Проверка слова:  

 

«Мир русского слова», № 2, 2002 год

 

Этноязыковое кодирование смысла в зеркале культуры

21.05.2003

Николай Федорович Алефиренко, д.ф.н., проф., зав. кафедрой русского языка Волгоградского гос. пед. университета

Код в лингвосемиотике культуры - это система означивания, т. е. сформированная стереотипами этнокультурного сознания конфигуративная совокупность знаков и механизмов их применения с целью осуществления двух взаимосвязанных процессов: (а) образования и структурирования довербальных смыслов и (б) их вербализации в ходе обработки, преобразования, хранения и передачи внегенетической информации в рамках определенной коммуникативно-прагматической парадигмы. Этноязыковое кодирование культурно-исторического опыта в значении языкового знака связано с двумя ипостасями речемыслительной деятельности: когнитивной и дискурсивной.

Оно упорядочивает ценностно-смысловые отношения в пределах того или иного этнокультурного пространства, причем координирующие механизмы языка служат своего рода этноязыковой матрицей семантизации окружающего мира.

Этноязыковое кодирование культуроносных смыслов начинается с осмысления той денотативно-прагматической ситуации, в которой находится предмет духовно-практического освоения. Без такого осмысления человек утрачивает ценностную ориентацию в этом мире, способность прогнозировать события, ставить перед собой реальные цели и находить возможности их реализации. Осмыслить денотативно-прагматическую ситуацию - значит понять ее рациональность и действовать в ее рамках разумно, в согласии с достигнутым пониманием ситуации. Осмысление этнокультурного объекта может быть реалистичным или иллюзорным.

Необходимо различать смыслообразование в культуре и логические процессы в познавательной деятельности, где вся семантика сводится к констатации форм различения истины и лжи. С другой стороны, этнокультурную семантику мы отличаем от ассоциативной семантики психических явлений, которая носит субъективный и индивидуальный характер и поэтому не может служить средством различения разных лингвокультурных сообществ. Вместе с тем и логическая, и ассоциативная семантика служат крайними точками семантики культурной.

Предметом культурной семантизации служат смысловые отношения, объективированные знаками и включенные в систему уже сформировавшегося культурного сознания. Каковы генетические связи лингвокультурологических категорий? Смысловые отношения порождают культурные феномены или, наоборот, культура придает смысл окружающим нас предметам?

Прежде всего необходимо отметить, что мы имеем дело с вторичными знаковыми образованиями. Это означает, что нашей задачей являются изучение семантических процессов вторичного происхождения, когда путем смысловой реконструкции достигается понимание культурной значимости предмета мысли. При этом мир значений обусловливает наше отношение к предмету, т. е. каким-то образом предопределяет его осмысление. Возможно ли обратное, когда смысл предшествует формированию культурных значений и знаковых средств, их объективирующих. Надо полагать, - да, возможно, если эти культурные значения сформированы технологическими системами и составляют основу так называемого практического сознания.

Для лингвокультурологии крайне важно, различать две разновидности информации: а) аддитивную и б) селективную. Понятно, что для языкового кодирования отбирается информация второго типа.

Можно утверждать, что сам процесс семиотизации состоит в определенной знаковой фиксации значимых для данного этнокультурного сообщества ситуаций, событий, фактов окружающего нас мира. Простейший способ кодирования - закрепить за предметом или понятием (представлением) замещающий его в мышлении знак.

Лингвосемиотическое мышление, базируясь на предметно-технологических, деятельностных началах, значительно расширяет и обогащает довербальные смысловые структуры за счет коммуникативно-прагматических приращений. На уровне коммуникативных отношений мышление все больше становится вербальным, обретает языковые формы и, позже, подчиняется им. Получив словесное обозначение, предмет становится денотативным элементом языкового сознания и включился в процессы языкового мышления. Будучи регламентированным категориально-семантическими структурами и нормами, языковое мышление сопряжено с особым типом социализированных отношений, которые иногда называют ценностно-смысловыми. Они обусловливаются особой ситуацией, когда естественная технология бытия становится избыточной по отношению к непосредственной целесообразности действий. Возникает особый микромир, особое смысловое пространство, в котором формируются собственно человеческие связи, оценки и формы регулирования и мотивации поступков и жизненного поведения. В пределах этого микромира происходит вторичная семиотизация, когда в смысловой структуре знака происходит транспозиция кодовых элементов: погашение предметно-практических смыслов и порождение смыслов, возникающих в системе жизненно значимых отношений человека и среды его обитания.

Образование знаков вторичной номинации следует рассматривать с точки зрения их обусловленности когнитивно-прагматическими принципами, важнейшим из которых является принцип иконичности.

Дискурсивно-когнитивный подход к образной семантике знаков вторичной номинации предполагает рассмотрение вопроса о взаимоотношениях высказывания, на базе которого возникают такие знаки, и дискурса.

Именно семиотическая ориентация дискурса на иконичность позволяет коммуникантам понимать информацию, имплицитно содержащуюся в знаках вторичной номинации.

Наиболее глубинные пласты нашего сознания классифицируют объекты прежде всего по отношению к вкусовой , цветовой , звуковой , пространственной и временнOй сферам , т. е. к сферам сенсорной деятельности. Эти категории наполняются затем ценностно-смысловым содержанием, а когниции, их образующие, раньше других подлежат семиотизации - первичной и вторичной.

Первичные формы семиотизации опираются на ситуативную соотнесенность символических и знаковых образований, вторичные - выходят за ее пределы.

В пространстве первичных значений возникают со временем особые символические значения, в которых сущность и смысл деятельности отождествляются с самим человеком. В таком случае система первичных значений формируется у человека как его субъективный жизненный опыт, с которым он соотносит знак и его означаемое. При этом знак воспринимается как часть предметной ситуации, в которой находится и сам человек. Символическое значение не просто знак, соотнесенный с предметом действительности, символ - сама действительность; изображение становится внутренне единым с изображаемым .

Однако единство формы и смысла - свойство лишь архаического мышления. В новое время это единство разрушается: форма получает самостоятельное значение

Первичные значения, как символические по своей природе образования, играют важную роль в развитии и становлении индивидуального сознания человека, а также в формировании этнокультурного сознания всего языкового коллектива

Можно говорить о языке как о семиотической системе, формирующей и преобразующей этнокультурное сознание. И в этом отношении слово того или иного языка - это не только слово как часть словаря или элемент текста: слово предстает как центральная единица более универсальной системы смысловых отношений - культуры. С культурой слово связано генетически и функционально: с одной стороны, слово - порождение ее творческой энергии, оно же, с другой - способ смыслоупорядочивания отношений в системе породившей его культуры.

Текущий рейтинг: