Проверка слова:  

 

Конкурсные публикации

 

Мое любимое произведение Н. В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

11.03.2009
lyu-valentina

«Поздравляю публику с истинно веселою книгою» — такими словами А. С. Пушкин встретил «Записки пасечника Рудого Панька», изданные Н. В. Гоголем. Великий русский писатель с помощью устных народных повествований создал «Майскую ночь, или Утопленницу», «Ночь перед Рождеством», «Ночь накануне Ивана Купала», «Пропавшую грамоту», «Вий» и другие «страшные» повести. Автор, повествуя о жизни простых крестьян, смотрит на мир их глазами. Народ показан Гоголем в своём обаянии, сильным и жизнерадостным. Герои повести “Ночь перед Рождеством» - веселые, сильные и бесстрашные парубки, красивые и гордые девушки, грубоватые и добрые их родители. Эти люди живут просто, естественно, красиво. В их мире добро торжествует над злом, любовь - над ненавистью, красивое - над безобразным. В этой повести много сказочного, фантастического, взятого из украинского фольклора. Герои народных поверий: ведьмы, черти, колдуны, русалки – это собственно орудие наказания людей за их пороки, алчность, нетерпимость, пьянство, бездушие. С помощью мифологических существ автор наказывает человеческие пороки и показывает торжество добра. Однако если гоголевские герои смелы, сильны духом, уверены в себе, настоящие христиане - им не страшна нечистая сила. Они с легкостью могут её укротить. Повести Гоголя — страшные и завораживающие одновременно, в них не всегда добро вознаграждается явно, но, в конце концов, приходит воздаяние за все поступки — дурные и хорошие. Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям, необыкновенным образом им изображенным, откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства.
Так, черт из повести «Ночь перед Рождеством» «спереди — совершенный немец», а «сзади — губернский стряпчий в мундире». И, ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду». Смешное в повестях переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. Не только Вакула, но и все герои «Вечеров на хуторе близ Диканьки» находятся во власти религиозных и фантастических представлений, языческих и христианских верований. Это и истинные христиане, и откровенные язычники одновременно. Иначе как объяснить тот размах, с которым отмечают селяне Святки или празднуют Ивана Купала. Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями. То, что празднование Нового года Петром I было перенесено с 1 сентября на 1 января, разделило Святки на два периода. Первый, от Рождества до Нового года, носил название «Светлых вечеров», а второй, от Нового года до Крещения, получил название «Страшных вечеров», так как в народном представлении был связан с разгулом нечистой силы.
В «Ночи перед Рождеством» писатель показал нам традиционных представителей нечистой силы в самом ярком виде:«…узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком…» или «… висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды…». Так, конечно, изображают черта. Черт – это злой дух, нарушивший границу, перешедший черту. Согласно народным представлениям сатана похож на человека, но покрыт черной шерстью, имеет рога, хвост, копыта. В соответствии с народными поверьями черти могут насылать непогоду, метель, ураганы. Николай Васильевич воспользовался данными легендами при написании своих повестей. Но кроме бесов в произведениях автор изображает и ведьму. Ведьма – женщина, продавшая душу чертям и отличающаяся от остальных женщин тем, что имеет хвост и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, ступах. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как чародеи, могут оборачиваться в разных животных. Как правило, колдунья (ведьма) представлялась безобразной старухой, которая могла превратиться в очень привлекательную девушку, принять звериный облик, летать по воздуху.
В повести «Майская ночь, или Утопленница» читатель также может увидеть ведьму и другие нереальные события. Это произведение основывается на многих легендах о «неупокоенных душах», безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой.
Левко же – молодец, влюбленный в Галю, встречается с русалкой во сне. Она просит его: «Парубок, найди мне мою мачеху!» Просьба оказывается легко выполнима: понаблюдав, как русалки играют «в коршуна», Левко сразу видит одну, которой нравится быть злым и хищным коршуном, которая не так прозрачна и чиста, «внутри у нее что-то чернеется». Благодарная панночка помогает влюбленным сердцам воссоединиться. История, написанная Гоголем, пронизана украинскими песнями, окутана поэтической грустью. В ней много доброты и много понимания по отношению к самоубийцам. Они не прокляты, они несчастны.
Заслуга Гоголя как раз и состоит в том, что герои его земные, такие невыдуманные, что снова и снова убеждаешься: они непременно живут среди нас. Значит, и среди нас есть люди, которые и не подозревают, как они похожи на воплощения зла. Но Гоголь не старается пугать своего читателя. В сущности, поэтический мир «Вечеров на хуторе…», мир мечты, мир сказки, подчиняется тем же законам, что и народные сказки. Зло слабее добра, оно не может победить. Черт не всесилен, он даже не страшен тому, кто благороден и добр. Черт – это воплощение пошлости, которую Гоголь ненавидел. Он прельщает золотом, богатством, легкой победой над всеми препятствиями. Но человек оказывается хитрее: заставил же Вакула служить черта ему. Черт потому и ненавидит Вакулу, что боится его. Парубок сильнее его.
Мир Гоголя - мир романтический. Мир мечты, где все препятствия оказываются не слишком страшными и легко устраняются. «Каждый отдельный характер – это правда… а совокупность их, образуемое ими сообщество и вытекающее отсюда приключение – это их фантастическая и неправдоподобная сторона».
В сравнении с предыдущими повестями Гоголя, повесть «Вечер накануне Ивана Купалы» самая трагичная и печальная. Если в «Ночи перед Рождеством» писатель показал всю веселость Украины, то в этом произведении весь страх, всю печаль и ужас. В ней само ярко выражены нечистый дух, любовь, грех. В «Вечере накануне Ивана Купалы» автор рассказывает нам не только о тех прекрасных, искренних чувств, которые есть почти во всех произведениях, но еще показывает любовь к деньгам, к немыслимым богатствам.
Странный мир чертей, так похожих у Гоголя во многих произведениях на свиней, продолжает свое развитие в «Сорочинской ярмарке». Зачем понадобился он молодому писателю с такой влюбленностью в цвета и краски, во все земное и дневное! Пшеница, волы, колеса, галушки, простые, житейские Параськи, Грицько, Солопии, Хиври... Но в незатейливый, добродушный мир ярмарки вмешивается со злобными и язвительными глазами цыган, которому только одна дорога - виселица. Следом за цыганом лезет свиная харя, черт, потерявший красную свитку.
В повести много смешных и забавных сцен, выдержанных в народном духе, которые чередуются с лирическими описаниями. Наряду с поэтическими образами положительных героев встречаются смешные, комические фигуры. Перед нами проходят ловкие, веселые, сильные и смелые парубки, умеющие верно любить и отстаивать свое счастье. Они не желают подчиняться чужому произволу и готовы постоять за себя. Их настроение проникнуто духом вольнолюбия, которое в высшей мере присуще украинскому народу. Так, Грицько упорно противится воле злой мачехи Параски и добивается женитьбы на полюбившейся ему девушке. Гоголь не случайно называет своих героев «вольными казаками». Писатель умеет осмеять дурные черты своих героев, их слабости и в комической форме наказать неприятных ему персонажей. Вместе с автором мы смеемся над бессильной злобой сварливой бабы - мачехи Параски, над ее глупой важностью и запоздалым франтовством. В высшей степени смешна в «Сорочинской ярмарке» сцена суеверного ужаса, который охватил собравшихся в хате при виде просунувшейся в окно свиной рожи, страшно поводящей глазами.
Н.В. Гоголь показывает в своих повестях: он любит все прекрасное, презирает пошлость и злобу, ненавидит насилие и верит, что хорошее победит дурное, что правда и счастье восторжествуют. Писатель рисует своих героев с необыкновенным чувством юмора, и поэтому мы бесконечно любим «Вечера на хуторе близ Диканьки». Нам приятна его насмешка, и если бы Гоголь не смеялся именно таким образом над своими героями, это было другое произведение, это был бы просто дикий и мрачный мир. Сочетание веселого комизма, едкой иронии и высокого лиризма одновременно и придает глубокое своеобразие «Вечерам на хуторе близ Диканьки»
В целом это очень светлые, веселые и добрые повести. Книга и сегодня очаровывает читателей украинским юмором, необыкновенной поэтичностью и красотой народных преданий.

Кузина Дарья ,
ученица 8 «Б» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»,
г. Норильск, Красноярский край

Текущий рейтинг: