Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Размышление об электронных учебниках

11.04.2003

Д. В. Аверин

Дмитрий Вячеславович Аверин, аспирант Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.

С каждым годом компьютер все ощутимее вторгается в нашу жизнь. И не в последнюю очередь это относится к образованию и работающим в этой сфере людям. И если мы сегодня не начнем вплотную заниматься новейшими технологиями в образовании, то завтра мы можем обнаружить, что отстали от западного мира и в этой области тоже.

Естественным образом напрашивается вопрос: неужели компьютерные технологии настолько эффективны, что, используя их, можно так резко повысить качество обучения? Судите сами:

1. Компьютерные технологии позволяют внедрять в текст учебного пособия не только статичные картинки, как в традиционных печатных изданиях, но использовать звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели.

2. Компьютерные технологии позволяют заинтересовать ученика изучаемым предметом. Для сегодняшних молодых людей компьютер и все, что с ним связано, все больше становится естественным жизненным фоном. Постепенно начинает формироваться новая эстетика, берущая свое начало в оформлении компьютерных программ; работа с компьютером (а тем более — игра на нем) уже не является чем-то из ряда вон выходящим, скорее наоборот. Поэтому вполне естественно, что преподаватель, использующий в процессе обучения компьютер (и чем больше, тем лучше), воспринимается учениками как более близкий, более современный человек. Что, в свою очередь, также сказывается на скорости установления межличностных отношений, а значит — и на эффективности обучения.

Кроме того, если мы посмотрим на сами электронные издания, то увидим, что благодаря технологии гипертекста (т. е. перекрестным ссылкам, которыми может быть пронизано все издание и которые устанавливаются автором), а также возможности поиска практически по любому слову каждое электронное учебное пособие потенциально является справочником. Создав, скажем, пособие по истории, автор одновременно создает и справочник по этой дисциплине. Причем справочник дидактического характера. А это значит, что при подготовке к уроку (зачету, экзамену) ученик, ища необходимые сведения, одновременно будет читать составленный текст, несущий дидактическую нагрузку. Таким образом, даже не проявляя рвения к учебе, обучаемый будет исподволь запоминать сведения, изложенные в учебнике.

3. Компьютерные технологии позволяют преподавателю, один раз грамотно создав свой учебник, постоянно обновлять и пополнять его без дополнительных временных и материальных затрат. Кроме того, автор может в своем издании дать ссылки на дополнительную информацию, находящуюся в сети Интернет. При этом, учитывая популярность Интернета среди сегодняшней молодежи, эти ссылки могут быть действительно использованы.

Итак, рассмотрев все те положительные моменты, которые предоставляет преподавателю электронное учебное пособие, остановимся на вопросах, обсуждаемых наиболее интенсивно в публикациях, посвященных проблемам использования таких изданий.

Главный вопрос — должно ли электронное пособие заменять учителя? Скорее, оно должно быть эффективным помощником, который бы автоматизировал наиболее трудоемкие и рутинные элементы преподавательской деятельности, разгружал преподавателя и помогал ему сосредоточиться на индивидуальной и более творческой работе — отвечать на "каверзные" вопросы активных учеников, пытаться "расшевелить", "подтянуть" слабых и пассивных. Пособие должно быть еще одним педагогическим инструментом, с помощью которого преподаватель может сделать занятие более интересным, динамичным и, как следствие, помочь ученикам быстрее и глубже усвоить курс.

В качестве такого инструмента электронное пособие может использоваться в паре с традиционным печатным учебником. В этом случае пособие играет роль дополнительного источника информации, в котором справочные материалы и документы строго привязаны к изучаемой теме и при этом легко доступны и который позволяет создать у студента более объемное представление об изучаемом явлении, проследить междисциплинарные связи.

Отсюда вытекает и еще один важный вопрос: должно ли электронное пособие служить инструментом интенсивного или регулярного обучения? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, поскольку выбор той или иной формы подачи материала зависит прежде всего от того, на какую аудиторию рассчитывают авторы и издатели. Затрону лишь один очевидный момент: сегодняшние компьютеры не способствуют продолжительным занятиям за ними. Ведь если с книгой и конспектом ученик, готовящийся к экзамену, вполне способен продуктивно заниматься по 8-10 часов в день, то проводить столько времени перед экраном монитора категорически недопустимо. Поэтому, скорее всего, электронное пособие лучше готовить таким образом, чтобы оно служило дополнительным источником информации, к которому ученики обращались бы после изучения курса традиционным способом (или во время изучения курса, но именно как к дополнительному источнику).

В заключение хочется сказать несколько слов о тех требованиях, которые предъявляют к электронным пособиям преподаватели. Безусловно, все эти требования могут быть оспорены и не являются истиной в последней инстанции, однако, как мне кажется, стоит прислушаться к ним при создании нового электронного издания. Итак:

— одним из наиболее важных требований для создания полноценного электронного пособия является отказ от переноса в мультимедийную форму какого-либо одного, уже готового, полиграфического издания. Желательно, чтобы материалы пособия если не писались заново, то хотя бы тщательно обрабатывались с учетом требований, предъявляемых к такого рода изданиям, а также с учетом того, что пособие может быть использовано в качестве дополнительного источника информации;

— безусловным отличием электронного пособия от традиционного должна быть поисковая система, а также использование возможностей гипертекста для постепенного ввода новых понятий и терминов. Также желательно использовать возможность обновления информации и связи с различными Internet-ресурсами, предоставляющими дополнительную информацию по темам, освещаемым в пособии. Так, например, уже сегодня через Internet можно провести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе (www.telescope.org), поуправлять реактором атомной станции (и понаблюдать за последствиями) (www.ida.liu.se/~her/npp/demo.html) или препарировать виртуальную лягушку (http://curry.edschool.virginia.edu/ go/frog/menu.html). Как о перспективе недалекого будущего можно говорить о "виртуальных" on-line лабораториях, в которых желающие смогут проводить учебные эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании;

— еще одним важным фактором при оценке электронных учебных пособий преподаватели называют их междисциплинарность и энциклопедичность. Такой характер подачи материала позволяет преподавателю насытить занятие интересной информацией, а студенту — более полно изучить материал;

— в электронных пособиях должна присутствовать разветвленная система контроля знаний. При этом желательным является использование этой системы не только для итоговой проверки знаний по всему курсу, но и для контроля знаний по разделам. Кроме того, наполнение тестовых систем должно быть как можно более богатым и как можно полнее использовать возможности компьютера;

— наконец, электронное пособие должно быть рассчитано на использование в локальной сети.

Безусловно, не все, что здесь сказано, можно использовать при создании электронного учебного пособия своими силами. Однако, чтобы достичь более или менее приемлемого результата, нужно стремиться к идеалу.

Текущий рейтинг: