05.12.2002
Г. В. Колосницина, В. В. Молчановский
1719 октября 2001 г. в Москве в одном из павильонов Всероссийского выставочного центра состоялась очередная Международная выставка «Мир без границ». В рамках этой выставки Секция современных технологий обучения РОПРЯЛ, Центр международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина организовали заседание Круглого стола «Современные технологии обучения языкам».
Профессор Г. В. Колосницына в своем докладе «Перспективы развития новых технологий обучения» обобщила основное методическое содержание выступлений участников Круглого стола.
Понятие «технология» в системе образования в настоящее время претерпевает значительные изменения. Превалирует глобальный подход, когда «технология» определяется как «специально организованная область знаний о способах и процедурах оптимизации образования человека».
В то же время, благодаря компьютеризации обучения, развитию новых коммуникативных средств, само понятие «технология» приобретает весьма конкретное, практическое значение. В настоящее время перед методикой обучения стоит непростая задача: реализация новых технологий обучения с помощью средств мультимедиа, новых телекоммуникационных средств и связей, аудио- и видеоматериалов.
Появились интересные электронные учебники для русских учащихся (автор доц. РУДН О. И. Руденко-Моргун). В РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина разработана интересная компьютерная программа на основе гипертекстовой технологии обучения иностранным языкам (автор зав. кафедрой РКИ О. В. Константинова).
При этом мы, конечно, не забываем и об основном инструменте обучения книге. Сам учебник претерпевает существенные изменения и здесь вопросов больше, чем ответов. Например, каково должно быть оптимальное соотношение символьного и дискурсивно-вербального способов? Или другой вопрос: должна ли меняться вся модель обучения при внедрении компьютерных курсов? Как конкретно должен изменяться сам учебный процесс? и т. д.
Новые технологии обучения, о которых здесь пойдет речь, можно отнести к мультисенсорным системам обучения, так как они предполагают широкое воздействие на органы чувств человека. Эти технологии обеспечивают многоканальность поступления информации и в то же время целостность ее восприятия.
Как утверждают психологи, «науку все больше привлекает "живое знание". Эти слова можно прямо отнести к биоадекватным учебникам. С детства знакомые природные образы играют роль «транспортных средств» доставки информации. Эта информация переходит в ассоциативную память по каналам, естественным для всего живого. Она хранится и легко извлекается благодаря онтологическим, целостным образам.
Природные образы рассматриваются как инструментарий для обучения и в созданной нами в ЦМО МГУ ритмико-динамической технологии. Максимальное воздействие на органы чувств осуществляется благодаря тесной связи речевых ритмов с музыкальными и природными ритмами.
На первичном (образном) уровне мышления в сознании учащегося складывается звучащий речевой образ (шорох листвы, журчание ручья, порыв ветра). Возникновению образа способствуют фоносемантические особенности звучащей речи, точные ритмоформулы, эмоциональный тип интонации. Вербальные и невербальные элементы как бы входят друг в друга, образуя единое поле общения.
Разработанная нами мультисенсорная технология обучения нашла свою реализацию в Интенсивном курсе РКИ (начальный этап обучения) и в культурологическом курсе русского языка. Этот курс представлен здесь в четырех книгах учебного комплекса «Ритмы России».
Но! Если вы спросите авторов и этого учебного комплекса, и авторов биоадекватных учебников, то убедитесь, что все они (тайно или явно) мечтают о реализации своих идей с помощью интерактивного экрана, с помощью средств мультимедиа.
Уверена, что не отказалась бы от таких технических средств и И. М. Румянцева (РАН). Ею была разработана целая база тонких обучающих технологий развития личности, которые отвечают главному требованию соответствию самой природе человека. Интенсивная система обучения, созданная ею, позволяет людям активно овладеть иностранным языком (РКИ, английский язык, хинди) в предельно сжатые сроки (7 недель, 100 академических часов) в той степени свободы, как если бы это был их родной язык. Это первое исследование, в котором автор на практике успешно реализует идею групповой психотерапии и психокоррекции в обучении. Инструментарием обучения служат онтологические образы, знакомые состояния, естественные для каждого человека.
Когда речь идет об интенсивном групповом обучении, постоянно, и можно сказать тревожно, звучит тема индивидуализации обучения, соотношения группового и индивидуального и даже шире общества и отдельного индивида.
Продолжаются исследования, выявляющие когнитивные стили (карта стилей Инги Мангус содержит 18 различных когнитивных стилей). В соответствии с этими стилями проводится классификация стратегий обучения. И это, конечно, сложнейшая проблема, с которой мы сталкиваемся при попытке создания самоучителей иностранного языка, материалов для самостоятельной работы учащегося. При использовании компьютера это проблемы дистанционного обучения.
Возвращаясь и обращаясь к перспективам развития новых технологий, хотелось бы отметить интереснейшие исследования Тверской школы. Представитель этой школы О. Ф. Васильева выдвигает тезис о невозможности обучения готовому пониманию как таковому («перенесение готовых знаний из одной головы в другую») и раскрывает реальные возможности обучения такой деятельности, когда индивид (на другом конце коммуникации) уже сам может строить эти знания. Ею получены убедительные экспериментальные результаты, доказывающие возможность формирования у иностранных студентов готовности к пониманию и значащему переживанию смыслов русского художественного текста. И что особенно важно эти смыслы глубоки и сугубо индивидуальны.
Говоря о новых технологиях обучения языкам, мы имеем в виду, что наряду с эффективностью приемов, предлагаемых этими технологиями, наиболее существенным параметром является их воспроизводимость. И с этим связан процесс распространения образовательных технологий. Любой методист стремится к распространению своей разработки не только как некоторой привлекательной для него, разработчика, идеи, но и как некоторого вполне материализованного продукта. Это нормально и закономерно. Чем больше сторонников, пользователей у предлагаемой системы средств, приемов обучения, тем больше продуктов можно производить, продавать и пр. (книги, аудио-, видеокурсы, компьютерные программы и пр.).
Наиболее очевидные меры преодоления барьера между новыми технологиями обучения и преподавателем, а значит и реальной массовой педагогической практикой, меры достижения взаимной адекватности новых технологий и содержания профессиональной компетенции преподавателя-практика сводятся к следующему:
Коррекция авторской позиции. Обеспечение доступности разрабатываемых методических систем для преподавателей-практиков. Наличие прямых, внятных, лаконичных, привлекательных инструкций по применению всего комплекса приемов, предлагаемых новой технологией, характеристик ожидаемого учебного результата и его преимуществ в сравнении с традиционными.
Коррекция издательской позиции. Возобновление в более широком плане издательских усилий по обеспечению преподавателей методической литературой. Огромный голод в этой литературе ощущаем мы все. Издатели не хотят этим заниматься, считая такого рода издания убыточными.
Коррекция содержания и направленности профессионального обучения преподавателей в системе непрерывного профессионального образования от вуза до ФПК. Ведь на самом деле основой профессионализма преподавателя является не механическая сумма предметных компетенций по дисциплинам университетского курса: лингвистической, педагогической, психологической, методической. Готовность к решению практических задач в постоянно меняющихся условиях обучения русскому языку иностранных учащихся, гибкость в выборе и использовании адекватных ситуации приемов и средств обучения, способность адаптироваться к индивидуальным и национальным особенностям все новых и новых категорий учащихся перечисленные параметры профессиональной готовности являются свойствами сформированного профессионально-педагогического сознания.
Текущий рейтинг: