Читальный зал

Журналы

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Проверка слова:  

 

Введение

 

В современной социокультурной ситуации осознается необходимость корректировки некоторых представлений о восприятии художественного творчества. Движение науки о литературе указывает на ограниченность социологического, равно как и психологического, подходов в интерпретации культурных феноменов. Определяется потребность переосмысления задач исследовательского анализа и инструментов комментирования классического наследия. В основу настоящей книги положена идея целостности художественного процесса и его восприятия, которая предполагает системный подход в рассмотрении литературы не только в русле некоей упорядоченности сюжетов, тем, мотивов, эстетических решений, но и как динамическое единство внутренне организованных и взаимодействующих художественных явлений.

Важное значение приобретают сравнительно-функциональный и типологический подходы, с особой очевидностью они выявляют характер отношений между компонентами системы реальность – автор – образ – текст – читатель – критик – образ, каждый из которых воспринимается в единстве эволюционирующей интерпретации конкретного идейно-эстетического опыта, его связей с предшествующей и последующей литературой и принципами задействования в метакультурном контексте. Это способствует раскрытию общих закономерностей формирования и функционирования традиционных фабульных формул, претерпевающих историко-культурные трансформации.

Своеобразие подачи материала в данной книге заключается в том, что предлагаются критерии изучения системы относительно устойчивых эстетических моделей постижения действительности и самой культуры, которые зафиксированы на уровне слова и фабулы. Эти модели формируются и видоизменяются, усваиваются художниками и читателями, реализуются в новой интерпретационной практике буквально или интуитивно.

Подобный взгляд позволяет выявить своеобразие творческого процесса, разъяснить противоречивые отношения текста с традицией и изображаемой действительностью; опыт каталогизации фабульных формул указывает на парадигмы мотивов и сюжетов, пользующихся особым вниманием литературы, определяет индивидуальные формы их воплощения, когда за единичным художественным фактом просматриваются универсальные сущностные категории и известные культурные тенденции.

Цель книги – описать специфические и традиционные механизмы формирования художественного явления, представить их в логической схеме, наметить возможные ассоциативные связи. Эти задачи и определяют структуру книги: творческие портреты писателей сопровождаются системой вопросов, соотносящих сферу авторских идейно-эстетических решений с классическими образцами и социокультурным контекстом. Вопросы для размышления и обсуждения конкретизируют специфику творчества писателей, намечают возможные типологические связи с традицией. Подробно анализируются фабульные формулы: ум – чувство; природа; национальное пространство; любовь; отцы и дети; деньги; они сопровождаются проблемными вопросами практикумов, выражая общую логику и намечая инструменты анализа русской литературы XIX века.