Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Литературные премии

17.12.2003

В беседе участвуют:

С.Д.: Светлана Викторовна Друговейко-Должанская, руководитель специализации «Литературная критика и редактирование» Санкт-Петербургского государственного университета;

И.С.: Игорь Николаевич Сухих, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член Союза писателей Санкт-Петербурга;

А.М.: Александр Мотельевич Мелихов, писатель, лауреат Набоковской премии Союза писателей Санкт-Петербурга (1993) и премии Петербургского Пен-клуба, заместитель главного редактора журнала «Нева»;

Д.Ш.: Дмитрий Васильевич Шаманский, редактор издательства «Златоуст».
 

ДШ: Предмет нашей беседы — российские и, уже, петербургские литературные премии: сколько этих премий, в чем их различия, как их можно типологизировать и проч.

И.С.: Мы знаем, что в советскую эпоху существовала строгая структура премий: Ленинская премия, которая вручалась 1 раз в год, Государственная премия и т. д. В последнее 10-15 лет премий стало много: премия Андрея Белого, «Букер», «Антибукер», «Малый Букер», «Национальный бестселлер», «Северная Пальмира», премия Аполлона Григорьева, премия И.П. Белкина, премия «Дебют», премии каждого литературного журнала и некоторых литературных объединений, жанровые премии (фантастические, например: «Странник», премия Конгресса фантастов; детективные премии), региональные, частные (премия А.И. Солженицына, например)... Осталась Государственная премия, кроме того, вручается еще и Пушкинская премия. Также существует литературная составляющая премии «Триумф».

С.Д.: В стадии организации находится сейчас новое направление этой премии: «Триумф — провинция».

И.С.: Из перечисленных премий несколько премий если не возникли в Петербурге, то ориентированы на Петербург. Прежде всего — «Северная Пальмира», премия, которая вручается по принципу не «крови», а «почвы»: номинант может жить где угодно, но публиковаться должен только в петербургских журналах или издательствах. Также оригинальная питерская премия — премия Андрея Белого, изначально посвященная питерскому андеграунду. Существует в Петербурге премия петербургского Пен-клуба. Наконец, премия «Национальный бестселлер» также возникла в Петербурге.

Д.Ш.: Что в первую очередь отличает премию «Северная Пальмира»?

И.С.: Во-первых, условия участия, о которых уже было сказано. Во-вторых, жюри этой премии не похоже на жюри других премий — в большинстве своем оно состоит из непрофессионалов в литературе: философов, кинематографистов и других деятелей культуры и лишь нескольких литераторов. В-третьих, в процессе проведения этой премии не происходит никаких заседаний жюри, голосование происходит анонимно с помощью анкет.

Д.Ш.: Эта премия — денежная?

А.М.: За редким исключением все премии денежные, в том числе и «Северная Пальмира». Просто у одних премий фонд богаче, у других — беднее.

А.М.: Зачем нужны литературные премии? Прежде всего: какие функции выполняет сама литература? Литература у торговцев считается товаром, поэтому чем больше рекламы товара, тем больше тиражи и продажи. Литература действительно выполняет еще и эту суетную функцию — книгу прочтут, развлекутся и выбросят. Премии часто служат именно этой суетной компоненте: создают шумиху, увеличивая тиражи. Писателю нужны либо премии, либо скандалы (смерть — это тоже форма скандала).

Однако помимо этого литература в своих лучших образцах создает и бессмертные образы. Прометей, Дон Кихот, например, не являются чьей-то собственностью и не могут быть проданы. Вот служат ли премии этой «вечной» функции литературы? Давайте обратимся к самой известной — Нобелевской премии. Ее дают уже классикам, Нобелевская премия — это почти билет в бессмертие. Однако если посмотреть список нобелевских лауреатов, то примерно четверть из них — действительно классики, а три четверти — крупные писатели, которые, однако, уже забыты или полузабыты. Открыла ли Нобелевская премия хоть одного классика? Нет, она давалась либо задним числом, либо посмертно, в любом случае ничего не прибавляя к творческой репутации писателя. Таким образом, самая авторитетная премия никого в бессмертие не ввела. Вместе с тем Нобелевская премия ни разу не была присуждена низкопробному, плохому писателю. То же можно сказать и о Букеровской премии.

Так можно подвести и общий вывод в отношении любой серьезной литературной премии: она не может угадать, кто из писателей сделается «классиком», отличить высший сорт от первого, но она может отфильтровать «мусор» и защитить читателя от сорта десятого, двадцатого и т. д. То что она вводит в круг читательского внимания пять-семь имен писателей, создающих доброкачественную литературу, — это уже очень много.

С.Д.: Раньше считалось, что нужно быть знаменитым, чтобы позволить себе закатить скандал; теперь же все иначе: нужно воспользоваться ситуацией скандала для того, чтобы стать знаменитым. Как будто прецеденты вручения последних литературных премий это подтверждают: А. Проханов получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген», В. Сорокин включен в шорт-лист «Букера», Э. Лимонову вручена премия Андрея Белого.

С.Д.: Бывают ведь и «концептуальные» премии. Например, премия Аполлона Григорьева составляет $25 000, а премия Андрея Белого — стакан водки, яблоко и бумажный рубль. Эта последняя премия принципиально не должна иметь денежного выражения, только символическое.

И.С.: Премия Андрея Белого интересна еще и тем, что она и сейчас продолжает удивлять: начиналась она как премия андеграунда, но 2 или 3 года назад эту премию получил не кто иной как М. Гаспаров за «Записи и выписки» — филологическую книгу, которую сам автор не воспринимал как художественную литературу.

Д.Ш.: Есть ли премии, которые вручаются без скандалов, или хотя бы разногласий? Справедливо ли это, например, по отношению к Пушкинской премии?

И.С.: Как это ни прискорбно, и Пушкинская, и Государственная премии также имеют привкус скандала. Это связано не столько с результатами, сколько с предпосылками. Целый ряд критиков упрекают Государственную премию в коррумпированности. Я видел списки членов жюри Государственной премии и список лауреатов премии за последние 8-10 лет: оказывается, что это — практически одни и те же лица.

Какую же премию в таком случае можно назвать некой современной литературной, стилистической, языковой «нормой»?

А.М.: Наверное, «Букер». Может быть, поэтому она наиболее престижна сегодня.

И.С.: Если говорить о Петербурге, то по-настоящему общегородской, престижной, известной премией является «Северная Пальмира».

Д.Ш.: В ходе нашего разговора особо выделились две литературные премии: московская — «Букер» и питерская — «Северная Пальмира». Чем принципиально различаются именно эти две премии?

И.С.: «Пальмира», если говорить о стиховой ее составляющей, характерна тем, что все ее лауреаты проходили через наиболее интересные, неординарные, интеллектуальные петербургские издательства: серию «Автограф» журнала «Звезда», например, — самую престижную поэтическую серию. Петербург объединяет поэтов, многие из которых становятся лауреатами «Северной Пальмиры». А «Букер», как мы говорили, присуждается за роман, в чем, пожалуй, и состоит главное отличие одной премии от другой: «Букер» наиболее интересен прозаикам.

Д.Ш.: Какова все-таки роль самого явления присуждения премий для литературы, для писателей и для жизни общества вообще?

И.С.: Часто писатели, которых мы ценим, знаем и изучаем, никогда никаких премий не получали — скажем, Толстой, Достоевский и многие другие. Премии — это важный социокультурный феномен, но читаем и любим писателей мы по каким-то совсем другим причинам.

Д.Ш.: Стало быть, никакой «народной премии» еще не придумано?

И.С.: Ну почему же, она есть. Критерий очень прост: если писателя издают 20 лет подряд, это значит, что он — хороший писатель; если 50 лет подряд, значит, он писатель выдающийся, почти гениальный; если же книги писателя издают 100-150 лет подряд, и эта литература входит в круг актуального чтения, это свидетельствует о высшей оценке творчества конкретного писателя не одним поколением людей.
 

Государственная премия РФ

«Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения литературы и искусства, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в художественную культуру России, за выдающуюся просветительскую деятельность в области литературы и искусства, за произведения для детей и юношества» (выдержка из Положения о Государственных премиях Российской Федерации).

Лауреаты Государственной премии РФ в области литературы за последние три года:

  • 1999 год: В.С. МАКАНИН — за роман «Андеграунд или Герой нашего времени», повесть «Кавказский пленный».

  • 2000 год: В.Н. ВОЙНОВИЧ — за роман «Монументальная пропаганда»; А.Г. ВОЛОС — за роман «Хуррамабад».

  • 2001 год: К.Я. ВАНШЕНКИН — за сборник стихотворений «Волнистое стекло»; ДАНИИЛ ГРАНИН (Д.А. Герман) — за роман «Вечера с Петром Великим».
     

Литературная премия «Русский Букер»

Премия «Русский Букер» была основана в 1991 году как первая негосударственная премия в России после 1917 года. Присуждаемая ежегодно за лучший роман года. Первое вручение произошло в 1992 году. В 2002 году «Русский Букер» вручается в одиннадцатый раз. Основателем и первым спонсором «Русского Букера» выступила британская торговая компания «Booker pic», которая и создала премию своего имени сначала для английского, а потом для русского романа. С 1997 года премия изменила свое название на «Smirnoff-Букер», а ее спонсором стала международная компания UDV (United Distillers and Vintners), частью которой является фонд имени Петра Смирнова. Спонсором премии с 2002 года выступает Региональная Общественная Организация «Открытая Россия», учрежденная акционерами Нефтяной Компании ЮКОС и группой частных лиц для управления и развития ряда крупных проектов в области просвещения, культуры и благотворительности. В 2002 году премия получила новое название «БУКЕР — ОТКРЫТАЯ РОССИЯ».

Произведения на соискание премии выдвигаются российскими и зарубежными номинаторами. С 1998 года в процессе выдвижения произведений на Букеровскую премию принимают участие издательства. Выдвинутые произведения составляют «длинный список», принятый к рассмотрению жюри премии, состоящим из профессиональных литераторов и деятелей культуры. На первом этапе премии жюри определяет шесть финалистов («короткий список»), а на заключительном этапе — победителя премии. Вознаграждение финалиста — 1000, а победителя — 12 500 долларов США.

Жюри премии «Букер — Открытая Россия» 2002: Макании Владимир Семенович, писатель — председатель Жюри; Бек Татьяна Александровна, поэт, литературный критик; Волос Андрей Германович, писатель, поэт; Городницкий Александр Моисеевич, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН, поэт, автор и исполнитель бардовских песен; Лукьянин Валентин Петрович, критик, писатель.

Шорт-лист премии «Букер — Открытая Россия» 2002:

  • Лауреат — ОЛЕГ ПАВЛОВ («Карагандинские девятины, или Повесть последних дней». М.: «Октябрь», № 8, 2001).

  • ДМИТРИЙ БОРТНИКОВ («Синдром Фрица». СПб: Лимбус Пресс, 2002).

  • СЕРГЕЙ ГАНДЛЕВСКИЙ («<Нрзб>«. «Знамя», № 1, 2002).

  • АЛЕКСАНДР МЕЛИХОВ («Любовь к отеческим гробам». М.: «Новый мир», № 9-10, 2001).

  • ВАДИМ МЕСЯЦ («Лечение электричеством. Роман из 84 фрагментов Востока и 74 фрагментов Запада». «Урал», № 2-3, 2002.

  • ВЛАДИМИР СОРОКИН («Лёд». М.: Ад Маргинем, 2002).
     

Литературная премия Андрея Белого

Учрежденная в 1978 году редакцией ленинградского самиздатского журнала «Часы», Премия Андрея Белого стала первой в истории России регулярной негосударственной наградой. В 1997 году в состав ее учредителей вошли Издательский Дом «Новое литературное обозрение» (Москва), Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и общество современного искусства «А-Я» (Петербург).

Сегодня Премия Андрея Белого, как в 1970-1980-е годы, видит свою главную задачу в поддержке эстетического новаторства и эксперимента в реальном литературном процессе, в гуманитарных исследованиях, стимулируя ту линию нашей словесности, которая восходит к Андрею Белому.

Премия ежегодно присуждается по номинациям: поэзия, проза, гуманитарные исследования, за особые заслуги в развитии русской литературы.

Среди лауреатов Премии поэты: Виктор Кривулин, Елена Шварц, Владимир Алейников, Алексей Парщиков, Иван Жданов, Геннадий Айги, Шамшад Абдуллаев; прозаики: Борис Кудряков, Саша Соколов, Андрей Битов, Евгений Харитонов, Леон Богданов, Юрий Мамлеев, Михаил Гаспаров; критики и исследователи: Борис Гройс, Евгений Шифферс, Михаил Эпштейн, Андрей Крусанов; за особые заслуги в развитии русской литературы лауреатами становились: Константин Кузьминский, Ры Никонова и Сергей Сигей, Дмитрий Волчек, Виктор Лапицкий, Владимир Сорокин.

В состав Комитета Премии (жюри) входят: Борис Иванов — прозаик, историк литературы; Виктор Лапицкий — прозаик, переводчик; Глеб Морев — литературовед, редактор; Борис Останин — критик, эссеист; Ирина Прохорова — литературовед, издатель; Александр Скидан — поэт, критик; Елена Фанайлова — поэт, журналист.

Деятельность Комитета поддерживается Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, главный спонсор — Издательский дом «Новое литературное обозрение».

Лауреаты Премии Андрея Белого 2002 года:

  • В номинации «Поэзия» — МИХАИЛ ГРОНАС за книгу «Дорогие сироты» (М.: ОГИ, 2002).

  • В номинации «Проза» — ЭДУАРД ЛИМОНОВ за «Книгу воды» (М.: Ad Marginem, 2002).

  • В номинации «Гуманитарные исследования» — ВАРДАН АЙРАПЕТЯН за трактат «Толкуя слово» (М: Языки славянской культуры, 2001), ЛЕНА СИЛАРД за книгу «Герметизм и герменевтика» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2002).

  • В номинации «За заслуги перед русской литературой» — ДМИТРИЙ КУЗЬМИН — за подвижничество в деле построения литературного Вавилона и творческое преумножение традиций неофициальной словесности.
     

Литературная премия «Национальный бестселлер»

Учредителем Премии «Национальный бестселлер» выступает фонд «Национальный бестселлер», образованный физическими лицами и привлекающий в порядке пожертвований средства как юридических, так и физических лиц (не из государственных источников).

Премия учреждается как ежегодная. Объявление результатов премии происходит в последнюю пятницу мая в завершение многоступенчатой процедуры, разворачивающейся в осенне-весенний сезон. На Премию могут быть выдвинуты прозаические произведения (художественная и документальная проза, публицистика, эссеистика, мемуары), впервые опубликованные на русском языке в течение прошедшего календарного года, или рукописи вне зависимости от года их создания.

Место присуждения премии — г. Санкт-Петербург. Девиз Премии: «Проснуться знаменитым». Цель Премии — вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал произведений, отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами. Оргкомитет Премии обязуется издать отмеченное главным призом произведение массовым тиражом — 50 000 и более экземпляров и обеспечить этому изданию дистрибуцию и рекламу.

Число номинаторов и членов обоих жюри не носит фиксированного характера, однако замены и дополнения после публикации соответствующих предварительных списков не предусмотрены.

Почётным председателем Малого жюри становится по приглашению Оргкомитета общественный или политический деятель, не связанный с литературой напрямую. Победитель получает денежную премию в 10 000 у.е., делящуюся в пропорции 4:4:2 между ним, его первым издателем и номинатором. В случае, если побеждает неопубликованное произведение, премия делится между лауреатом и номинатором в пропорции 7:3.

Шорт-лист премии «Национальный бестселлер» 2002:

  • Лауреат — АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ «Господин Гексоген» (номинатор И. Зотов, О. Пащенко).

  • ОЛЕГ ПАВЛОВ «Карагандинские девятины» (номинатор И. Барметова).

  • ИРИНА ДЕНЕЖКИНА «Song for Lovers» (номинатор С. Зельвенский).

  • ДМИТРИЙ БОРТНИКОВ «Синдром Фрица» (номинатор Ю. Мамлеев).

  • ОЛЬГА СЛАВНИКОВА «Бессмертный» (номинатор Е. Новикова).

  • СЕРГЕЙ НОСОВ «Дайте мне обезьяну» (номинатор П. Крусанов).
     

Литературная премия «Северная Пальмира»

Премия вручается ежегодно 6 июня, в день рождения Пушкина, по четырем номинациям: поэзия, проза, критика (публицистика) и книгоиздание.

Особенность премии в том, что ее жюри состоит не только из литераторов, но также артистов, композиторов, режиссеров театра и кино. В разные годы ее лауреатами становились Александр Кушнер, Андрей Битов, Борис Парамонов, Лев Лосев, Тимур Кибиров, Ефим Эткинд, Елена Шварц, Виктор Конецкий и другие литераторы. Система премии многоступенчатая — сначала номинационная комиссия отбирает «семерки» претендентов в каждой номинации, затем жюри определяет «тройки» финалистов, один из которых становится лауреатом.

Согласно положению о премии, обладателем бронзовой статуэтки работы Григория Ястребенецкого может стать любой автор литературного произведения, созданного на русском языке и опубликованного в минувшем году в Санкт-Петербурге.

В 2002 году в состав жюри вошли такие известные петербургские литераторы, как Д.А. Гранин, А.С. Кушнер, Б.Н. Стругацкий, О.В. Басилашвили, Л.А. Додин, А.М. Панченко, А.П. Петров и прочие видные петербургские деятели культуры. Как сказано в пресс-релизе, «жюри ни перед кем не отчитывается и ни от кого не зависит, руководствуясь лишь собственными эстетическими критериями».

Лауреаты премии «Северная Пальмира» 2001:

  • В номинации «Поэзия» — БОРИС РЫЖИЙ за сборник стихов «И всё такое...» (в тройке финалистов: Владимир Гандельсман («Тихое пальто») и Виктор Соснора («Флейта и прозаизмы»)).

  • В номинации «Проза» — ЕЛЕНА ЧИЖОВА за роман «Крошки Цахес» (в тройке финалистов: Владимир Новиков («Сентиментальный дискурс») и Владимир Шинкарев («Собственно литература»)).

  • В номинации «Критика, публицистика, эссе, исследования» — АРЛЕН БЛЮМ за исследование «Советская цензура в эпоху тотального террора» (в тройке финалистов: Михаил Герман («Сложное прошедшее») и Наталия Иванова («Борис Пастернак: участь и предназначение»)).

  • В номинации «Книгоиздание» — издательство «АЗБУКА», прочно державшая в 2000 году лидерство по количеству изданных «интеллектуальных бестселлеров» (в тройке финалистов: «Амфора» и «Блиц»).

Кроме того, премия за вклад в развитие драматургии, учрежденная и финансируемая Северо-западным филиалом РАО, досталась ВАЛЕРИЮ ЗИМИНУ, автору многочисленных детских пьес, не первое десятилетие с успехом идущих на сценах петербургских (и не только) театров.
 

Литературная премия Аполлона Григорьева

В 1997 году премия им. Ап. Григорьева была учреждена ОНЭКСИМ Банком и Академией Русской Современной словесности (АРС'С). С 1999 года традиции, заложенные ОНЭКСИМ Банком, поддерживает РОСБАНК. Академия Русской Современной Словесности (Коллегия литературных критиков) способствует формированию постсоветской инфраструктуры российской культуры, ставя перед собой следующие задачи: поиск новых форм литературной деятельности в условия открытого общества; повышение авторитета писателя, статуса литературного критика, словесности в целом; формирование цивилизованного книжного рынка; содействие сохранению и развитию русского литературного языка.

Премия присуждается профессиональными экспертами — литературными критиками за лучшее оригинальное (не переводное) художественное произведение, опубликованное в течение минувшего года на русском языке. Премией может быть награждено сочинение любого жанра (стихотворение, подборка стихотворений, книга стихов, поэма, пьеса, рассказ, цикл рассказов, повесть, роман, мемуары, очерк и пр.). Место и форма издания в расчет не принимаются. Награждение другими премиями не препятствует награждению Премией. Премией не могут быть награждены критические, литературоведческие, культурологические работы и любые сочинения членов АРС'C. Премией не может быть награждено произведение, ранее публиковавшееся в журнальной редакции, а ныне изданное книгой. Издания в жанре «Избранных сочинений» премированы быть не могут. Сборники стихов или рассказов, частично публиковавшиеся прежде, могут быть премированы, если они образуют новое художественное целое. Премией не может быть отмечена рукопись.

Право (и обязанность) выдвижения на Премию принадлежит только членам АРС'С, каждый из которых (за исключением членов жюри) может выдвинуть на Премию только одно произведение. Жюри (пять человек) ежегодно выбирается жребием из состава членов АРС'С. Отработавшие в составе жюри из последующих жеребьевок исключаются до тех пор, пока все члены АРС'С не исполнят судейских обязанностей. Жюри самостоятельно устанавливает порядок своей работы, учитывая указанные ниже календарные сроки. Общий денежный эквивалент Премии — $30 000 ($25 000 — большая, $5 000 — малая).

Шорт-лист премии Аполлона Григорьева 2001:

  • Лауреат — АНДРЕЙ ДМИТРИЕВ — за повесть «Дорога обратно» («Знамя» № 1).

  • ЛЕОНИД ЗОРИН — за маленький роман «Трезвенник» («Знамя» № 2).

  • ОЛЬГА СЛАВНИКОВА — за роман «Бессмертный. Повесть о настоящем человеке» («Октябрь» № 6).
     

Текущий рейтинг: