Проверка слова:  

 

Конкурсные публикации

 

Двое с бульвара Капуцинов

20.01.2013
myparis

Без гнева и печали, на благо всей земли,
как мы давно мечтали, но так и не смогли!..
(Человек с бульвара Капуцинов, 1987)

ВСЕМ ШИРОКО ИЗВЕСТНО, ЧТО ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, родилась масса полезных для всего человечества изобретений: помимо идей Свободы, Равенста и Братства, именно здесь был создан первый автомобиль, первый граммофон, изобретены радий и полоний, а также ставшие модными сейчас дозиметры. Но мало кому известно, что большой личный вклад в дело создания полезных новшеств на благо всей земли внес Наполеон I, причастный к изобретению многих давно привычных нам вещей - например, солнечных очков, консерв и сахара.

Но больше всего Наполеон матери-истории ценен потому, что это именно он учредил в 1801 году в Париже Общество поощрения национальной промышленности, ставшее аккумулятором всех изобретений, которыми был так обилен XIX век.

Именно в его помещении - в доме № 4 на площади Сен-Жермен де Пре, и происходило рождение тех или иных чудес: именно там изобретатели со всего мира делали первый официальный доклад, представляя свое новшество белу свету. То был своеобразный родильный дом, и помимо кино, в его стенах, что стоят и поныне, родилось еще немало всевозможных полезностей.

Но прежде, чем говорить о кино, полезно вспомнить о том, какие времена тогда были вокруг, в какой атмосфере происходило тогда его рождение. В парижском воздухе еще витала горечь недавних пожаров Коммуны, в огне которой сгорел Дворец Тюильри; уже были открыты Триумфальная Арка и Гранд-Опера, уже вовсю работал первый магазин LOUIS VUITTON, еще не было парижского метро, но вокруг уже были проложены первые Большие Бульвары, а совсем новенькой Эйфелевой башне в ту прекрасную пору, прозванную Прекрасной Эпохою, исполнилось всего лишь 6 лет.

К этому времени вот уже 70 лет, как опять же в Париже, уже был изобретен велосипед, и прошло всего 40 лет, как в России впервые вышел «Евгений Онегин», но еще не был пущен первый трамвай. Не знавший до этого славы 40-летний драматург Крылов, «заняв у Лафонтена и вымыселъ, и разсказъ», напечатал под своим именем его басни, а начавший лысеть 25-летний арестант Ульянов еще не был Лениным, но уже купил себе своё знаменитое пальто...

Когда на следующий год - весной 1896 - в Афинах откроются первые Олимпийские игры, в Америке уже будут напечатаны первыя доллары и уже будет изобретен телефон. В то время мир еще не знал, что такое коммунизм, фашизм и мировые войны, но уже знал, что такое спички и звукозапись, рождение которой состоялось опять же в Париже, 9 апреля 1860 года.

Первый частный (а значит - без продажи билетов, просто в узком кругу) показ кино, а проще говоря, демонстрация невиданного прежде изобретения - кинематографического аппарата, состоялась вовсе не в кинотеатре городка Ля Сьота, - кинотеатр, как таковой, уже предполагает билеты, но вот только в тот момент их, кинотеатров, еще и в помине не было, поскольку не было самого кино.

Согласитесь, устраивать премьеру нового изобретения в Ля Сьота было мало смысла - в случае успеха, кто мог узнать о нем в маленьком приморском городке, который едва можно отыскать на карте! Конечно же, премьера нового чуда должна была непременно состояться в Париже, городе-Светоче - и чтобы донести свет кино до столичной публики, братья Люмьер (чья фамилия по-французски и означает свет!) и предприняли это далеко не быстрое тогда путешествие, вполне сравнимое со знаменитой "дорогою Наполеона".

Конечно же, не одно лишь желание просветить парижан двигало тогда братьями: к тому времени в Париже хорошо обосновался их отец, Антуан Люмьер, который будучи известным фотографом, наработал необходимые связи и мог помочь сыновьям с продвижением новинки. Антуан Люмьер служил тогда в знаменитом фотоателье Надара, куда съезжались запечатлеть себя для Истории все сильные мира того: достаточно сказать, что именно в этом ателье Надаром был выполнен наиболее известный фотопортрет Александра Эйфеля, самая известная фотография Александра Дюма, да и многих других тогдашних знаменитостей...

Ателье Надара занимало два верхних этажа в доме № 35 на бульваре Капуцинок - правильным, конечно же, будет женское название, которое перешло к бульвару от находившейся прежде в этих местах, да снесенной во время строительства Больших Бульваров, обители монашек-капуцинок, которые в свою очередь, своим кофейным названием обязаны коричневому монашескому хитону с capuchon'ом, - именно в капуцинский хитон, кстати, был облачен блондинистый монах из фильма Code da Vinci.

Для того, чтобы его ателье выделялось на фоне бульвара, Надар приказал выкрасить его оконные рамы в ярко-красный цвет, - он сохранен до сих пор, только стал темнее с годами, - а Антуан Люмьер сделал первую в Париже светящуюся вывеску: огромную подпись NADAR, которая красовалась на балконе. Кстати, стоя именно на этом самом балконе Клод Монэ (фр. Claude Monet) напишет в 1873 году свою знаменитую картину Boulevard des Capucines.

Если вы внимательно приглядитесь к ней, то прямо перед вами, наискосок от Надаровского фотоателье, будет GRANDE HOTEL, - его вывеска слегка блистает сквозь туман золотыми буквами. За отелем виднеется вовсе не верхушка Эйфелевой башни - то печныя трубы, а башня будет как раз за вашей спиною. А прямо напротив ателье Надара, буквально через дорогу, будет отель SCRIBE и вход в тот самый, обессмертивший его, Индийский Салон.

Примечательно, что картина Монэ настолько впечатлила Надара, что уже на следующий год - в 1874-ом, он откроет в своем ателье первую в истории выставку художников, пишущих в непривычной дерганной и размытой манере - парижская публика тогда впервые увидела полотна Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Клода Моне и Клода Писсарро, которых с легкой руки парижских газетчиков прозовут импрессионистами.

К сожалению, искушаемые неплохими комиссионными предприимчивые экскурсоводы везут в наши дни туристов на бульвар Капуцинок только лишь для того, чтобы целыми автобусами поставлять покупателей в парфюмерный магазин Фрагонар, для заманухи громко прозванный Музеем парфюмерии, к названию которого те самые экскурсоводы, будучи истинными наследниками Алисы и Базилио, пленительным шепотком тайных заговорщиков добавляют волшебное для русского туристического уха слово, в миг становящееся решающим: «он бесплатный!»...

Не хочу ничего худого сказать о Фрагонаре, дело вкуса, хотя от музея там - процентов пять с учетом вывески, а его парфюмерия, на мой взгляд, сильно застыла на древнем рубеже, и двойными или от силы тройными одеколонами и пахучим мыльцем в Париже уже давно можно удивить лишь неискушенных приезжих. Важно только знать, что бульвар Капуцинок известен миру не только лишь этим оплотом безжалостного распила наивных туристов, и по нему стоит прогуляться - хотя бы для того, чтобы взглянуть на те адреса, которые едва ли известны предприимчивым экскурсоводам.

Дом № 43 на бульваре Капуцинок знаменит тем, что в XIX веке здесь, если верить Дюма и Бальзаку, находилось французское министерство иностранных дел. Примечательно, что с 1830 года в числе его служащих был Анри Бейль, больше известный под псевдонимом Stendhal. Кстати, именно с ним меня как-то сравнил один из моих читателей.

В доме № 28 по сей день находится самый знаменитый и старейший в Париже концертный зал «Олимпия», где выступали практически все известные миру звезды. Кстати, прошлой осенью там снова, после 50-летнего перерыва, выступал Шарль Азнавур, - мои читатели знают, что самое первое выступление - дебют Азнавура на парижской сцене, был провальным и состоялся в зале кабаре CRAZY HORSE.

Именно здесь, в здании построенном в XIX веке на месте старых «русских горок» (в России этот аттракцион до сей поры называют «горками американскими»), в этом году состоится премьерное выступление Патрисии Каас с её новым альбомом.

В доме № 25 в прежнее время находился отличный музей бывших владельцев универмага SAMARITAINE супругов Коньяк-Жэ, оставивших в наследство городу Парижу помимо самого этого здания, еще и великолепную коллекцию живописи. По прошествии времен в благодарность меценатам город Париж в 1988 году выселил музей из родного дома, - ныне музей Коньяк-Жэ располагается в квартале Марэ.

Примечательно, что по соседству, в доме № 27 в прежнее время работал SAMARITAINE-LUXE - универмаг для богатых и иностранных клиентов. Теперь в этом здании с мозаичными фризами и медными водосточными трубами, располагается «звёздный банк».

В доме № 8 по бульвару Капуцинок долго жил и здесь же приказал иным долго жить композитор Жак Оффенбах, известный российской публике прежде всего своим весёлым маршем из оперетты «Орфей в аду», которым в кабаре MOULIN ROUGE сопровождается финальное выступление - как вы уже догадались, это неувядающий французский can-can!

Там же, где нынче находится Hotel SCRIBE, по адресу: 14 Boulevard Capucines, 75002 Paris, Франция, в прежнее время располагался Индийский салон Гранд Кафе - его пока следует упоминуть лишь условно, на будущее, поскольку тогда, весной 1895, о нём ещё не было и речи!.. В этой истории он появится и прославится уже зимой, буквально за три дня до нового, 1896 года...

А пока в Париже был март 1895, и как указывает Институт братьев Люмьер и Ассоциация светочей Эдена, именно в конце марта в Париже, на левом берегу, в помещении Общества поощрения национальной промышленности и состоялся первый официальный доклад братьев Люмьер о созданном им изобретении - синематографическом аппарате, с демонстрацией его в действии: вот эту самую демонстрацию и назовут позднее первым частным просмотром кино в истории человечества.

Рискну все же заметить, что до этого случая, на мой взгляд, изобретатели наверняка не единый уже раз опробовали свое изобретение на практике, и таких экспериментальных показов-просмотров уже было как минимум два и более, но несомненно, что официально кинопросмотр впервые состоялся 22 марта 1895 года. Его принято считать частным, поскольку брать плату со строгого жюри за демонстрацию им своего изобретения у братьев Люмьер тогда не хватило воспитания, а возможно - что и той самой предприимчивости, которой так славятся русские экскурсоводы.

22 марта 1895 года в Париже перед собранием представителей науки и практиков под председательством М. Маскара, президента Академии наук, Луи Люмьер сделал первый доклад о новом изобретении с демонстрированием 48-секундного фильма "Выход рабочих с фабрики Люмьер в Лионе". Успех просмотра был огромным!

Получив столь желанный парижский патент, изготовив еще несколько фильмов и введя улучшения в свой аппарат, 10 июня 1895 Луи Люмьер едет из Парижа в Лион, где делает доклад для членов фотографического конгресса. 12 июня на площади Белькур в Лионе, по случаю банкета членов вышеуказанного конгресса, Люмьер демонстрирует кинофильмы в третий раз - среди них два, снятых во время экскурсии участников конгресса в Невиль. Эти фильмы назывались: "Прогулка участников конгресса по берегу Сены" и "Мосье Жансен, беседующий со своим другом Лан-Гранжем, генеральным советником Роны". Это был удачный ход – и демонстрация последнего фильма неоднократно прерывалась аплодисментами!.. Знаменитый астроном Жансен, председательствовавший на конгрессе, был поражен, увидев себя на экране, а Лангранж, в то время как его, говорящего, видели на экране, повторил произнесенную им при съемке речь. Вскоре состоялось еще несколько демонстраций фильмов для ученых и фотографов.

И вот наконец, наступило 28 декабря 1895 года. Именно в этот субботний вечер был показан первый в истории общедоступный платный киносеанс. Как описывает очевидец, весь Париж жил тогда рождественским настроением. В центре самого элегантного квартала - бульвара Капуцинок было многолюдно и оживленно. Газовые фонари ярко озаряли фасады особняков и витрин модного "ГРАНД-КАФЕ", находившегося в доме 14, всего в двух шагах от Оперы. Из открытых дверей доносилась музыка... К восьми часам вечера сюда подъехало несколько экипажей. Тридцать три человека, рискнувшие одним франком, спустились в небольшой зал в маленьком подвальчике, названный почему-то "Индийским салоном", - в этом зале сейчас находится Cafe Lumiere отеля Scribe.

Среди приглашенных были известные деловые люди Парижа, связанные с различными видами зрелищ; Жорж Мельес, хозяин театра "Робер Удэн", в котором показывались фокусы; месье Тома, директор знаменитого музея восковых фигур "Гревен"; месье Лаллеман, директор театра варьете "Фоли Бержер". У входа собравшихся приветствовал Луи Люмьер, которому тогда исполнился 31 год. Когда все уселись, он подошел к стоявшему у стены аппарату, и что-то в нем повернул. Погас свет...

Зрители находились перед маленьким экраном, а спустя несколько мгновений на нем появилась движущиеся фигурки людей, выходящие из ворот фабрики. "Вдруг на экране появился паровоз. При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами и остолбенелые от удивления, пораженные донельзя... - вспоминал потом создатель оригинальных зрелищных фильмов Жорж Мельес об сеансе синематографа Люмьера. - Еще минута, и он всех передавит.... Вот он совсем близко....... Некоторые закрыли глаза. Кто-то попытался отпрянуть в сторону, кто-то вскрикнул. Потом неподвижность сковала всех. Клубы пара заполнили экран, на какой-то миг он потемнел. Секунды кажутся вечностью. Но вот на экране появилась разбитая кирпичная стена с облаком пыли; ребенок завтракал на фоне деревьев, раскачиваемых ветром". Так закончился этот кинопросмотр, получивший неслыханный резонанс и вошедший в мировую историю. В течение неполных 20 минут зрители увидели десять отдельных фильмов, каждый длиной всего 15 метров. Эта дата, 28 декабря 1895 года, была впоследствии признана днем рождения новой музы - музы киноэкрана.

Справедливости ради надо сказать, что тот очевидец, что так живописно описал сцену просмотра, немного напутал: достаточно взглянуть на сохранившуюся афишу того киносеанса, чтобы понять, что фильма "Прибытие поезда" тогда еще не было в той первой программе - его снимут позднее, спустя 4 года, в 1899.

В наши дни на фасаде отеля СКРИБ прямо на стене, без привычной таблички, выбита надпись: "Здесь 28 декабря 1885 состоялась первая публичная демонстрация фотографических изображений, анимированных с помощью синематографического аппарата, изобретенного братьями Люмьер". Рядом, слева - маленькая, уже мраморная табличка в память о столетии кино.

Если зайти внутрь, то сразу над невысоким входом в бывший Индийский салон можно заметить надпись на двух языках: "28 декабря 1895 года в Индийском Салоне братьями Люмьер произведена первая публичная демонстрация своего нового изобретения - синематографа. Эти первые движимые кинокартины ошеломили публику. В этот день в отеле Скриб родилось кино и с этого момента оно владеет воображением людей по всему миру".

К этой дивной истории следует лишь добавить, что уже самый первый киносеанс принес прибыль своим организаторам: арендная плата, которую уплатил владельцу Гранд-Кафе отец братьев Люмьер - Антуан Люмьер, составила 30 франков, в то время как выручка была уже на три франка больше.

...Помню, как кто-то мне сказал, что в этом же самом Индийском Салоне, в самом начале следующего, 1896 года, будто бы состоялась премьерная демонстрация публике опытов доктора Рентгена с изобретенными им х-лучами. Но увы, это - уже другая история. Читайте её в Нескучных Заметках! www.li.ru/users/myparis

myparis
Париж, Франция

Текущий рейтинг: