Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Риторика и риторическая культура: как они восстанавливаются в России?

03.12.2002

В. И. Аннушкин

Почему риторика возрождается в России? В чем причина огромного интереса и внимания к ней со стороны не только филологов-русистов, но и ученых и педагогов разных специальностей? Почему так важно современному человеку владеть искусством речи?

Обо всем этом я беседую с председателем Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики Владимиром Ивановичем Аннушкиным.

— В. И., все-таки уточним: что такое риторика?

— Прежде всего риторика — теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Риторика, формирующая норму и стиль жизни, важна потому, что речь — инструмент управления и организации любых социальных и производственных процессов.

— Как в риторике объясняется понятие «речь»?

— Речь начинается с замысла, как «богатство языка есть богатство мыслей» (Н. М. Карамзин). Вот почему учитель Пушкина Н. Ф. Кошанский определял риторику как науку «мыслить» и показывал вслед за Ломоносовым способы изобретения идей и развития содержания речи. Можно ли научить мыслить и преподать некоторые способы создания замысла речи? Как раз об этом толкует первая часть риторического учения — изобретение идей.

— А можно ли определить риторику как искусство убеждения?

— Это определение я бы назвал недостаточным, хотя Аристотель определял риторику как «искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Ни одно из качеств речи, которые ученые подбирают в определениях к риторике, не исчерпывает необходимых требований к речи. Когда говорят об убедительности, то надо соотнести ее с нравственностью; украшенная речь часто вызывает недоверие, поэтому трудно найти подлинную красоту. Я бы определил риторику как учение о совершенной речи, чтобы сказать о речевом идеале, который, по мысли Цицерона, все-таки недостижим ни в одном конкретном ораторе.

— А как риторика соотносится с педагогикой?

— Непосредственно. Риторика — учение о речевом воспитании личности. Воспитать человека — это значит воспитать его речь, научить общаться, выражать мысли и чувства. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, его мировоззрения, знаний, жизненной позиции, способности защищать свои взгляды словом.

— Но все-таки как риторика соотносится с историей и современностью?

— Риторика в европейской культуре — искусство совершенной речи, которое всегда считалось «общим» и необходимым для всех образованных людей. Риторика и в России рассматривалась как «царица наук и художеств», потому что чем бы люди ни занимались, они должны владеть уместным, убедительным, увлекательным словом. Впрочем, всегда было ясно, что искусство убеждения опасно: оно — меч обоюдоострый, поскольку даром убеждения может воспользоваться и честный человек, и бесчестный. Поэтому подлинное красноречие надо основать на образованности и нравственной безупречности.

— Если риторика так важна, объясните, пожалуйста, почему ее не было доселе?

— Риторика как учение о реальной общественно-языковой практике регламентирует формы пользования публичной речью: политической, судебной, церковной, академической и прочими. Совокупность идеологии и языка дает стиль общественной жизни. Из анализа учебников риторики и словесности выяснилось, что каждые 60-70 лет в русской истории и филологии меняется стиль жизни и стиль общественной речи. Иначе говоря, каждые 60-70 лет в России происходят общественно-идеологическая и «риторическая» революции, требующие создания новых филологических дисциплин.

Сегодня мы вновь «счастливы» тем, что «посетили сей мир в его минуты роковые», когда делаются новые история, идеология, язык, стиль общественных поступков.

— Не хотите ли Вы сказать, что у власти всегда стоит «оратор»?

— Именно так. И приходят к власти, и сохраняют ее именно с помощью речи. К власти во многом приходят ораторским путем, а всякая президентская гонка — соревнование ораторов. Всякий политик — оратор, то есть человек, действующий словом, а в нынешних условиях — не только словом с трибуны, но и письменным, газетным словом — собственно, это и есть то, что называется теперь «технологиями», «связями с общественностью». Помните, у Чехова: «Путь к любой карьере усыпан цветами красноречия». Только подлинного красноречия, предполагающего ум, честность, волю, ответственность за сказанные слова и, конечно, некоторую оригинальность и изящество стиля.

— Вы полагаете, что можно говорить о культуре политической речи в России?

— Несомненно, можно и нужно. К сожалению, она почти не исследована. Наши политологи и историки не умеют и не пишут о политическом языке и политических ораторах. А сами политики часто подобны стрелку, который имеет оружие — слово, но не умеет стрелять: выстрелит, а журналисты потом объясняют результаты его словесных «стрельб».

— А в «цивилизованных» странах не так?

— Там — по-другому: вся мудрость и глупость американской культуры и образа жизни выражены в ее риторике. Если угодно, риторика — основа американской культуры: и личной, и общественной. Принцип президентской власти в Америке таков: управлять — значит говорить, люди должны постоянно слышать речь своего президента. У нас же можно спрятаться за кремлевской стеной — и молчать, не разбрасывая на ветер своих «драгоценных» слов. Только время безвозвратно уходит — и если ты не начал вовремя говорить, то проиграл в самом факте речи.

— В. И., все-таки можно ли овладеть риторикой, научиться эффективно говорить и писать?

— Несомненно. «Красноречие складывается из многих знаний и стараний», — писал Цицерон. Поэтому к воле приложи образованность, имей философскую позицию, профессиональные знания, знакомься с правилами и рекомендациями в риторической литературе. Далее: наблюдай ораторов — и хороших, и дурных. Подмечай их достоинства и недостатки: в мыслях, словах, произношении, телодвижении. Ведь обучение всегда строится на подражании, следовании образцу.

Обучение риторике — серьезный и занимательный труд, в котором надо образовать ум, обогатить словарный запас, отточить произношение и, между прочим, усовершенствовать тело, потому что человек говорит «всем телом»...

— А где сегодня преподают риторику?

— Риторику преподают во всех ведущих вузах России. Нередко она входит в цикл речеведческих дисциплин, куда включаются стилистика, культура речи или культура общения. Большинство профессионалов своего дела осознали, как важно владеть языком — инструментом своей специальности.

Что касается современной школы, то там ее преподают в основном энтузиасты и факультативно, хотя имеются учебники под грифом министерства. В России есть ряд «риторических» регионов, где имеются свои учебно-научные школы риторики, а риторика введена в школах как региональный компонент. Таковы Пермь, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Саратов, Ярославль — все это региональные отделения Российской риторической ассоциации, объединяющей риторов не только России, но и Белоруссии, Латвии, Казахстана. За пять лет нашего существования с января 1997 г. Риторическая ассоциация объединила более 300 ученых и педагогов из числа тех, кому небезразличны судьбы русского слова, кто понимает роль языка и значение владения речью для практического пере- и благоустройства нашей жизни.

— Тогда последний вопрос: риторика и культура — какая взаимосвязь?

— Культура — то ценное, что мы берем из прошлого для будущего. Культура — это достижения, которые нельзя растерять. Язык — инструмент культуры, а риторика учит практически пользоваться языком, думать, выражать мысль в слове, формирует и воспитывает личность.

Важнейшая педагогическая задача сегодня — найти оптимальный образ соотношения риторики с культурой речи и другими речеведческими дисциплинами. Культура речи в прежнем понимании говорила прежде всего о норме, о правильности и чистоте речи. Но для убеждения требуются еще и новизна, оригинальность, стилевое новаторство, то, что в риторике называлось «изобретением» и украшением. Сегодня мы можем говорить и о культуре, и о русской речи, и о риторике, понимая все эти термины научно, а не вульгарно.

Очевидно, что риторика в России утверждается и ее утверждение создает оптимистический настрой для многих коллег, которые решили отдать свои силы этой классической и постоянно обновляющейся науке.

Владимир Иванович Аннушкин, председатель Российской ассоциации преподавателей и учителей риторики, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
 

Текущий рейтинг: