Проверка слова:  

 

Русский язык в школе

 

Первый номер журнала «Русский язык в школе» увидел свет в августе 1914 г. (тогда журнал назывался «Родной язык в школе»). Журнал выходил под разными названиями: «Родной язык в школе», «Родной язык и литература в трудовой школе», «Русский язык в советской школе» и, наконец, с 1936 года – «Русский язык в школе».

Разнообразный по форме и широкий по охвату тем материал отвечает современным задачам преподавания русского языка в школе и вузе. В доступной и интересной форме освещаются актуальные вопросы преподавания русского языка. Уделяется внимание и современным формам углубленного изучения языка (факультативы, элективные курсы и т.д.). Содержание журнала составляют следующие разделы: «Методика и опыт» (с подразделами «Уроки словесности», «Начинающему учителю», «Совершенствуем профессиональную подготовку», «Дидактический материал»), «Методическая почта» (с подразделами «Такие разные уроки…», «А я делаю так…»), «Внеклассная работа», «Методическое наследство», «Лингвистическое наследство», «Анализ художественного текста», «Лингвистические заметки», «Вопросы культуры речи», «В мире слов», «Русский язык в вузах», «Критика и библиография», «Консультация» (с текущим планированием по действующим в школе учебникам).

В августе 2014 года журналу «Русский язык в школе» исполнилось 100 лет.

Главный редактор журнала в настоящее время – Наталия Анатольевна Николина.

Адрес редакции: 101000, Москва, Покровский бульвар, д. 4/17, стр. 5.
Телефон: (495) 624-75-18.
E-mail: admin@riash.ru

Предлагаем вашему вниманию избранные статьи отечественных филологов, опубликованные в разные годы на страницах журнала.


Ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы читателей

19.07.2016

Предлагаем вашему вниманию ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы учителей русского языка. Эти ответы были опубликованы почти 80 лет назад, в № 4 за 1937 год, но будут интересны и современному читателю.

Рейтинг:

Этапы освоения иноязычного слова

25.01.2016

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1991). Автор рассказывает о том, какие этапы прохо­дит иноязычное слово, прежде чем стать своим, окончательно закрепиться в русском языке.

Л. П. Крысин

Рейтинг:

Помехи в понимании речевых сообщений

08.09.2015

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1968). Автор рассказывает о причинах возникновения помех в понимании слушателем или читателем услышанного или прочитанного текста.

Р. Р. Гельгардт

Рейтинг:

История слова «мандарин» и этическая дилемма Бальзака

13.08.2015

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1968). Автор рассказывает об истории омонимов мандарин 'государственный чиновник феодального Китая' и мандарин 'цитрусовое дерево и плод этого дерева', о крылатом выражении убить мандарина, существующем во французском языке, но повлиявшем в том числе и на русскую литературу.

Р. А. Будагов

Рейтинг:

О качествах хорошей речи

17.06.2015

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1964). Автор размышляет о критериях правильности, чистоты, богатства и разнообразия речи, о проблемах кодификации литературной нормы, об отличиях между ее колебаниями и нарушениями.

Б. Н. Головин

Рейтинг:

Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка

24.12.2014

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1954), речь в ней идет об устаревшей лексике. Чем отличаются друг от друга историзмы и архаизмы, в чем разница между лексическими и семантическими архаизмами? С какой целью их используют писатели? На эти вопросы отвечает Николай Максимович Шанский.

Н. М. Шанский

Рейтинг:

Союзы в русском языке

13.11.2014

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 5, 1952). В ней дана классификация союзов и описаны их основные функции. Статья и спустя 60 лет после ее написания будет очень полезна преподавателям русского языка как родного и как иностранного.

Проф. М. Н. Петерсон

Рейтинг:

Некоторые вопросы истории русского языка в связи с историей народа. Часть 2

30.09.2014

Вторая часть статьи В. Д. Левина («Русский язык в школе», № 3, 1952), написанной в те годы, когда регулярно проводились конференции наподобие «Вопросы языкознания в свете трудов И. В. Сталина»...

В. Д. Левин

Рейтинг:

Некоторые вопросы истории русского языка в связи с историей народа. Часть 1

18.09.2014

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1952). Она отлично передает атмосферу начала 1950-х – когда после выхода в свет статьи Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» лингвисты практически в каждой работе были вынуждены цитировать этот труд и воспроизводить содержавшиеся в нем фактические ошибки.

В. Д. Левин

Рейтинг:

Из наблюдений над языком стихотворения Пушкина «Памятник»

04.09.2014

Правильно ли мы читаем и – главное – понимаем программное стихотворение А. С. Пушкина «Памятник»? Как в черновиках Пушкина выглядели знакомые нам со школьной скамьи строки? Об этом идет речь в статье профессора П. Я. Черных, опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1949).

Проф. П. Я. Черных

Рейтинг:

Об ударении в русском языке. Часть 2

20.08.2014

Почему мы говорим на пол, но на стол? В чём разница между словами безударными и слабоударяемыми? Почему у одних сложных слов есть побочное ударение, а другие его не имеют? И как возникают колебания в ударении? Ответы на эти вопросы – во второй части статьи Р. И. Аванесова «Об ударении в русском языке», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (№ 4, 1948).

Проф. Р. И. Аванесов

Рейтинг:

Об ударении в русском языке. Часть 1

14.08.2014

Предлагаем вниманию читателей портала первую часть статьи Р. И. Аванесова «Об ударении в русском языке». Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 4, 1948), в ней даны основные сведения об ударении и его типах. Вы узнаете о том, что такое фразовое, логическое, тактовое, экспираторное ударение, чем русское ударение отличается от ударения в других языках и как связано ударение с долготой и краткостью гласных.

Проф. Р. И. Аванесов

Рейтинг:

Междометие как часть речи

04.08.2014

Статья Александра Илариевича Германовича «Междометие как часть речи» впервые опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1941). В этой статье автором предложена классификация междометий и рассмотрена синтаксическая роль междометных слов в предложении.

А. И. Германович

Рейтинг:

Основные принципы орфографической нормализации

16.07.2014

Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на заседании Правительственной комиссии по разработке единой орфографии и пунктуации 7 октября 1939 года. В ней рассматриваются спорные орфографические вопросы, стоявшие перед лингвистами в 1930-е годы, при подготовке общеобязательного свода правил русского правописания. С. П. Обнорский неоднократно подчеркивает, что задача унификации русского правописания не имеет ничего общего с реформированием письма, и приводит примеры теоретически возможных изменений и дополнений к правилам, которые, однако, не рассматриваются языковедами именно потому, что перед ними не стоит задача провести реформу или радикально «упростить» правописание.

Акад. С. П. Обнорский

Рейтинг:

Упорядочение русского правописания

22.05.2014

Предлагаем вниманию читателей портала статью А. А. Реформатского «Упорядочение русского правописания», опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 1, 1937). Из этой статьи читатель узнает, как в первые десятилетия советской власти шла работа по подготовке общеобязательного свода правил русского правописания, который, напомним, был официально утвержден только в 1956 году, почти через 20 лет после написания статьи (работа по упорядочению правописания прервалась в годы Великой Отечественной войны). Небезынтересно узнать, какие написания могли бы стать нормативными, если бы были подготовленные к концу 1930-х «Свод орфографических правил» и «Свод пунктуационных правил» были тогда утверждены правительством СССР.

А. А. Реформатский

Рейтинг:


Страницы: [1]  2