Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Город над Агиделью

11.04.2003

З. Н. Пономарева

    Под горой река струится,
    Серебром живым блестит.
    Над рекой - Уфа-столица,
    Славная Уфа стоит.
    (Песня)

    Сколько бы ни путешествовал, а возьмешь карту - не оторваться! Вот она разбежалась, наша необъятная Родина, по Восточно-Европейской равнине, чуть споткнулась об Уральский хребет и покатилась дальше по просторам Сибири аж до самого Тихого океана. Сумрачные леса и светлые перелески, знойное дыхание степей и влажные мхи болот, голубыми оконцами - озёра, синими венами - труженицы-реки. Зелень равнин то светлеет до желтизны, то набирает изумрудную глубину в низинах, а светло-коричневый цвет возвышенностей густеет, и там, где он гуще всего, белыми пятнышками - снежники и ледники на горах.

    Вы помните, конечно, наши поездки в Великий Новгород и Тверь, в Нижний Новгород и Владимир, Воронеж и Волгоград. А вот чуть дальше за Камой и Волгой - Башкирия. Почему бы нам не отправиться туда, где среди невысоких древних гор и холмов Среднего и Южного Урала заканчивается Европа, где заглядывает европейцу в лицо загадочная Азия, куда простерлись в давние времена интересы России и объединились к общей выгоде такие разные народы?

    - Молодой человек, что вы знаете о Башкирии?

    - Столица Уфа. Нефть. Нефтепровод.

    - А вы, девушка?

    - Кажется, Юрий Шевчук из Уфы? И Земфира!

    - А тебе, бабушка, что приходит первым в голову, когда слышишь о Башкирии?

    - Башкирский мед, конечно.

    Сладкое слово сказано. Башкирский мед, целебный бальзам, производное от уникального сочетания диких трав-медоносов и каких-то особых башкирских пчел! Здесь родниковые воды, соляные пещеры, здесь на маленьких лошадках стойкой башкирской породы можно отправиться в долгий неспешный путь, вдыхая животворящий воздух предгорий… Надо ехать в Уфу!

    Кстати, Рудольф Нуриев - он из Уфы или Казани? Кажется, он башкир. Или татарин?..

    Дороги по изумрудным холмам идеально гладки, чистый воздух напоен ароматами цветов, и то там, то тут, слева и справа от дороги, по одной - по две-три, как забавные длинноносые существа, стоят "качалки", бесшумно поднимают-опускают "хоботы": качают нефть. В густой траве не видать никаких трубопроводов, нет, кажется, нигде и людей. Дорога спускается в заболоченную низменность и остается все такой же ровной и гладкой. Чувствуется, что есть здесь хозяин, а у хозяина есть деньги и он умеет ими распорядиться. Можно сказать, что деньги он из-под земли достает!

    И правда, еще из школьного курса географии мы знаем о Волго-Уральской нефтегазоносной области и богатстве недр Башкирии. Первый нефтяной фонтан забил здесь в мае 1932 г., определив тем самым будущее благополучие Уфы и республики в целом.

    Начало научному, промышленному и культурному расцвету Башкирии было положено, как ни дико это звучит, в годы Великой Отечественной войны: в 1941-1942 гг. в Уфу были эвакуированы свыше 40 промышленных предприятий, АН Украинской ССР, вузы, театры. Более 100 тысяч эвакуированных приняла Уфа при собственном населении 250 тысяч человек… Низкий поклон всем тем, кто не на словах, а на деле проявил и советский интернационализм, и христианское милосердие, и мусульманское благородство.

    О прочном и давнем благосостоянии республики говорят и добротные сельские дома, и возделанные поля, и особенно, конечно, столица.

    Как все провинциальные города, Уфа начинается незаметно. Сохранившая свое историческое лицо, с годами она украсилась классикой и модерном, постмодерном и эклектикой, стилем а-ля рюс и стилем а-ля башкир… Легко дышится на широких улицах и проспектах, где зеленые газоны и яркость клумб, где тенистые обширные парки и танцующие журавли купаются в фонтане… Пешком Уфу от окраины до окраины не пройдешь: она вытянулась с юго-запада на северо-восток на 50 км, вобрав в себя леса и утопая в зелени лип и тополей летом, в белых снегах зимой.

    Исторический центр привлекает архитектурой каменных зданий ХIХ и ХХ веков: духовной семинарии (сейчас Министерство внешних связей и торговли РБ), Дворянского собрания, где когда-то пел Ф. Шаляпин (ныне Институт искусств), Городской Думы (ныне Министерства внутренних дел республики), Историко-краеведческого музея, Башкирского государственного театра оперы и балета.

    Можно сказать, что в начале третьего тысячелетия Уфа представляет собой очень толерантный к вопросам веры город: здесь действуют 6 православных и 5 мусульманских храмов. Среди типовых городских многоэтажек умиляет своей кроткой несуетностью бело-голубой Свято-Успенский мужской монастырь. Так же невысока и скромна Соборная мечеть, бело-зеленая среди зелени летних и белизны зимних аллей. Зато современность и яркая красота новой соборной мечети "Ляля-Тюльпан" (1998 г.) поражает каждого: минареты с золочеными полумесяцами, подобные нераскрывшимся бутонам, видны издалека (53 м высотой). Тюльпан - это цветок надежды и возрождения. Именно такова идея архитектурного ансамбля мечети.

    Удивительно гармонично Уфа вписывается в окружающий ландшафт. Над рекой Белой взлетел на коне и остановился навеки Салават Юлаев, словно замер, восхищенный красотой заречных далей - густых лесов, чистых озер, широких полей:

      Взлетел батыр и встал над ширью вод,
      На берегу скалистой Агидели,
      Он держит на плечах небесный свод,
      Пред ним ковер степей родных расстелен…
      (Рашит Шакур)

    Кстати, оказывается, Салават Юлаев - первый из известных нам исполнителей народного башкирского эпоса: как правило, устное народное творчество башкир затеряно в веках, и только с начала XIX века его стали записывать и публиковать, и преимущественно русские ученые.

    Со времени основания в 1574 году отрядом русских стрельцов Уфа представляла собой типичный русский средневековый город с деревянной крепостью-кремлем и предместьями-посадами, а с середины XVIII века потеряла свое стратегическое значение: русские границы продвинулись далеко на юго-восток. Не было бы счастья - да несчастье помогло: крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов способствовала проведению государственной административной реформы, и Уфа получила статус губернского города, резиденции генерал-губернатора. Тогда власти решили использовать официальные исламские институты в государственных интересах, чтобы умиротворить башкир, показать пример веротерпимости Русского государства, подвинувшегося в это время в Среднюю Азию и Казахстан. Указом Екатерины II в 1788 году в Уфе было создано Оренбургское Духовное собрание мусульман Внутренней России и Сибири.

    На судьбу Уфы последующего периода наибольшее влияние оказали открытие регулярного судоходства по реке Белой (70-е гг. XIX в.) и проведение через нее Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороги (1888-1892 гг.). В связи с этим в городе появились паровые мельницы, лесопильные заводы, железнодорожные ремонтные мастерские.

    Вот как описывается Уфа конца XIX века: "Город был тогда... тихий, задумчивый, ласковый. Тянулись улицы, заросшие травой, и было видно поле, куда выходили они. А на улице домики одноэтажные, реже двухэтажные, с садами и садиками, где пышно росла сирень, жасмины, георгины, - низенькие домики с окнами, запиравшимися на ночь ставнями с железными болтами. Посреди города разлеглась площадь - огромная, в небазарные дни пустынная, немощеная... Город обтекала чудесная Белая с голубоватой прозрачной водой, самая радостная река, какую я видел в России, и с другой стороны текла, вливаясь в Белую, сумрачная Уфимка..."

    История Башкирии и Уфы гораздо короче пути, пройденного башкирским народом. Его происхождение вызывает споры, но бесспорно одно - народ этот явился на Уральско-Волжскую землю в незапамятные времена откуда-то с Алтая и явил собой наглядный пример слияния различных племен и народов.

    Сами башкиры называют себя башкорт (отсюда, кстати, и современное название республики - Башкортостан). Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово "башкорт" этимологизируется как "волк-вожак", "волк-предводитель".

    С X века из Волжско-Камской Болгарии в Башкирию начинает проникать ислам.

    Срединное положение Башкирии - меж азиатскими ханствами и Русью - было и выгодным, и чреватым войнами, набегами, поборами со всех сторон. С завоеванием в 1552 году Русским государством Казанского ханства часть башкир стала свободной, однако ногайские и сибирские ханы не собирались давать башкирам самостоятельность. Когда царь Иван IV предложил помощь Русского государства, в Москву отправились башкирские послы, получившие там царские жалованные грамоты с условиями вхождения башкир в состав России. Башкирам гарантировали защиту от внешних врагов; сохраняли занимаемые ими земли; обещали не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру, не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества. Власть на местах осталась в руках местной знати. Очень современный, прямо скажем, взгляд на протекторат, суверенитет и взаимные права и обязательства! В свою очередь, башкиры признавали себя подданными русского царя и обязались нести военную службу и вносить в казну налог (ясак) медом и пушниной.

    Положительные перемены не замедлили сказаться: в крае прекратилась феодальная междоусобица, стала бурно расти численность населения, начало развиваться сельское хозяйство, ремесла, торговля. внуков и правнуков.

    Башкирия не забывает своих великих земляков.

    Там, где липовая аллея упирается в квартал современных многоэтажных домов, на улице Благоева примостился небольшой деревянный дом, словно перенесенный из XVIII столетия. Здесь семья Аксаковых жила с 1795 по 1797 год, здесь прошло детство Сережи Аксакова, автора книги "Детские годы Багрова-внука".

    В этом доме идет жизнь: организуются выставки художников, ежегодно проводятся Аксаковские дни, научные чтения, выставки, литературно-музыкальные вечера, камерные концерты старинной и классической музыки, праздники масленицы и рождества. Причем и детям, и взрослым кажется вполне естественным, что в традиционные славянские праздники весьма органично вплетаются тюркские элементы.

    Если вы не знали этого раньше, то приятным открытием окажется связь Уфы и замечательного русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Он родился в Уфе 19 мая 1863 года, отсюда уехал учиться в Москву, сюда не раз приезжал, навсегда очарованный уральской природой. В 1913 году художник подарил родному городу более 100 полотен - И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, И. Шишкина, К. Коровина, М. Врубеля, А. Головина, в том числе 30 своих картин, что стало основой открывшегося в январе 1920 г. Уфимского пролетарского художественного музея.

    Если имя Давида Бурлюка, бунтаря-новатора и современника Владимира Маяковского, знакомо сейчас уже немногим, то Василий Иванович Чапаев по-прежнему в живой памяти народа. 9 февраля 2002 года исполнилось 115 лет со дня рождения легендарного комдива (1887-1919). Для старшего поколения с именем Чапая связано героическое освобождение Уфы от белогвардейцев и знаменитый фильм братьев Васильевых. А молодежи, судя по российскому Интернету, он больше известен как герой самых популярных анекдотов. Вот уж, действительно, - от великого до смешного…

    Песни в Уфе звучат старые и новые, русские, башкирские и татарские, высокая классика и поп-безделки. Музыкой пронизана вся эта земля. С Уфой связан короткий период жизни Ф.И. Шаляпина, поскольку здесь началась его профессиональная творческая деятельность: по первому контракту в составе оперной труппы семнадцатилетний Шаляпин гастролировал в Уфе (1890-1891). Фондом культуры Республики Башкортостан проводятся ежегодные Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премии и стипендии им. Ф.И. Шаляпина для солистов оперы и студентов вокального отделения Института искусств.

    Молодая Уфа сегодня поет другие песни. Куда ни пойдешь, обязательно услышишь голос Земфиры. Ни на кого не похожая, она приобрела статус самой интересной и противоречивой фигуры сегодняшнего шоу-бизнеса, в день ее 24-летия вице-премьер Башкирии М. Ишмуратов в Доме правительства вручил ей орден и государственную молодежную премию в области культуры, а в качестве подарка от правительства - снегоход "Русь".

    Кто поет песни Земфиры, кто - Шевчука. Юрий Шевчук - русский рок-певец, татарин с украинской фамилией. Гитарная эпоха началась для Юры в Уфе.

    Сейчас Юрий живет в Петербурге, но к своим уфимским друзьям и учителям относится очень тепло, и его гастрольные маршруты нет-нет да и пролягут через родной город.

    Родной была Уфа и для знаменитого балетного танцовщика, русского гения со всемирной славой, Рудольфа Нуриева. Рудольфу от рождения судьбой было предопределено скитаться по белу свету.

    Современная Уфа одновременно спокойная и динамичная, и какая-то очень молодая. Ее университет основан в 1957 году, но уже дал несколько научных школ и ученых с мировым именем.

    Здесь очень хорошо летним вечером. Зажигаются огни филармонии, цирка. Приглашают афиши 6 театров: Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури, Республиканский академический русский театр драмы, Башкирский государственный театр оперы и балета, Национальный молодежный театр, Уфимский татарский театр "Нур", Башкирский государственный театр кукол. Ипподром "Акбузат", носящий имя мифического крылатого коня из башкирского народного эпоса, входит в число самых крупных в стране.

    О прошлом этой земли рассказывает Музей археологии и этнографии, открытый в декабре 1980 года. Предметом гордости музея с конца 80-х годов является коллекция ювелирных украшений сарматской эпохи из знаменитых Филипповских курганов, а также метеорит "Стерлитамакский". Здесь, в тайниках курганов, были обнаружены фигуры оленей, отделанные золотым листом, золотая и серебряная посуда, женские украшения, оружие, конское снаряжение... За 5 лет у деревни Филипповка археологи раскопали 17 курганов, из которых извлекли 600 золотых предметов. Коллекцию сарматского золота видели в Швеции, Милане, Нью-Йорке.

    ...Более четырехсот лет стоит Уфа на высоком берегу реки Белой (Агидели). По ее улицам и набережным ходят те, в ком Уфа видит залог своей долгой счастливой жизни. Пусть сбываются мечты людей, пусть живут и расцветают города.

      Цвети, мой город, восхищая нас
      Своей высокой, новой красотою,
      Чтоб тот, кто посетит тебя хоть раз,
      Мечтал опять увидеться с тобою!
      (Акрам Вали)

    Основную роль в промышленности Уфы играет машиностроение, специализированное на производстве неметаллоемких сложных и точных машин и оборудования - авиационных двигателей, моторов для легковых машин, снегоходов, кабеля, электроламп, электронных АТС, геофизических приборов и др. Индустриальное лицо города определяют также нефтеперерабатывающие, нефтехимические и химические предприятия. В Уфе немало предприятий легкой и пищевой промышленности.

    Летом 1574 г. на высоком правом берегу Агидели была заложена крепость "Уфа". Название дано, вероятно, от древнетюркского слова "уфак" - "малый".

    Население Уфы составляет более 1 млн. 100 тыс. жителей. По национальному составу наиболее крупные группы составляют русские (55,5%), башкиры (10,7%), татары (27,9%).

    В 1922 г. Уфа стала столицей первой в России и самой крупной национальной республики - Башкирской АССР. В 1980 г. Уфа стала городом с миллионным населением, поэтому теперь здесь строится метро.

    Башкортостан - один из наиболее благоприятных в России природных районов для туризма и отдыха. Неслучайно его называют второй Швейцарией. Уфимское бюро путешествий и экскурсий ("Баштур") обслуживает туристов, организуя поездки по тридцати турмаршрутам (пешие, водные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелеопоходы) на территории республики, в том числе на два всероссийских (конно-верховой по Зауралью Башкортостана и по реке Белой на надувных резиновых плотах), теплоходные маршруты от Уфы до Москвы, Твери, Астрахани, Нижнего Новгорода, Казани. Ростова-на-Дону, авиамаршруты из Уфы в Турцию, ОАЭ, Грецию, на Кипр и в города СНГ.

    Текущий рейтинг: