02.09.2003
О.Н. Гринбаум, Санкт-Петербургский государственный университет
Роман Пушкина «Евгений Онегин» по-прежнему таит в себе множество загадок.
Исследователь пушкинского текста, как правило, выступает в роли своеобразного «знатока», которому известно целое (текст как система)..
С другой стороны, нельзя забывать того обстоятельства, что Пушкин работал над текстом романа около десяти лет (с 1823 по 1833 гг.), из чего следует, что автор не мог знать, как и куда приведет его динамика виртуальной жизни героев повествования.
Пушкинский роман с позиции системного саморазвития художественных образов дает уникальную возможность для уточнения и переосмысления ряда хорошо известных в литературоведении положений о месте, роли и значимости ритмически опорных, контрапунктивных центров стихотворного повествования.
Рассмотрены следующие вопросы:
Гармонический (сюжетный) ритм романа «Евгений Онегин»
Ритмодинамика композиционной структуры 5-й главы Онегина
Сюжетный и строфический ритм Сна Татьяны
Сон Татьяны: динамика гармонических ритмоощущений и содержание стиха
Литература
А. Белый. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М., 1929.
А. Белый. О ритмическом жесте // Структура и семиотика художественного текста / Учен. записки Тартусского ун-та. Вы. 515. Тарту. 1981.
А. Белый. Как мы пишем. М., 1989.
В. В. Виноградов. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М., 1963.
М. О. Гершензон. Статьи о Пушкине. Л., 1926.
Я. Д. Гликин. Методы архитектурной гармонии. М., 1979.
О. Н. Гринбаум. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении. СПб., 2000.
А. Ф. Лосев. Миф Число Сущность. М., 1994.
А. Ф. Лосев. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
В. М. Маркович. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» / Болдинские чтения. Горький, 1980.
В. В. Набоков. Комментарий к роману А.А. Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998.
В. С. Непомнящий. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999.
С. Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. М., 1968.
Б. В. Томашевский. О стихе. Л., 1929.
Б. В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., 1990.
П. А. Флоренский. Анализ пространственности и времени в художественно–изобразительных произведениях. М., 1973.
М. И. Цветаева. Искусство при свете совести / А.С. Пушкин: pro et contra. Т.II. СПб., 2000.
Ю. Н. Чумаков. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.
Е. Г. Эткинд. Ритм поэтического произведения как фактор содержания // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.
Текущий рейтинг: