Проверка слова:  

 

«Мир русского слова», № 2, 2002 год

 

Конференция в Воронеже

23.05.2003

14 марта 2002 г. в Воронеже состоялась международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы подготовки китайских студентов в вузах РФ", организатором которой стал Институт международного образования Воронежского госуниверситета.

В конференции приняли участие более 160 человек - представители вузов России, Беларуси, КНР, в том числе профессора, доценты, стажеры, аспиранты.

Открыл конференцию директор Института международного образования ВГУ доц. Владимир Валентинович Родионов.

В ходе конференции обсуждались следующие проблемы:

  • особенности организации учебного процесса и внеучебной работы с китайскими учащимися;
  • специфика обучения китайских учащихся русскому языку и НСР на начально-среднем этапе;
  • специфика обучения китайских учащихся русскому языку на продвинутом этапе;
  • проблемы преподавания китайским учащимся общенаучных и специальных дисциплин на разных этапах обучения;
  • методическое обеспечение учебного процесса (создание учебных пособий; использование ТСО, в том числе телекоммуникационной, компьютерной техники);
  • психолого-педагогические проблемы обучения китайских учащихся на различных этапах обучения.

    Работало 4 секции:

    Секция 1. Организационные и психолого-педагогические направления в работе с китайскими учащимися.

    Секция 2. Преподавание русского языка китайским учащимся на этапе предвузовской подготовки.

    Секция 3. Проблемы преподавания общенаучных и специальных дисциплин китайским учащимся на этапе предвузовской подготовки.

    Секция 4. Специфика профессиональной подготовки китайских учащихся в вузах РФ.

    Материалы конференции опубликованы в сборнике: Актуальные проблемы подготовки китайских учащихся в вузах РФ: Материалы международной научно-практической конференции 14 марта 2002 г. - Воронеж: Воронеж. ун-т, 2002.- 212 с.

    Итоги работы конференции

    Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы подготовки китайских учащихся в вузах РФ" собрала ученых и методистов, глубоко заинтересованных в наиболее эффективном решении проблемы обучения китайских учащихся во всем ее многообразии. Исследования по данной теме в вузах России ведутся в едином ключе, наработан значительный опыт совершенствования работы с китайскими учащимися. Независимо друг от друга авторы публикаций во многих случаях предлагают сходные пути решения наболевших методических и педагогических задач.

    Конференция продемонстрировала, что в области организации работы с китайским контингентом в российских вузах достигнуты значительные результаты в сфере изучения его специфики, выявлены и проанализированы трудности в обучении русскому языку и специальным дисциплинам, указаны причины и предложены пути их преодоления.

    Главными причинами названы глобальные этнокультурные различия двух народов, кардинальные отличия в системах языков (типология, фонетико-интонационная система, в том числе уклады артикуляции, тип письменности, грамматические категории и т. п.).

    Среди прочих причин - особенности национального учебного стереотипа, проблемы адаптации, трудности аккультурации, отсутствие языка-посредника, специфика мыслительно-речевой системы, в частности, памяти и т. п.

    В представленных докладах проведен сопоставительный анализ систем обоих языков, обнаружены характерные нарушения в произношении и восприятии звуков, слогов и слов; определены типичные трудности при изучении лексики и грамматики, выявлены особенности фразеосистем русского и китайского языков, а также уделено внимание невербальным средствам коммуникации в китайской культуре и установлены моменты их отличия и сходства с русской, освещены проблемы преподавания общенаучных и специальных дисциплин на разных этапах обучения.

    По итогам пленарного и секционных заседаний участниками конференции были выработаны следующие рекомендации:

    1. В связи с тем, что граждане Китая в основной массе демонстрируют некоммуникативный, рационально-логический стиль овладения языком и в период предвузовского обучения переживают ломку национального учебного стереотипа, нарушения в сложившейся мыслительно-речевой системе, формы и методы работы в китайской аудитории должны быть приближены к привычной когнитивной стратегии учащихся, которые в этом случае смогут использовать сильные стороны своей психики.

    2. Считать целесообразным соединение различных форм аудиторной и внеаудиторной работы, применение методов целенаправленного, осознанного и латентного обучения, которые способствуют созданию оптимальных психологических условий для использования резервных возможностей учащихся, мобилизации их познавательной активности.

    3. Для повышения эффективности обучения китайских граждан необходимо использование специальной методики, основанной на учете национально-психологических особенностей студентов, китайского учебного стереотипа, а также прогнозировании явлений интерференции родного и изучаемого языков.

    4. Целесообразно комплектование групп по национальному принципу, что позволит применять национально-ориентированную методику, в том числе национально-ориентированные учебники и учебные пособия.

    (Вместе с тем участники конференции не пришли к единому мнению о необходимости формирования мононациональных групп для китайских учащихся.)

    5. Большинство участников конференции полагают необходимым увеличение срока предвузовской подготовки до двух лет в целях полноценного освоения всех аспектов русского языка и формирования прочных навыков речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).

    6. Просить руководство Министерства образования увеличить количество часов, отводимых на этапе предвузовской подготовки на изучение русского языка и научного стиля речи.

    7. Считать целесообразным за счет увеличения времени обучения китайцев русскому языку на предвузовском этапе (до двух лет) вводить специальные и общенаучные дисциплины в более поздний срок.

    8. В связи с тем, что наиболее сложным аспектом при работе в китайской аудитории является формирование фонематического слуха и произносительных навыков, а в дальнейшем - развитие и совершенствование навыков аудирования и говорения, целесообразно шире привлекать разнообразные ТСО, для чего важно интенсифицировать и скоординировать работу по созданию аудио-, видео-, теле-, компьютерных (мультимедийных) курсов;

    9. Разработать для китайских учащихся единый комплекс учебных материалов по русскому языку и научному стилю речи, выявив необходимый и достаточный в тематическом и языковом плане материал.

    10. В целях совершенствования преподавания необходимо возобновление координации деятельности преподавателей- предметников довузовского этапа различных вузов РФ в форме семинаров, обмена опытом разных видов и т. д.

    11. Считать настоятельно необходимыми преемственность в обучении между начально-средним и продвинутыми этапами подготовки и координацию учебной работы кафедр, осуществляющих предвузовское и вузовское обучение.

    12. На основе материалов конференции создать "банк методических и педагогических данных" - руководство для кафедр и факультетов, начинающих работу с китайским контингентом, в котором будут изложены важнейшие достижения исследователей и наиболее эффективные способы и приемы совершенствования процесса обучения китайских учащихся русскому языку и специальным дисциплинам, а также пути рациональной организации всех аспектов внеаудиторной работы с ними. Поручить оргкомитету конференции собрать и опубликовать в журнале "Мир русского слова" библиографию по проблемам организации работы с китайским контингентом.

    13. Просить руководство издательства "Златоуст" шире издавать монографии, учебники и учебные пособия, подготовленные китайскими русистами, а также совместные работы по сопоставительному анализу русского и китайского языков.

    14. Одобрить расширение публикаций китайских русистов в журналах "Мир русского слова" и "Русский язык за рубежом".

    15. Регулярно проводить конференции и круглые столы по работе с китайскими учащимися.

    16. Отметить большую и плодотворную работу Института международного образования Воронежского государственного университета по организации и проведению конференции.

    В рамках конференции прошло заседание круглого стола РОПРЯЛ, совещание заведующих кафедрами русского языка вузов Центрально-Черноземного региона по вопросам работы РОПРЯЛ в 2002 году и деятельности редколлегий журналов "Мир русского слова" и "Русский язык за рубежом" с участием исполнительного директора РОПРЯЛ С.Н. Голубева и зам. главного редактора журнала "Мир русского слова" доц. Г.М. Левиной.

    Состоялось заседание Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан Министерства образования РФ.

    Оргкомитет

    Текущий рейтинг:

  •