172

452

72

Центральная пресса (база СМИ «Интегрум»)

по 2005 вкл.

46906

37019

44

5770

2513

30

2006

8206

15725

66

373

650

64

2007

6187

17383

74

295

703

70

2008

3322

18090

84

171

728

81

01-06.2009

313

6826

96

64

294

82

По 2005 г. включительно написание бренд использовалось в 51 % текстов региональных бумажных СМИ и в 44 % московских СМИ, уже на следующий год после кодификации этих вариантов словарем под ред. В. В. Лопатина такой орфографии придерживались 2/3 СМИ. После появления электронной версии словаря на Грамоте.Ру унификация стала более заметной, особенно в центральной печати, и в первом полугодии 2009 г. несоответствующие РОС написания брэнд используются лишь в 4% текстов московских СМИ и в 15% региональных.

Слово блогер появилось лишь в электронной версии РОС в 2007 г.; тут также явно видно воздействие кодификации на узус (Р — региональная пресса, Ц — центральная):

Таблица 2

 

2002—2006

2007

2008

01.-06.2009

07-12.2009

 

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

блоггер

168

503

372

592

836

719

472

262

601

323

блогер

45

99

173

424

499

919

270

513

747

876

блогер, %

21

16

32

42

37

56

36

65

55

73

 
Кодификация правописания бумажной и электронной версиями РОС и непосредственно, и через учет ее в СМИ, заметно отражается даже в никак не регулируемых сферах использования письменного русского языка. Ниже приведена статистика использования орфографических вариантов слова бренд в московской блогосфере (Табл. 3) и слова блогер в Москве и Петербурге (Табл. 4) за разные периоды (Яндекс, расширенный поиск по блогам, сгруппировано по авторам); временные интервалы подбирались  с учетом достоверности статистики15.

Таблица 3

период

по 2004

07.-12.
2005

07.-09.
2006

07.2007

09.2008

07.2009

брэнд

613

416

333

172

133

117

бренд

775

999

851

556

863

762

Σ

1388

1415

1184

728

996

879

бренд, %

56

71

72

76

87

87

 

Таблица 4

Блоги Москвы

 

07.-09. 2007

11.2008

11.2009

блоггер

722

578

957

блогер

271

235

544

блогер, %

27

29

36

Блоги Петербурга

 

07.-12. 2007

07.-12.2008

07.-11.2009

блоггер

853

512

736

блогер

123

218

421

блогер, %

13

30

36

 
Перемены в блогосфере идут достаточно медленно, но тенденции вполне очевидны. Трудно сомневаться и в первопричине происходящих изменений.
 
Хотя РОС не был «официально утвержден», сила привычки писать «как положено» и харизматичность орфографического словаря большого объема (180 тыс. слов) подталкивала пишущих к унификации орфографии. Факт официального утверждения ОСРЯ работает в сторону дестабилизации русской орфографии.


15 В выдачу Яндекса попадает не более 1 000 документов, при этом объявляемое поисковиком число найденных документов по мере приближения к концу выдачи может уменьшаться или увеличиваться довольно заметно (в отдельных случаях – в разы). При таком положении достоверной можно считать лишь фактическую выдачу, а она, как сказано, не превышает тысячи документов.