Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Рекомендации по созданию электронных учебных пособий

22.05.2003

Д. В. Аверин, аспирант Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

В журнале МИРС №1 за 2002 год речь шла об общих требованиях к электронному учебному пособию, предъявляемых преподавателями. Сегодня хочется остановиться на более конкретных аспектах создания электронного пособия, таких как целевая группа обучающихся и требования к содержательной части пособия.

Особо отметим, что мы будем рассматривать так называемые "простые" электронные учебные пособия, т.е. такие, которые могут быть созданы самими преподавателями. Такие пособия отличаются от "сложных" в первую очередь тем, что в них могут опускаться многие возможности, присущие электронным изданиям (видео, анимация, трехмерное моделирование) в угоду простоте создания.

Определяя целевую группу, на которую гипотетически может быть рассчитано простое учебное пособие, стоит упомянуть две - школьники и студенты.

Главные особенности школьников как целевой группы связаны с возрастной психологией. Чем младше ученик, тем быстрее он утомляется, тем сложнее ему сосредоточить внимание на каком-то одном предмете. Отсюда вытекает рекомендация: по возможности насыщайте текст пособия эффектами графики, простейшей анимацией, небольшими звуковыми вставками.

Создаваемое электронное учебное пособие может основываться либо на существующем печатном пособии (или учебнике), либо создаваться "с нуля".

Если электронное издание базируется на существующем печатном, то целесообразно подбирать в качестве источников такие, которые:

  • наиболее полно соответствуют действующим образовательным стандартам, имеют грифы Минобразования;
  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов, т. е. жестко структурированы и имеют очевидные контекстные пересечения модулей;
  • содержат большое количество примеров и задач.

Далее следует определиться с тем, будет ли ваше пособие основным учебным материалом для обучаемых или же дополнением к печатному учебнику.

После этого начинается этап проектирования учебного пособия.

Перед тем как начать разработку структуры пособия, ответьте себе на некоторые концептуальные вопросы, от которых в итоге зависит качество вашего издания:

  • каковы ближайшие и отдаленные цели учебной деятельности;
  • какова степень индивидуальности обучения;
  • какова степень самостоятельности обучаемых и, в связи с этим, какие виды обратной связи и меры помощи будут предусмотрены;
  • необходимо ли (и в какой мере) учитывать предысторию обучения.

При создании структуры издания руководствуйтесь несколькими несложными принципами:

  1. Модульность.
  2. Наглядность.
  3. Ветвление

Если ваше учебное пособие подразумевает большой объем самостоятельной работы обучающегося, то дополнительными требованиями к нему являются:

  1. Полнота.
  2. Инструкции. В пособии должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы.
  3. Самопроверка. Обязательными элементами в таком пособии должны являться контрольные задания, глоссарий, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

Перейдем к собственно описанию структурной схемы электронного учебного пособия, которая состоит из двух больших групп элементов.

Первая группа элементов - тексты.

Вторая группа элементов - внетекстовые компоненты.

После того, как вы осмыслили концепцию и структуру создаваемого издания, вы сможете получить в качестве результата:

  • рабочий прототип в виде структурной иерархической схемы типа "дерево";
  • комплект шаблонов информационных блоков и экранных форм;
  • схему гиперссылок, обеспечивающих интерактивность приложения.

Электронное пособие должно содержать:

  1. Введение в дисциплину.
  2. Учебную программу по дисциплине.
  3. Цель и задачи изучения дисциплины.
  4. Оглавление.
  5. Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
  6. Контрольные упражнения (тестирования, задания).
  7. Глоссарий.
  8. Список основной и дополнительной литературы.
  9. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, звание, название организации, рабочий телефон, адрес электронной почты).

После теоретической подготовки можно переходить к созданию собственно пособия. На первом этапе необходимо разработать оглавление.

Затем составьте перечень понятий.

После этого можно приступать к работе над текстом. Все тексты должны быть переработаны в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей. Если вы решили создавать систему контекстной справки (Help), то она должна быть разработана также на этом этапе. После этого вам необходимо будет определить связи между модулями и другие гипертекстовые связи.

Когда эта работа будет закончена, вы получите проект гипертекста для компьютерной реализации.

Текущий рейтинг: