Проверка слова:  

 

Конкурсные публикации

 

Современная птица-тройка

06.03.2009
т74

Общеизвестным является факт сожжения Николаем Васильевичем Гоголем второго тома «Мёртвых душ», но общеизвестно также и то, что «рукописи не горят». Бумага, конечно, тленна, но её духовное составляющее – вечно, как вечны непреходящие ценности нашей жизни.
Известный писатель Артур Конан Дойль в рассказе «За волшебной дверью» обращает внимание читателей на один парадокс: «За переплётом любой настоящей книги скрывается как бы эссенция живого человека. Авторы обратились в бесплотные тени, плоть их – в летучий прах, но самое сокровенное, оставшееся от каждого из них, - здесь в нашем распоряжении… Представьте, что мы вдруг узнали, что Шекспир воскрес и готов уделить любому из нас час своей мудрости и своего воображения. О, как бы мы стремились к встрече с ним! А ведь здесь он – всё лучшее, что в нём было, - каждый день рядом с нами, но мы даже не всегда даём себе труд позвать его».
Действительно, мы упрямо не хотим учиться мудрости у Великих людей, игнорируем их предостережения и не слышим их советов. Литература и жизнь для многих из нас, к сожалению, рассматриваются как два параллельных процесса.
Литературу, особенно классическую, мы воспринимаем как образец высокого искусства, массовое приобщение к которому происходит в основном в школьные годы. И если тогда ты не ответил на вопросы, заданные писателем или поэтом в произведении, то вряд ли в зрелом возрасте ты будешь самостоятельно размышлять о том, «что делать» и «кто виноват». Надо признать, что мудрость Великих тесными рядами мирно пылится на книжных полках. Мы почему-то упорно отказываемся от общения с лучшими представителями искусства художественной литературы, числу которых, несомненно, принадлежит и Гоголь.
В своих произведениях он любил обращаться к читателям в так называемых лирических отступлениях, которые особенно в «Мёртвых душах» пронизаны меткими жизненными наблюдениями, верными ироничными оценками происходящего. Вот и похождения Чичикова заканчиваются размышлением автора о Родине, о России: «Русь, куда несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа».
Интересно поразмышлять какую интонацию вкладывал Гоголь эту фразу: произносил осуждающе, выделяя слово «несёшься», или главным было слово «куда»? Говорил равнодушно, отстранённо или эмоционально, с болью сердечной за судьбу Родины? Да и сам автор знал ли ответ на этот вопрос?
Конечно, знал, знал и хотел, чтобы и читатели задумались, отвлеклись от захватывающей фабулы и услышали автора, поняли то главное, что он хотел сказать: «Пока хозяевами жизни будут являться «мёртвые души», путь у любой страны один – к бездуховности». Но, видно, не услышан Гоголь до сих пор.
Согласитесь, что Чичиков в современном свете может показаться вполне положительным персонажем: у него светлая голова (надо же такое придумать!), он смелый человек (не побоялся пойти на такую аферу), а то, что это поступок – простое мошенничество – так с нашим государством так и надо. Да, многие так подумают про себя (и учителя, и ученики), а вслух скажут как надо и не будут в этом видеть ни лицемерия, ни цинизма, ведь жизнь – это одно, а литература – совсем другое. Да, нравственные ориентиры уже давно не являются для многих приоритетными, далеко от них унеслась наша страна.
Прочитайте внимательно «Мёртвые души» и вы увидите, как мало что изменилось в России с времен Гоголя: по-прежнему толстые лучше тоненьких делают свои дела, по-прежнему процветают взятки и круговая порука, по-прежнему: «Закон что дышло…» И глядя на всё это, так и хочется вслед за автором воскликнуть: «Русь, куда же несёшься ты? дай ответ».
Но до сих пор нет ответа, потому что не слышим и не хотим остановиться и выбрать единственно верный путь для «вдохновенной богом» страны – путь по нравственным ориентирам, которые и составляют основной Закон жизни. И ничего не надо придумывать, ничего не надо изобретать, чтобы посторанивались и давали России «дорогу другие народы и государства».

Текущий рейтинг: