Проверка слова:  

 

Конкурсные публикации

 

К птице-тройке - из самого дества.....

24.03.2009
nikaletta

Современная птица-тройка

К "птице-тройке" я шла издалека, с самого детства, которое прошло на Украине (а не в Украине). Это большая разница. Именно учительница украинского языка прививала любовь к творчеству Гоголя, читая нам на русском языке повести великого писателя. Почему же его произведения так волновали наши детские души? А может быть, потому, что сам писатель считал: "Не принимайся за перо до тех пор, пока в голове не установится в такой ясности и порядке, что даже ребенок в силах будет понять и удержать всё в памяти". И мы, дети, слушая тихий, но такой выразительный голос учительницы, вместе с Петром ночью шли за папоротником, и жутко нам было, "когда дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец". А потом мы оказались в лодке, в которой находился пан Данило и его молодая жена Катерина. И вместе с героями не только цепенели от ужаса, когда "крест на могиле зашатался", но и любовались красотой реки, ведь "чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Пышный! Ему нет равной реки в мире". И спустя два года, когда мы с сестрой ехали в санаторий через Киев, в котором у нас была пересадка (нам пришлось ждать поезд около пяти часов), мы, безусловно, побежали к реке, чтобы убедиться, что "редкая птица долетит до середины Днепра".

Пройдут годы, и вот в сибирском городке уже я, учительница русского языка и литературы, третий десяток лет буду стремиться донести до юных читателей гоголевское слово, заставляя дивиться "драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи".

Каждый раз, когда в девятом (или в десятом, в зависимости от учебной программы) классе у меня вновь в руках "Мертвые души" Н. В. Гоголя, испытываю волнение: "Как воспримет молодое поколение поэму, которая в своё время потрясла всю Россию". Да, прав был А. И. Герцен, который считал, что "предъявить современной России подобное обвинение было необходимо. Поэзия Гоголя - это крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда он вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо". И В. Г. Белинский полтора века назад писал о том, что "Мертвые души" прочтутся всеми, но понравятся, разумеется, не всем". Как и критик, мы, читатели 21-го века, "не видим в ней ничего шуточного и смешного", и сейчас поэма Гоголя нравится не всем, ведь не каждый может примерить на себя слова эпиграфа, взятого писателем к "Ревизору": "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". И максималисты-подростки начинают спорить, жарко отстаивая свое мнение, актуальна ли сегодня гоголевская поэма, его знаменитая птица-тройка: "Русь! Куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа". "А почему нет ответа?" - спрашивают у меня ребята. А я, пытаясь их подзадорить, втянуть в дискуссию, привожу слова Чернышевского: "Русь! Чего ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?" Да, соглашаются ученики, есть сейчас задорновы, жванецкие, но нет хотя бы одного Гоголя, который сумел бы сегодня ответить на вопрос "Русь! Куда ж несешься ты?".

Как им жить сегодня, как учиться? И все ли смогут поступить в то учебное заведение, о котором так давно мечтают? Ведь они уже осознают, что им советует Н. В. Гоголь: "Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!"

И хочется быть оптимистом и верить, что есть в России хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии, есть люди, составляющие "соль земли", возможно, в будущем - это многие мои ученики! Им нужно стремиться, чтобы не плодила наша земля ноздревых, плюшкиных и им подобных.

Текущий рейтинг: