Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Институт рукописной и старопечатной книги: 10 лет работы

19.12.2003

«Должен быть свой Матенадаран!»
 

Институт рукописной и старопечатной книги создан в 1992 году и является негосударственной научно-исследовательской организацией.

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Создание в Нижнем Новгороде первого в России Института рукописной и старопечатной книги Древней Руси (нижегородский «Матенадаран») оправдано исторически. Целесообразно создание Института древней книги в Нижнем Новгороде именно в наше сложное время, когда необходимо всеми возможными средствами поднять престиж русской культуры.

Нижегородский край издревле славился своей богатейшей книжной культурой. Именно здесь в монастырях-скрипториях создавались целые библиотеки. Позднее, с конца XVII века, основными хранителями древнерусских книжных традиций стали старообрядцы, а знаменитая Макарьевская-Нижегородская ярмарка явилась тем центром, откуда русская рукописная книга распространялась по всей стране. Проводимые по Горьковской области экспедиции свидетельствовали, что книжная традиция жива и нуждается в защите, сохранении и изучении.

К тому моменту сложился и коллектив исследователей. Одиннадцать экспедиционных лет сплотили и воспитали нижегородскую археографическую школу под руководством Т. В. Черторицкой. Была собрана и вполне представительная коллекция старопечатных и рукописных книг.

Институт рукописной и старопечатной книги создан, существует и плодотворно работает (хотя это, увы, и не Матенадаран). Исследовательский центр и Музей книги всегда открыты для всех заинтересованных и неравнодушных. В экспедиционных исследованиях Института принимали участие исследователи из Германии и Австрии. На данный момент общая библиография научных работ сотрудников института составляет 87 публикаций.
 

«Умру я — и деревня рухнет»

Экспедиция в русскую деревню! Беседы со старообрядцами вводят в особый мир — мир традиционного русского крестьянства с не утраченными до сих пор патриархальными и христианскими ценностями. Этот мир стремительно уходит — сейчас умирают последние его представители, 70—90-летние бабушки, пожившие много, прошедшие через все беды XX века — революцию, коллективизацию, войны, голод и тяжкий труд. Прошедшие и не утерявшие веры в Бога и любви к людям, к России, к земле.

О гонениях, которым подвергались старообрядцы по всей России, имеются многочисленные их воспоминания.. Труд, в понимании старообрядцев, соотнесен с сакральным, божественным. Так, на иконы и священные книги считалось правильным тратить лишь «потовы деньги» — деньги, которые достались в результате особо тяжкого труда. Неслучайно из среды старообрядцев вышли знаменитые купеческие роды, прославившиеся своей благотворительной деятельностью и поддержкой единоверцев [1, 14].
 

«Все мы здесь иноки»

Одна из основных задач Института — изучение истории старообрядческих согласий и общин. Как говорят сами старообрядцы, в нижегородском крае было «семьдесят семь вер». История отдельных общин и жизнеописания наиболее ярких представителей, духовных отцов, местночтимых святых представляет огромный интерес в той общей истории российского крестьянства, которая, как мы надеемся, будет когда-нибудь написана.
 

«И совершается чудо по молитве поклонников»

Комплексные экспедиции в Нижегородской области изучали не только элементы книжной, обрядовой и бытовой культуры старообрядчества, но и объекты, связанные с историей старообрядцев, — скиты, погосты, святые места, которые в течение длительного времени оставались вне поля зрения специальных исследований.

Лишь в конце 1920-х годов был уничтожен последний старообрядческий скит — Комаровский, описанный в романе Мельникова-Печерского «В лесах», один из самых крупных и известных на Керженце.

В 1994 году по инициативе и заказу Комитета по охране историко-культурного наследия Нижегородской области Институтом рукописной и старопечатной книги была начата работа по изучению мест, святых для старообрядчества.
 

«Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую...»

Две книги, изданные Институтом при финансовой поддержке РГНФ по экспедиционным материалам, открывают удивительный мир старообрядчества. В них отражены представления современного старообрядца о мироздании, о душе и теле, о конце света и Страшном суде, о земном рае и муке огненной. В текстах, записанных от старообрядцев, переплетаются христианская мифология и рудименты местных языческих культов (мордовских и марийских); традиционный старообрядческий фольклор формируется на основе книжных текстов и устных преданий.

Старообрядчество изучали историки, филологи, этнографы, фольклористы и музыковеды, писавшие серьезные работы, тогда как в их полевых дневниках балластом оседали многочисленные «байки», «побасенки», «укладни», рассказанные информантами в ходе долгих степенных бесед с собирателями. Эти «байки» отражали не только и не столько личную точку зрения говорящего, сколько некий общий круг представлений определенной группы старообрядцев о мире и о самих себе в нем.
 

«Их семьдесят семь вер — от каждой хоть один да спасется!»

Нижегородская область является уникальным регионом с полиэтническим и многоконфессиональным населением, сохраняющим древние традиции и обряды. Поэтому изучение истории старообрядчества неизбежно привело сотрудников Института к исследованию широкого круга проблем, касающихся религиозно-культурных традиций русского крестьянства в целом.
 

«Тело мое разрушится, а писанное мною останется»

В результате экспедиций в Институте составился ряд коллекций. Книжное собрание Института состоит из двух частей: экспедиционные находки и частные коллекции, переданные в Институт для изучения и экспонирования. Наиболее ценные книги собрания: Евангелие-тетр начала XVI века ресавского извода, Пролог XVII века, две рукописи рубежа XV—XVI веков: Триодь цветная и Устав монастырский. Украшение Музея книги — богато орнаментированные певческие рукописи с древней крюковой нотацией, лицевые старообрядческие рукописи: Апокалипсис и Страсти Христовы. В коллекцию Института входят сборники поучений, слов и житий, апокрифы XVII—X веков, старообрядческие полемические сборники, сборники духовных стихов, а также издания известных русских печатников XVI—XVII веков (Иван Федоров, Андроник Тимофеев Невежа, Иван Бурцов), различных старообрядческих типографий XVIII—XX веков.

В долгосрочные планы Института входит организация постоянной электронной экспозиции и осуществление проекта «Рукописи на CD». В рамках последнего проекта мы предполагаем произвести электронное копирование наиболее ценных и интересных рукописей, находящихся в нижегородских частных коллекциях, во владении наследников старообрядческих родов и, тем самым, сделать их доступными для научного исследования, ввести в научный оборот до сих пор неизвестные старообрядческие произведения и списки памятников древнерусской и переводной литературы. В настоящее время уже созданы копии старообрядческого сборника XVII века и сочинения Д. Н. Уткина, наставника спасовского согласия «Памятные записки». Обе книги находятся в пользовании у старообрядцев Нижегородской области.
 

Литература

  1. Белякова М. М., Курзина Е. С. Благотворительность как духовная потребность старообрядческого купечества (по документальным источникам и народным преданиям Нижегородского края) // Живые традиции. М., 2001 (в печати).

  2. Бахарева Н. Н., Белякова М. М. Изучение и государственная охрана мест, связанных с историей старообрядчества в Нижегородской области // Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. М., 1998. С. 132—139.

  3. Белякова М. М., Новикова Л. Н. Археографическая экспедиция к старообрядцам-федосеевцам в Тонкинский район Нижегородской области // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 1. С. 183—192.

  4. Белякова М. М., Новикова Л. Н. Нижегородские старообрядцы-беспоповцы: духовная культура и конфессиональные особенности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. № 4. С. 47—57.

  5. Белякова М. М., Черторицкая Т. В. Круг чтения старообрядца-спасовца первой половины ХХ в., или 3 библиотеки Дорофея Уткина // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.

  6. Белякова М. М., Черторицкая Т. В. О крестьянской старообрядческой библиотеке начала XX в. // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 16 — 20.

  7. Белякова М. М., Дмитриевский С. М., Клочкова Е. С., Новикова Л. Н. О Починках — с любовью. Нижний Новгород, 1997.

  8. Бучилина Е. А. Беспоповские старообрядческие общины в Нижегородской области (К вопросу о современном состоянии) // Старообрядчество: история и современность. 1999. Вып. 5. С. 262 — 278.

  9. «Взойду ли я на гору высокую, увижу ли бездну глубокую...» Старообрядческий фольклор Нижегородской области. / Сост. и коммент. О. А. Савельевой, Л. Н. Новиковой. Новосибирск, 2001.

  10. Грицевская И. М. История и современность сейминского старообрядчества // Мир старообрядчества: история и современность. М, 1999. Вып. 5. С. 243-261.

  11. Грицевская И. М., Новиков В. А. База данных для хранения информации о рукописных собраниях. Электронная публикация: irisk.vvnb.ru.

  12. Духовные стихи. Канты (сборник духовных стихов Нижегородской области) / Составление, вступительная статья, подготовка текстов, исследование и комментарии Е. А. Бучилиной. М., 1999.

  13. Дюкова А. О. Истинно православная церковь и Истинно православные христиане в Нижегородском крае (по архивным и экспедиционным материалам). Электронная публикация: irisk.vvnb.ru.

  14. Клочкова Е. С. Легендарный образ нижегородского купца Бугрова (по документальным и фольклорным материалам) // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 1997. С. 92—95.

  15. Клочкова Е. С. Догматико-полемическая традиция нижегородских спасовцев на рубеже XIX—XX веков (к постановке проблемы) // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 1996.

  16. Курзина (Клочкова) Е. С. Пути самоопределения нижегородской спасовщины кон. XIX — нач. XX вв.: самокресты // Мир старообрядчества: история и современность. М., 1999. Вып. 5. С. 217—242.

  17. Курзина Е. С., Новикова Л. Н. Отражение межэтнических отношений в нарративном религиозном фольклоре (на материале этноконфессионального исследования районов Нижегородской обл.) // Живые традиции. М., 2001 (в печати).

  18. Новикова Л. Н. Литературное наследие в эпистолярии старообрядки А. Н. Путиной // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 1996.

Текущий рейтинг: