Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Письмо как личный продукт в виртуальной среде

11.04.2003

С. Гридышко, А. Девкин

Сергей Гридышко, Александр Девкин, Минск.

Доклад, прочитанный на Международной научно-практической конференции "Традиционные и новаторские технологии в обучении русскому языку как иностранному".

Перевод с английского М. Жлудневой.

Электронные коммуникации установили новые формы взаимодействия. И хотя "виртуальное общение", по-видимому, более ограничено и менее богато, оно также привносит новые возможности и новые проблемы.

Преподаватели, имеющие дело с компьютерным обеспечением при обучении языку (CALL: Computer-Assisted Language Learning), рано или поздно осознают особую специфику учебного процесса в компьютерном классе с 5-10 машинами. Достаточно много времени на ваших on-line занятиях по языку будет уделяться задачам неизбежно индивидуальным и машинописным. Составление глоссариев, выполнение грамматических и лексических упражнений, обработка и сжатие текста — все виды серьезной устной и письменной работы выполняются индивидуально. Может создаться впечатление, что компьютер заставляет ваших студентов работать в изоляции. Это прямо как в деревне, где каждый трудится только на своем участке. Однако студенты, умеющие работать на компьютере, полностью ощущают себя звеном в огромном механизме. Их желание поделиться опытом искреннее и становится мотивирующим фактором для совместной работы в виртуальной среде.

Мы хотели бы обратить ваше внимание на два подхода — "локальный" и "глобальный" — к использованию рабочих программ и связанных с ними ресурсов.

1) Чат (ICHAT) — программа общения в условиях реального времени для использования в классе.

2) ICQ — программа для повышения интернациональной/групповой коммуникативной компетенции студентов.

3) Личные страницы — особая форма стимуляции творческого подхода студентов в новом жанре письменной работы.

  1. ICHAT (чат)

    Существует много способов использования ICHAT, но для удобства разделим их на два основных типа: ситуации, которые обычно называют работа в классе (classroom mode), и самостоятельная работа (self-access mode). При работе в классе стимулирующие материалы (например, очень короткие истории для начала беседы в чате или вводные темы) выбираются преподавателем. При самостоятельной работе учащиеся выбирают тему сами и работают с ней так, как им это удобно. ледует подчеркнуть, что различие, приведенное здесь, зависит преимущественно от степени контроля преподавателем, нежели от физического месторасположения или количества задействованных учащихся.

    Работа в парах или группах с ICHAT — это не только способ достойного использования дорогих ресурсов, это также приятная работа и во многих случаях более плодотворная, нежели индивидуальное самообучение.

    Использование ICHAT при работе в классе

    Начнем с того, что ICHAT можно использовать как средство для общения вашего класса вечерами по пятницам или в конце семестра с некоторыми текстами (вводными темами, ключами и т. д.), подготовленными заранее, для того чтобы провоцировать коммуникацию. ICHAT является серьезной и интеллектуально стимулирующей языковое обучение деятельностью, которую вы рано или поздно захотите интегрировать в основной поток вашего учебного плана. Чтобы сделать это, вам понадобится поразмыслить о выборе текстов и тем для обсуждения, подготовительных мероприятиях и материалах, которые вы будете использовать, чтобы помочь вашим учащимся, и при руководстве на уроках.
     

    Формирование групп

    Вероятно, вы сочтете, что физические факторы, особенно размер, качество экранов мониторов и расположение мебели, очень важны для определения оптимального числа учащихся в каждой группе. Каждый учащийся должен быть способен читать с экрана и без труда доставать до клавиатуры рукой. Если эти условия не выполняются, учащиеся с периферии будут ощущать себя лишними и через некоторое время потеряют интерес к занятию. На практике это обычно означает, что максимально эффективный размер группы — 5 человек: один за клавиатурой ("рулевой") и по двое с каждой стороны.
     

    Руководство деятельностью

    Если учащиеся работают в группах, поощряйте их занимать очередь на место рулевого. Одно из преимуществ программы ICHAT заключается в том, что она заставляет учащихся разрабатывать собственные стратегии решения тех или иных проблем. Особую ценность представляет необходимость учиться тому, как корректно вступить в чат, как не упустить суть беседы, как элегантно выйти из чата.

    Старайтесь ограничить свое вмешательство простыми намеками, как, например: "Вы проверили это слово?" или просто: "Орфография". Орфография, между прочим, частый источник трудностей, и ICHAT обнаружит слабые места, имеющиеся у учеников в этом отношении.

    Спустя некоторое время, когда вы и ваши ученики уже уверенно будете использовать ICHAT, вы, вероятно, обнаружите, что действие происходит как бы само по себе и в вашем вмешательстве нет необходимости.

  2. ICQ

    Что такое ICQ (в русском компьютерном сленге — "Аська") и почему все говорят о ней?

    ICQ — это программный пакет, который позволяет пользователю (учителю) увидеть, когда его собеседники (студенты) работают on-line, и связаться с ними либо в диалоге, либо отправив послание. Чтобы работать с ICQ, в вашем компьютерном классе должен быть доступ к Интернету. Это обеспечивает общение в условиях реального времени и позволяет пользователям реально разговаривать друг с другом. Студентов пленяет столь простой способ общения с миром. Однажды открыв это для себя, они втягиваются очень быстро.

    Итак, ICQ (I Seek You, по-русски: "я ищу тебя") — это программа всемирной Сети, которая позволяет вам найти друзей и общаться с ними в условиях реального времени (on-line). Вы можете создать список ваших контактов, включающий только тех людей, которые вам интересны, вы можете посылать им письма, общаться с ними в чате (как в классе, так и индивидуально), посылать файлы.

    Однако тут могут возникнуть трудности в организации групповой работы в сети, с технической стороной связи и при организации расписания для общения в чате. Здесь важную роль будет играть тщательное планирование деятельности со стороны преподавателя, который должен продумать наилучший вариант групповой или индивидуальной работы в Сети для каждой сессии в рамках своего расписания .
     

    WEB PAGES (Электронные страницы)

    Web-страницы предоставляют возможность скорее для творческого самовыражения ваших студентов, нежели для их взаимного общения. Они могут представить здесь свои фотографии, любимую графику, тексты, могут поделиться своими интересами и контактами. Домашняя страница — это вариант электронного "себя". Это делает домашние страницы исключительно ценными для изучения организации информации на иностранном языке. Довольно широкие ресурсы HTML (the Hypertext Markup Language) все же ограничены, и не только контролем автора. С точки зрения преподавателя языка, ценной является возможность обучения нормам как структуры, так и глагольных форм таких сообщений.
     

    Подытожим. Письмо в виртуальной среде — сложная и мотивирующая деятельность, которая может принимать различные формы и основывается на различных программных пакетах. Преподаватели могут начать с ICHAT внутри локальной сети, а когда студенты уже обретут некоторый опыт (при условии, что у вас есть доступ к Сети), возможности ICQ и домашних Web-страничек могут быть использованы для совершенствования коммуникативной компетенции ваших студентов. Вероятно, регулярная работа с программами, описанными выше, ознаменует переход от обучения, центральным звеном которого является преподаватель, к обучению, в центре которого стоит студент.

Текущий рейтинг: