Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Петербург в творчестве Н. С. Лескова

17.12.2003

А. В. Кузьмин

А. В. Кузьмин, аспирант кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета.
 

Петербург — его образ или упоминание о нем — появляется примерно в четверти лесковских текстов. Он не стал «героем» творчества Лескова, лишь в трех его ранних произведениях образ Петербурга представлен в развернутом виде: «Воительница», «Островитяне», глава из романа «Некуда». Писатель относился к Петербургу без особой симпатии. Неудивительно поэтому, что на протяжении всего творчества в описаниях Петербурга у Лескова преобладают мрачные интонации:

В описаниях Петербурга у Лескова на первое место выдвигается именно человек, который вынужден противостоять Городу с его природными и социальными катаклизмами.

В «Островитянах» бросается в глаза соотнесенность лесковского образа Петербурга с Петербургским текстом литературы предшествующей поры. Здесь и пушкинский мотив наводнения, и несколько трансформированный гоголевский мотив ветра, дующего со всех четырех сторон, и, наконец, дуэт девочки на ходулях и шарманщика, пришедший в лесковский текст из петербургских очерков натуральной школы и произведений Достоевского.

Если же посмотреть на другие тексты Лескова, где встречается петербургская тема, то нельзя не отметить устойчивый мотив испытания и воспитания героя Петербургом, зародившийся еще у Пушкина в «Медном всаднике» и получивший свое продолжение в «Петербургских повестях» Гоголя, романах Гончарова и Достоевского. Таковы «Воительница», «Некуда», «Очарованный странник», «Колыванский муж», «Дама и фефела» и некоторые другие произведения писателя — во всех них герой или героиня претерпевают некое перерождение, живя в Петербурге.

Все это говорит о том, что петербургская тема возникла у Лескова отнюдь не спонтанно, писатель сознательно работает с предшествующим Петербургским текстом.
 

Далее в статье автор рассматривает три группы мотивов петербургской темы у Лескова: социальные, мотивы природы и мотив испытания.
 

Никто из лесковских героев не обретает счастья в Петербурге. И в этом есть нечто фатальное. Петербург — лишь промежуточный пункт в их поисках счастья или смысла существования. Он воспитывает их, подготавливая для дальнейшего пути. Петербург не может приютить лесковских героев-странников, он выталкивает их из своего пространства — как бы они не сопротивлялись. Единственное, что позволяет выжить в Петербурге — создание противоположного, «уютного», мира, который возможен лишь в кругу семьи. Именно такой мир сумели противопоставить Петербургу с его «обстоятельствами» василеостровские немцы из «Островитян»:
 

Литература

  1. Исключение составляют, быть может, книга Л. Г. Чудновой «Лесков в Петербурге» (Л., 1975), лишь косвенно связанная с анализом петербургской темы в произведениях писателя, и глава ««Петербургский миф» как функциональный коррелят субъективно-авторского начала в повествовательной структуре романа «Некуда»« кандидатской диссертации Е.Л. Куранды «Повествовательная структура романа Н.С. Лескова «Некуда» в системе русского антинигилистического романа» (Псков, 2001).

  2. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 276.

  3. Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11-ти тт. Т. 3. М., 1957. С. 5—6. Далее все цитаты даются по этому изданию с указанием в круглых скобках тома и страницы.

  4. О символике янтаря см. статью «Алатырь» в Мифологическом словаре.

Текущий рейтинг: