Проверка слова:  

 

«Мир русского слова», № 2, 2003 год

 

О правовых основах государственной языковой политики

19.12.2003

Н. А. Бенедиктов

Бенедиктов Н. А.
депутат Государственной Думы
Бердашкевич А. П.
консультант аппарата Комитета
Государственной Думы
по образованию и науке

 

Содержание:

Вводные замечания

Нормативные и законодательные акты о языках неизбежно затрагивают общественно-политическое сознание населения Российской Федерации и оказывают воздействие на социальные, экономические, культурные стороны жизни граждан..

Закон «О языках народов Республики Бурятия», принятый 10 июня 1992 года, устанавливает: «На предприятиях, в учреждениях и общественных организациях Республики Бурятия делопроизводство ведется на государственном языке Российской Федерации».

В Республике Коми, которая ввела статус государственного для двух языков, иные правила. Ее законодательство допускает неиспользование в области государственного управления русского языка, как государственного языка Российской Федерации.

Аналогичные возможности предусматривает законодательство Республики Марий Эл.

Близкий к указанному тезис содержит закон Кабардино-Балкарской Республики «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики», принятый 28 декабря 1994 года

То же можно сказать и по отношению к закону Республики Хакасия , принятому 20 октября 1992 года:

Приведенные примеры убеждают в необходимости формирования и проведения государственной языковой политики в Российской Федерации.

Постановка задачи

Конституцией Российской Федерации в качестве государственного языка установлен русский язык. В соответствии с этим на органы государственной власти и иные субъекты публичного права накладываются определенные обязанности [6, 14, 16, 22, 38]. Совокупность указанных обязанностей может выступать в качестве основы государственной политики по отношению к русскому языку [2, 3, 4, 17, 21, 34].

Задачей настоящей работы является обсуждение основных принципов формирования и реализации государственной политики Российской Федерации по отношению к языку (далее — государственная языковая политика).

О некоторых терминологических квалификациях языка

Закон «О языках народов Российской Федерации» определяет все языки народов Российской Федерации, как «национальное достояние Российского государства». В статье 3 закона употреблена формулировка «равные права всех языков народов Российской Федерации». Законодатель таким образом указал, что языку может быть придан статус субъекта права.

Титульным языком принято называть язык этноса, по которому названо национально-государственное или национально-территориальное образование. Для такой многонациональной и многоязычной страны, как Российская Федерация, некорректно введение понятия или статуса «титульный язык» по отношению к любому языку, т. к. оно может быть расценено не только как юридическая, но и социально-политическая ошибка. Правовая норма о равных правах языков народов России исключает любую процедуру выделения одного языка в сравнении с другим, как титульного.

Экспертами ЮНЕСКО в 1953 году было рекомендовано разграничить понятия «national language» и «official language». Под «national language» понимался язык выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной жизнедеятельности общества. Под «official language» понимался язык государственного управления, законодательства, судопроизводства. Возможно, под воздействием этих представлений в российское законодательство вошли термины официальный язык и государственный язык [32, 34]. Понятие «официальный язык» было введено 24 марта 1990 года.

В Федеральном законе «О языках народов Российской Федерации» понятия «официальный язык» и «средство (язык) межнационального общения» уже были исключены. Можно согласиться с логикой законодателя. Выделение русского языка, как особого «средства межнационального общения», из семейства равноправных языков народов России является неправомерной процедурой, которая нарушает «равные права языков народов России».

Мировой язык
 

Русский язык, как один из мировых языков, может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые были созданы за все время существования языка. Множество «мировой язык» не имеет и никогда не будет иметь закрытого списка, в котором были бы перечислены все объекты, относящиеся к указанному множеству. Обладателями, хранителями и создателями множества «мировой язык» являются как русскоговорящие граждане, так и письменные, аудио-, видео- или иные произведения, свидетельства или документы. Множество «мировой язык» может быть отнесено к категории памятников мировой культуры.

Язык народов России

Русский язык как один из языков народов России, может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые используются или могут быть использованы русскоязычным населением России. Границы множества «язык народов России» столь же трудны для формального определения, как и для множества «мировой язык». У «языка народов России» так же нет и не может быть общего носителя языка, единой трактовки произношения, единых правил написания [7]. Носители языка народов России могут быть расклассифицированы по регионально-территориальной, социальной, образовательной или возрастной принадлежности. В отличие от «мирового языка», «язык народов России» не только пополняется, но и теряет объекты из своей совокупности, так как находится под социально-экономическим и культурологическим воздействием современной жизни. Некоторые слова, выражения, обороты речи и даже логические конструкции выпадают из повседневного оборота, заменяются иными. . «Языки народов России» могут быть отнесены к категории объектов национальной культуры и истории

Родной язык

Русский язык как родной язык, может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые использовал, использует или может использовать конкретный человек [5, 15, 30, 31]. Понятие «родной язык» всегда связано с конкретным индивидуумом [35, 36]. Носителями «родного языка» могут быть только отдельные люди [24, 27]. Человек по определению лишен возможности объясняться или переписываться на «мировом языке» или на «языке народов России». Гражданин всегда и во всех случаях может использовать только «родной язык Следовательно, большинство норм, регламентирующих использование «родного языка», связано с личными правами граждан.

Русский язык как государственный язык

Социум, языковой коллектив (социалема) и язык (лингвема) являются составляющими, на которые опирается социальная история языка. Понятие государственный язык всегда функционально [13 Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации. Являясь механизмом реализации прав и свобод граждан России, государственный язык Российской Федерации одновременно является необходимым элементом для осуществления единообразия управления и понимания государственной воли. Поэтому использование государственного языка Российской Федерации на территории Российской Федерации является обязательным при реализации полномочий, являющихся предметом ведения Российской Федерации или предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также при реализации установленных действующим законодательством прав граждан Российской Федерации.

Государственный язык Российской Федерации можно рассматривать как системообразующий фактор сохранения целостности Российской Федерации, как инструмент для выражения воли народа и каждого гражданина страны, как необходимый элемент для осуществления единообразия государственного управления и понимания государственной воли, как механизма для реализации прав и обязанностей населения России, как национальный признак в международных правоотношениях.

Ни при каких условиях роль государственного языка республики не может быть приравнена к роли государственного языка Российской Федерации. Употребление государственного языка республики не может стать обязательным для гражданина или для государственного органа власти, если функционирование последнего не обусловлено некими специальными целями.

Государственный язык Российской Федерации базируется на современном литературном русском языке. Поэтому забота о государственном языке Российской Федерации понуждает защищать и развивать современный литературный русский язык Государственный язык Российской Федерации обязан содержать в себе все «ведомственные» языки, в противном случае государственное управление может быть затруднено.

Законодательство должно установить государственные гарантии поддержки и защиты государственного языка Российской Федерации С другой стороны, закон должен предусмотреть наказание за умышленные и неоднократные неправомерные ограничения использования государственного языка Российской Федерации. Ответственность может быть возложена как на гражданина, который неправомерно ограничивает использование государственного языка Российской Федерации, так и на организацию, которая несет ответственность за действия своих сотрудников.

Система образования определяет государственные стандарты и уровень квалификационных требований к знанию русского языка, в системе делопроизводства установлены общепринятые словосочетания или обороты речи, существуют словари ударений для дикторов телевидения, выпускаются профессиональные и толковые словари русского языка и т. д

Государственные образовательные стандарты, учебные планы, методические рекомендации или иные документы, регламентирующие образовательный процесс, образуют нормативно-правовую базу по отношению к изучению и использованию современного литературного русского языка, составляющего основу государственного языка.

Действующая система выпуска словарей или иных носителей стандартов в определенной степени обеспечена нынешними финансовыми ресурсами страны. Поэтому, вообще говоря, на создание такой системы не требуется дополнительных финансовых расходов.

Цели государственной языковой политики

Государственная языковая политика Российской Федерации обязана обеспечить решение целого ряда важнейших задач по отношению к языку. Основными объектами правового регулирования и, соответственно, предметами ведения, объектами государственной языковой политики могут являться: государственный язык Российской Федерации; государственные языки республик Российской Федерации; каждый из языков народов России как мировой язык; каждый из языков народов России как родной язык.

Прежде всего необходимо определить отношение государства к поддержке, развитию, использованию и ограничению использования государственного языка Российской Федерации для решения задач, сформулированных в предыдущем разделе данной работы. Под использованием языка следует понимать получение или передачу устных либо письменных сообщений, а также любое иное доведение до сведения граждан или должностных лиц информации из общепринятого делового оборота на указанном языке. Тогда требованием, накладываемым на использование языка, является предусмотренное в установленном порядке закрепление грамматических, лингвистических, стилистических или иных языковых форм, в том числе обязательность или, напротив, недопустимость употребления указанных форм, а также данного языка в целом. Федеральный закон может дать право каждому ведомству по предмету своего ведения выбрать в качестве рекомендуемого определенный набор словарей или пособий из уже существующего набора изданий.

При реализации государственной языковой политики Российской Федерации необходимо учитывать разделение властных полномочий. Использование государственного языка Республики, входящей в состав Российской Федерации, является предметом ведения Республики. Федеральная власть не всегда может регулировать использование какого-либо из языков народов России, но может оказать поддержку субъектам Российской Федерации или даже муниципальным властям, в ведении которых оказалось использование данного языка народов России. Федеральные органы власти лишь «гарантируют поддержку» и «помогают» развитию и существованию языков народов России, не «управляют» и не «регулируют». Федеральные органы власти не полномочны устанавливать перечень или список таких языков, не определяют минимальное количество этнических носителей языка, равно как не учитывают иные показатели, процедуры или правила для отнесения или исключения данного языка из совокупности языков народов России.

Особые мероприятия государственной языковой политики Российской Федерации связаны с отнесением языков народов России к объектам мировой или национальной культуры.

В рамках реализации государственной языковой политики предусматривается не только полноценное изучение русского языка, но и целый ряд квалификационно-аттестационных мероприятий, начиная от школьных выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы до разнообразных систем послевузовского образования, правил присвоения ученых степеней или званий, курсов повышения квалификации и пр.

Государственная политика

Можно выделить три концептуальных понятия: политика, государственная политика и государственная политика по виду деятельности.

Законодатель обязан установить иерархическую структуру формирования и сочетанного, комплексного механизма реализации государственной языковой политики Российской Федерации Напомним, что языковая политика и деятельность не упомянута в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации, а следовательно, на первый взгляд должна быть отнесена к предмету ведения субъектов Российской Федерации. Исходя из сделанного последним вывода, могут возникнуть основания отнести «государственную языковую политику» к предмету исключительного ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тогда введение таких понятий, как «государственная языковая политика Российской Федерации» или «федеральная языковая политика», может быть признано неправомерным. Закон должен учитывать указанное обстоятельство. Поэтому необходимо указать, что государственная языковая политика является составной частью государственной социальной, культурной и национальной политики.. На основании требований пункта «е)» статьи 71 государственная языковая политика Российской Федерации, являясь частью социальной, культурной и национальной политики, имеет правовые основы для своей реализации. Таким образом, понятия «государственная языковая политика Российской Федерации» или «федеральная языковая политика» обретают правовую основу для своего существования.

Необходимо ввести понятия «языковая политика субъекта Российской Федерации», а также «языковая политика муниципального образования».

К настоящему времени наличествует много законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование языковой деятельности и языковой политики на территории данного региона. Если Федеральный закон установит иерархическую структуру формирования и реализации государственной языковой политики, то многие из нормативных актов субъектов Российской Федерации выпадут из правовой зоны Российской Федерации. Законодатель должен найти способ увязать нормативно правовую базу регулирования языковой деятельности в единую систему.

Функциональная организация государственной политики

Политика, как деятельность, реализуется субъектами политической деятельности на пространстве соответствующих объектов, опирается на политические институты и инфраструктуру, проявляется через стабилизацию или изменение общественных либо правовых взаимоотношений между субъектами политической деятельности.

Государственная политика осуществляется от имени государства и проводится именем государства. Поэтому государственная политика может реализовываться только государственной властью и уполномоченными на то субъектами публичного права.

Субъектами государственной политики могут быть только субъекты публичного права (конституционного, административного, т. е. той сферы права, которая регулирует отношения граждан с государством; ср. гражданское, частное право — Прим. ред.). Уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, министерства и ведомства по принадлежности и по предметам своего ведения должны устанавливать и реализовывать основные мероприятия государственной языковой политики, например, ограничения, порядок, форму и объем использования государственного языка Российской Федерации. В то же время гражданин России автоматически является субъектом государственной языковой политики, когда использует в определенный условиях родной язык или государственный язык. Ведь использование родного языка, равно как и реализация его личных и гражданских прав прямо установлены Конституцией Российской Федерации.

Объектами государственной политики являются виды деятельности, а не конкретные материальные или иные предметы.

Формирование государственной языковой политики

Политическая элита, формирующая государственную политику по конкретному виду деятельности, очевидно должна иметь своих представителей как во властных структурах, так и в соответствующих профессиональных кругах. В формировании государственной языковой политики должны участвовать не только чиновники правительства, но и представители науки, знатоки языка и литературы. Орган, функционирующий при властной структуре, играет роль своеобразного «парламента» при органе власти. Примером может служить Совет по русскому языку, функционировавший при Президенте Российской Федерации

Например, в Москве создан Общественный совет по русскому языку при мэре Москвы.

Предложения и выводы

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Государственная языковая политика Российской Федерации обладает достаточным набором формализованных и обособленных целей, а также иных свойств и качеств для выделения ее в отдельный тип государственной политики по виду деятельности.

  2. Каждый из языков народов России, в том числе и русский язык, представляет собой объект правового регулирования в государственной языковой политике Российской Федерации, являясь объектом деловой, общественной, культурной, научной и иной деятельности.

  3. Дополнительно к функциям, указанным в предыдущем пункте, государственный язык Российской федерации является еще и инструментом государственного управления, предназначенным для выражения воли народа, а также государственной воли.

  4. Использование понятий «титульный язык», «официальный язык», «язык межнационального общения» как базовых для законодательства нецелесообразно.

  5. Понятия «мировой язык» или «языки народов России» в качестве правовых объектов может быть рассмотрены с позиций отнесения их к объектам истории, национальной или мировой культуры.

  6. Целесообразно дополнить действующее законодательство нормативно-правовыми актами, регламентирующими использование государственного языка Российской Федерации, разработать основные принципы и цели осуществления государственной языковой политики России, а также ввести нормативные процедуры и правила сбережения языка как национального и мирового объекта культуры.

Использованная литература

  1. Афанасьев М.Н. «Государство и номенклатура: попытка необходимых уточнений» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1996. — — 2. — С. 68—74

  2. Байтин М.И. «О современном нормативном понимании права» // Журнал российского права, 1999. — — 1. — С. 98—107

  3. Березин Ф.М. Место и роль русского языка в постсоветской России» // Теория и практика общественно-научной информации: [Сб.]. — М., 1997. — Вып. 13. С. 5—20.

  4. Берченко А.Я. « Еще раз о проблеме права и закона» // Журнал российского права, 1999. — — 3—4. — С. 75—82

  5. Быстрова Е. «Компетентный носитель языка». // Народное образование, 1998. — 5. — С. 70—71.

  6. Воробьев В. «Государственный язык России» // Народное образование, 1998. — — 5. — С. 13—16

  7. Воробьев В. «Языковая личность и национальная идея» // Народное образование, 1998. — — 5. — С. 25—30

  8. Гельман В.Я. «Сообщество элит» и пределы демократизации: Нижегородская область» // ПОЛИС (Политические исследования), 1999. — — 1. — С. 79—97

  9. Джатиев В.С. Государственное и языковое строительство в многонациональном регионе» // Актуальные проблемы государственного строительства и совершенствования законодательства: Сб. науч. тр. юрид. фак. — Владикавказ, 1997. — Вып. 2. — С. 13—36

  10. Дьячков М.В. «Языковая политика в современной России» // Социол. исслед, 1993. — — 9. — С. 99—102

  11. Елизаров В.П. « Элитистская теория демократии и современный российский политический процесс» // ПОЛИС (Политические исследования), 1999. — 1. С. 72—78

  12. Ермошин Г.Т. «Государственно-правовые аспекты языковых отношений», Российская юстиция, 1998, № 3, стр. 19—21

  13. Ермошин Г.Т. «От закона о языках народов РСФСР к закону о государственном языке Российской Федерации». Российская юстиция, 1999, № 4, стр. 11—12

  14. Есенова Т.С. Языковая политика как часть национальной политики в полиэтническом государстве» // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (21—22 марта 1998 г.). — Саратов, 1998. — . — С. 133—134./

  15. Журавлев В.К. «Внешние и внутренние факторы языковой эволюции», М. Наука, 1982

  16. Захаров А., Кудрявцев В. «Проблемы языковой политики и «асимметричная федерация» // Асимметричность Федерации: Сб. ст. — М., 1997. — . — С. 77—97.

  17. Зимон Г. «Заметки о политической культуре в России «// Вопросы философии, 1998. — — 7. — С. 23—30

  18. Ильин М.В. «Слова и смыслы: Деспотия. Империя. Держава» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1994. — — 2. — С. 117—130

  19. Ильин М.В. «Слова и смыслы : Полития. Республика. Конституция. Отечество» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1994. — — 4. — С. 49—56

  20. Ильин М.В. «Слова и смыслы: Полития. Республика. Конституция. Отечество» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1994. — — 5. — С. 112—122

  21. Ильин М.И. «Политический дискурс: слова и смыслы» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1994. — — 1. — С. 127—140,

  22. Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы» // Вопросы философии, 1998. — — 7. — С. 14—22

  23. Ковалев А.М. «Предмет, законы и категории политики как науки» // Вестник Московского Университета. Серия 12, Политические науки, 1998. — — 5. — С. 67—87

  24. Кокотов А., Тренин Е. «Родная речь. Законодательство о языке: возможные подходы». Российская Федерация , 1996, № 13, стр.58—59

  25. Колин К.К. Русский язык и национальная безопасность» // Безопасность, 1997. — — 1—2. — С. 30—40

  26. Колин К.К. «О роли русского языка в сохранении единого информационного пространства России» // Вестн. Рос. о-ва информатики и вычисл. техники, 1996. — — 6. — С. 25—31./.

  27. Костомаров В». В диалоге современных культур: [Об иностр. языках]» // Народное образование, 1998. — — 5. — С. 21—25

  28. Костомаров В. «Раздумья о русском языке» // Форум, 1994. — — 3. — С. 105—109.

  29. Крачинская О. В. «Язык как социальный институт : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук: Спец.: 09.00.11- Социал. философия / Волгоград. мед. акад. — Волгоград, 1998.

  30. Кунгурцев Ю. Политика — образование — язык» // Народное образование, 1998. — — 5. — С. 17—20.

  31. Леонтьев А.А». Языковые права человека и межнациональные отношения» // Мир психологии и психология в мире /Акад. педагогич. и социал. наук, 1995. — — 1. — С. 23—28.

  32. Магомедов А., Гасанов Н., Зачесов К». Еще раз о языковой политике в современной России» // Социол. исслед, 1995. — — 2. — С. 155—157.

  33. Мирский Э.М. «Национальная идеология и язык». Высшее образование в России, 1999, № 3, стр. 105—108

  34. Нерознак В.П. «Языковая реформа (1990—1995)», Вестник РАН, 1996, т. 66, № 1, стр. 3—6

  35. Сабаткоев Р.Б. О культурно-языковой ситуации в Российской Федерации: проблемы и пути их решения «// Национальные отношения и межнациональные конфликты: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Владикавказ, 22—24 июня 1995 г. — Владикавказ, 1997. — . — С. 70—78./

  36. Соловьев А.И. «Конфликты в государственно-административной сфере: (Раздел учеб. пособия)» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1997. — — 4. — С. 154—165

  37. Трушкова Ю.В. Проблемы описания современной социолингвистической терминологии (термин «государственный язык») // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М.: Ин-т языкознания РАН, 1994

  38. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. «Народы , расы, культуры», М. Наука, 1985

  39. Челышев Е.П. «Русский язык обретает государственную поддержку». Вестник РАН, 1997, стр. 596—601
     

Текущий рейтинг: